Сущность понятия и показатели эффективности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, умелого организатора и руководителя.
Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон.

Содержание

Введение………………………………………..….………………………………….3
1. Теоретические основы функционирования фирмы на рынке…………………..5
1.1. Сущность понятия и показатели эффективности фирмы……………………..5
1.2. Содержание понятия рынок и его основных составляющих…………………10
1.3. Закономерности функционирования фирмы в условиях рынка……………..17
2. Специфика и параметры взаимодействия фирмы на рынке……………………20
2.1. Параметры и характер взаимодействия фирм на рынке……….……………..20
2.2. Модели поведения фирмы на современном рынке…………………………...23
2.3. Перспективы взаимодействия фирмы в условиях рынка…….…….………..29
Выводы и предложения……………………………………………….……………..32
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая Аделя.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

     Попробуем выделить черты рыночного хозяйствования (26, с. 91):

     1. Самоокупаемость и самофинансирование, подразумевающие, что предприятие  пользуется только собственными  источниками средств, а также  средствами кредиторов, которые  необходимо вернуть с процентами  и в срок.

     2. Самостоятельность в принятии  экономических и иных решений  означает, что предприятие само  определяет, что, когда, сколько  производить и продавать (как  правило, это определяют акционеры,  еще на этапе учреждения предприятия), с кем заключать договоры и  вообще какие осуществлять сделки.

     3. Правовая защищенность предприятия,  его акционеров и работников  от произвольного и необоснованного  вмешательства в дела предприятия  со стороны других лиц, в  том числе, государства. Это  означает, что свобода рынка подразумевает  обязательства участников, обязательство уважать права и независимость других, что защищается законом (в судебном и ином порядке).

     4. Свобода ценообразования и конкуренции  означает, что по большей части  цены складываются на рынке  под воздействием факторов спроса и предложения, не устанавливаются каким-либо вышестоящим государственным органом, а также, что возможно войти на рынок и выйти с него.

     Стратегия рыночного предприятия проста: максимизировать  прибыль. Для достижения этой цели у  предприятий, которые только "на пути к рынку", т.е. проходят период адаптации, необходимо осуществлять различные  меры, которые включают улучшение  управления, повышение эффективности  производства, конкурентоспособности  выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово – экономических  результатов деятельности и др.

     Для эффективной работы фирмы необходимо выработать: защиту прав участников (учредителей); четкое разграничение ответственности  участников и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам); обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение обязательств; достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для их участников, инвесторов, кредиторов; создание механизма управления предприятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств; повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

     При определении положения предприятия  на рынке рекомендуется получить следующую информацию о показателях  экономического развития отраслей и  регионов, направлениях государственной  политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья; существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, производстве и импорте продукции - заменителя; потребителях и сегментации рынка; основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность); географическом распределении товара, экспортных рынках; конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку); уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию - заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).

     По  результатам исследований составляется оптимистический, пессимистический и  средневзвешенный прогнозы развития рынка.

     В рамках каждого из прогнозов рекомендуется: определять фазы и продолжительности  жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием; составлять прогноз развития рынка; оценивать потенциальные риски  деятельности предприятия (16, с. 85).

     Выработка стратегии развития фирмы в рыночной экономике позволяет обеспечить эффективное распределение и  использование всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе – устойчивое положение  на рынке; перейти от реактивной формы  управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие  проблемы) к управлению на основе анализа  и прогнозов.  

2.2. Модели поведения  фирмы на современном  рынке 

     В каждой социально-экономической системе  присущ свой хозяйственный механизм, который представляет совокупность экономических, организационных и правовых методов обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении: труд; издержки; цена; прибыль; заработная плата; налоги и т.д. (22, с. 259).

     Главным элементом хозяйственного механизма  экономики рыночного типа является конкуренция. Конкуренция (сталкиваться) – экономическое состязание за достижение результатов в области какой-либо деятельности.

     Борьба  товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через  спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция  представляет собой определенную форму  развития производственных сил, форму  развития факторов производства, экономических  ресурсов общества.

     Конкурентные  отношения складываются между субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), производителями и потребителями. Отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление.

     Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря  наличию которой, рыночная экономика  функционирует в качестве слаженной системы.

     В условиях конкуренции экономический интерес субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением субъекта получить наибольшую выгоду.

     Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен  на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям  покупателей. Условия функционирования рынка: реализация форм собственности равноправие, создание инфраструктуры и конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

     Конкуренция направляет деятельность экономических  субъектов в интересах всего  общества. В современной рыночной экономике выделяют шесть основных функций конкуренции: регулирующая; аллокационная; адаптационная; инновационная; распределительная; контролирующая. Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу.

     Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где применение обеспечивает отдачу. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет переходить от экономического выживания к расширению сфер деятельности.

     Инновационная функция обнаруживается в различных  проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса. Распределительная функция оказывает  прямое воздействие на распределения  национального продукта среди потребителей (30, с. 214).

     Контролирующая  функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими.

     Совокупность  функций обеспечивает результативность функционирования рыночной экономики. Режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.

     В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной.

     Совершенная конкуренция это такой вид  рыночной структуры, который предполагает выполнение следующих условий: объем  производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния  на рыночные цены; реализуемые каждым производителем товары являются однородными; покупатели хорошо информированы о  ценах; продавцы не вступает в сговор по поводу цен, и действуют независимо друг от друга; фирмы производители  могут, как свободно входить в  отрасль, так и выходить из неё.

     Совершенная конкуренция является условием создания рыночного механизма формирования цен и самонастройки экономической  системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические  побуждения отдельных индивидов  обращаются на благо всего общества.

     Совершенная конкуренция имеет положительные  черты: способствует более эффективному использованию ресурсов; побуждает  производителей реагировать на изменение  условий или потребностей покупателей; создает благоприятные условия  для внедрения в производство последних достижений науки и  техники; обеспечивает свободу выбора и действий (12, с. 84).

     К недостаткам свободной конкуренции  можно отнести: неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов; не обеспечивает развитие производства товаров и  услуг коллективного пользования; не создает условия для развития общего образования, городского хозяйства; не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, несправедливости.

     Противоположностью  совершенной конкуренции является монополистическая (несовершенная) конкуренция. Монополия означает единственный продавец, однако, говоря о монополии, имеют  в виду различные виды рыночных ситуаций характерных для несовершенной  конкуренции.

     Основными признаками выступают монопольные  цены и монопольные прибыли. Монополия  препятствует естественному формированию рыночной цены. Потребители в незначительной степени могут влиять на эти цены.

     В условиях монополии выделяют и несколько  видов конкуренции: олигополия –  монополия при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара в данной области; монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров; чистая монополия – это полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара, обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт; монопсония – тип рыночной структуры при которой имеется лишь один покупатель определенного товара.

     В условиях монополистической формы  хозяйствования конкуренция носит  достаточно сложный характер. Современная  монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и  потенциальных конкурентах; с помощью  рекламы крупные монополии оказывают  влияние на формирование спроса; монополии, используя политические и финансовые «рычаги», оказывают воздействие  на конкурентов или заказчика  в лице учреждений.

     Изучение  конкурентов и условий конкуренции  в отрасли требуется фирме  в первую очередь для того, чтобы  определить, её преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать  выводы для выработки фирмой собственной  конкурентной стратегии и поддержания  конкурентного преимущества.

     Определение собственной конкурентоспособности  предприятия является неотъемлемым элементом деятельности хозяйствующего субъекта.

     Оценка  конкурентной позиции фирмы требуется  по следующим причинам: разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности; выбора предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции; привлечения средств инвестора в перспективное производство; составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др.

     В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия  на отраслевом рынке (29, с. 128).

     Достижение  этой цели возможно лишь при наличии  оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.

     Известные методики оценки конкурентоспособности (6, с. 85):

  1. Матричный метод (разработан Бостонской консалтинговой группой). В основе методики – анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали– темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали– относительная доля товара/услуги на рынке.

Информация о работе Сущность понятия и показатели эффективности фирмы