Сущность понятия и показатели эффективности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, умелого организатора и руководителя.
Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон.

Содержание

Введение………………………………………..….………………………………….3
1. Теоретические основы функционирования фирмы на рынке…………………..5
1.1. Сущность понятия и показатели эффективности фирмы……………………..5
1.2. Содержание понятия рынок и его основных составляющих…………………10
1.3. Закономерности функционирования фирмы в условиях рынка……………..17
2. Специфика и параметры взаимодействия фирмы на рынке……………………20
2.1. Параметры и характер взаимодействия фирм на рынке……….……………..20
2.2. Модели поведения фирмы на современном рынке…………………………...23
2.3. Перспективы взаимодействия фирмы в условиях рынка…….…….………..29
Выводы и предложения……………………………………………….……………..32
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая Аделя.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

     Выделим признаки организации: совокупность участников; согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное, относительно целей и средств (контракты, увольнение, забастовки); формальная координация, определяющая структуру с учетом: степени сложности (иерархия), правил и процедур (формализация) и степени централизации (принятие решений).

     С точки зрения теории организации  можно дать достаточно близкие определения  фирмы. Рональд Г. Коуз определял фирму, как «группу людей сознательно объединившихся, чтобы реализовать интересы группы» (9, с. 54).

     А. Алчиан и Г. Демсец определяют фирму, как «совокупность средств, предназначенных для измерения производительности и вознаграждения».

     Таким образом, при любом подходе, экономическая  организация обнаруживает один важный признак: она является специфической  процедурой координации, так как  она обеспечивает аллокацию (обособление) ресурсов, следуя собственным правилам, успешно функционируя в условиях, когда рыночные механизмы становятся полностью или частично непригодными.

     Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию фирм помогает понятие транзакционных затрат. Р. Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя подчас весьма внушительных затрат. Были названы транзакционными (лат. transactio– сделка). В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, транзакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами.

     Можно выделить четыре категории транзакционных затрат: затраты поиска информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг); затраты, связанные с ведением переговоров и заключением контракта; «надзорные» затраты (по контролю за соблюдением условий договора); затраты, по юридической защите контракта (например, судебные расходы в случае его нарушения) (21, с. 104).

     Рассмотрим  экономику, представляющую сплошной, однородный рынок и состоящую из одних  только физических лиц (т. е. индивидуальных агентов). Бремя транзакционных затрат было бы в ней непомерно велико из-за бессчетного множества микросделок. При достаточно развитом разделении труда любое мельчайшее продвижение продукта по технологической цепи означало бы его переход от одного товаропроизводителя к другому. Каждый такой переход сопровождался бы переговорами о цене, измерениями качества и количества передаваемого продукта, мерами по юридической защите сторон.

     Транзакционные  затраты были бы столь колоссальны, что многие решили бы вообще отказаться от участия в рыночном обмене.

     Наличие транзакционных затрат, естественно, подталкивает к изысканию технических и  организационных средств по их сокращению. Один из способов минимизации транзакционных затрат – организация фирмы. Фирмы, по словам Коуза, возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. Их смысл – в подавлении ценового механизма и замене системой контроля.  

     Действительно, многие транзакции дешевле осуществлять внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка. В какой механизм административного контроля ведет к экономии на транзакционных затратах, «иерархия» вытесняет рынок. В пределах фирмы сокращаются затраты поиска, исчезает необходимость беспрерывного перезаключения контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость.

     Попыткой  реализовать эту идею на практике можно считать систему централизованного  планирования, сложившуюся в бывших социалистических странах. Ее неслучайно называют термином «командная экономика». Казалось бы, все правильно: чем крупнее  организация, тем больше экономия на транзакционных затратах, а значит, минимальными они окажутся тогда, когда  всю экономику сверху донизу будут  пронизывать командные отношения – при полном устранении рынка. Однако подобный вывод ошибочен (19, с. 362).

     Любая иерархическая организация так же не свободна от транзакционных затрат, как и рынок, причем они нарастают по мере увеличения ее масштабов. При превышении размера «иерархия» начинает терять управляемость. Затраты на поиск и обработку информации стремительно разбухают.

     Подчинение  работников целям фирмы с помощью  системы стимулов, контроля и надзора  обходится все дороже и дороже. Организация экономики на манер гигантской фабрики, призывал Карл Маркс, ведет не к минимизации, к возрастанию транзакционных затрат. Отсюда следует, что ни у рынка нет абсолютных преимуществ перед иерархией, ни у иерархии – перед рынком.

     Важно иметь в виду: «чистый рынок» и  «чистая иерархия» – это два  полюса, две крайние точки, не исчерпывающие  всего многообразия организационных  фирм. Существует множество промежуточных, гибридных образований (своего рода «квазифирм») (23, с. 187).

     Экономическая эффективность требует ограничения размеров организации, когда одна крупная фирма не в состоянии повторить результаты, которых добиваются две, три или больше мелких. 

     1.3. Закономерности функционирования фирмы в условиях рынка 

     Рынок - это сфера товарного обмена и  связанная с ним совокупность отношений, складываются между товаропроизводителями  и покупателями по поводу купли-продажи. Условия функционирования рынка: реализация форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

     Рынок выполняет функции:  регулирующую (регулирует производство и обращение товаров);  контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);  распределительную (устанавливает необходимые воcпроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность); стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда);  информационную (информирует о состоянии в хозяйственной сфере);  санирующую (очищает производство от слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц).

     Инфраструктуру  рынка составляет совокупность субъектов, имеющих направления деятельности и обеспечивающих взаимодействие всех рыночных контрагентов. К важным элементам  рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые биржи, коммерческие центры, банки, транспортная и складская  сеть, средства коммуникации (14, с. 175).

     Существуют  принципы поведения субъектов в  рыночной экономике: принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности, проявляется в предоставлении субъекту собственнических и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в объекты, в ликвидации ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан; принцип свободного рыночного ценообразования; принцип потребителя; принцип партнерства (на основе договоров и контрактных отношений); принцип государственного регулирования рыночных отношений (на основе программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений, кредитного, трудового законодательства).

     Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

     Поведение хозяйствующих субъектов на рынке  регулируется принципами: взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;  ответственности перед конечным потребителем;  достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;  экономного ведения хозяйства; соблюдения этического кодекса предпринимательства.

     До  средины ХХI в. подход к взаимоотношениям фирмы и общества базировался на следующих положениях: - что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества; - дело бизнеса – бизнес; - надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества). Подход был воспринят и обществом.

     Однако  с началом научно-технической  революции возобладало мнение, что  отсутствие ограничений порождает  социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о  труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские. Потребители начали предъявлять требования монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, влияния, загрязнения среды (8, с. 155).

     Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma - подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.

     Правовые  формы функционирования современной  фирмы: акционерное общество, с ограниченной ответственностью, коммандитное общество.

     Современная фирма - многоотраслевой комплекс промышленных, торговых предприятий национального  и международного уровня.  
 

     Фирма - это «генератор богатства» общества: генерирует товары и покупательную  способность для их приобретения; поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост.

     Институциональная структура рыночной системы включает институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном  контроле со стороны рынка. Рынок нуждается в фирмах, только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики.

     Существование рынка и фирмы есть сосуществование  в единой рыночной экономике двух типов отношений: традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных  отношений, представляют отношения  сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности  которых значение имеют нерыночные методы и формы.

     Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым  условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне (7, с. 186).

     Главное в современной фирме - кадровые компоненты: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, управленческими новациями, опирающимися на техническую базу и величину функционирующего капитала.

     Процветание фирмы, ее известность – производные  от таланта и труда ее коллектива. Уровень развития фирм во многом предопределяет и уровень развития национальной экономики, и ее конкурентоспособность.

     Фирмы в качестве признаков имеют: многоуровневую вертикальную иерархию, переход внутрифирменных отношений в административные, отсутствие в рамках внутрифирменных иерархий товарно-денежных отношений, обмен в виде обмена деятельностью, не опосредованного движением денег, отсутствие равноправных отношений между субъектами, отсутствие симметричности информационных потоков для уровней иерархии.

 

2. Специфика и параметры  взаимодействия фирмы  на рынке

2.1. Параметры взаимодействия фирм на рынке 

     Они имеют важное значение для предприятия или фирмы, поскольку, без преувеличения, определяют саму "линию поведения" - стратегию и тактику развития бизнеса. Если предприятие функционирует в условиях плановой экономики, скорее всего, отсутствуют серьезные стимулы улучшения работы и повышения рентабельности. Соответственно, отсутствуют высокие прибыли, хотя и существует больше гарантий того, что предприятие не окажется на грани или за гранью банкротства и разорения. Если же предприятию приходится ежедневно заботиться о своем выживании, напряженность работы всех - от уборщицы до директора - гораздо выше, но вместе с тем выше и доход.

     В настоящее время актуальность приведенного сравнения, быть может, не так высока, как в предыдущие, первые годы перехода к рынку. Однако сейчас, тем не менее, можно проводить различие между предприятиями, которые полностью "окунулись" в рынок (либо были созданы уже в рыночных условиях) и предприятиями, которые во многом сохраняют прежние "госплановские" традиции работы (в худшем их понимании).

     Несмотря на общий переход России к рыночной экономике, многие предприятия еще только в начале структурной перестройки своей деятельности, а многие еще пользуются бюджетными ассигнованиями, как правило, безвозмездными, и поэтому расхолаживающими руководителей и работников.

Информация о работе Сущность понятия и показатели эффективности фирмы