Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:10, курсовая работа
Современный мировой рынок представляет собой арену жесткой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнитель¬ных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции, определяющих потребности покупателя.
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
И
ПОКАЗАТЕЛИ ЕЕ КАЧЕСТВА
Современный мировой рынок представляет собой арену жесткой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции, определяющих потребности покупателя.
Качество продукции согласно Международному стандарту ИСО 8402-86 - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Качественные характеристики - это, например, соответствие изделия современному направлению моды, дизайну, цвету и т. д.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления (например, безотказность работы, трудоемкость, себестоимость, масса, размер изделия и т. д.), называется показателем качества продукции. Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции. [4, с. 16]
Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:
Показатели качества | |||
По характеризуемым свойствам | По способу выражения | По оценки уровня качества | По стадии |
|
|
|
|
Примечание – Источник: В.И. Гиссин «Управление качеством продукции».
Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы.
3. Единичные, характеризующие одно из свойств продукции. Они подразделяются на показатели:
1.2 Оценка уровня качества продукции
Чтобы ответить на вопрос, каково качество продукции, необходимо сравнить значение показателей качества одного и другого вида продукции. На основании сравнения можно будет сделать заключение о том, качество какой продукции будет выше.
1. Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. С помощью измерительного метода определяются следующие значения: масса изделия, частота вращения двигателя, размер изделия, скорость автомобиля, сила тока и др.
2. Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и т.д.
3. Регистрационный метод основывается на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях. Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.
4. Традиционный метод осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений (к ним относятся специализированные лаборатории, полигоны, испытательные стенды и т. д.).
5. Экспертный метод оценки показателей качества продукции реализуется группой специалистов-экспертов, например дизайнеров, дегустаторов, товароведов и т. п. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. [4, с. 16]
6. Социологический метод определения показателей качества продукции используется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем опросов или с помощью специальных анкет-вопросников, выставок, конференций и т. д.
7. Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции осуществляется сравнением показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, т. е. показатель качества оцениваемой продукции Р1 сопоставляется с показателем качества базового образца Р1баз, Р2 – с Р2баз, … Рn – c Рnбаз (n - число сравниваемых показателей качества).
Для
каждого из показателей рассчитываются
относительные показатели качества оцениваемой
продукции по формулам:
Q1 = Рi / Рiбаз (1.1)
Q1
= Рiбаз / Рi
(1.2)
где Рi - числовое значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
Рiбаз - числовое значение i-го показателя качества базового образца.
Формула (1.1) используется, когда увеличению абсолютного значения показателя качества соответствует улучшение качества продукции. По этой формуле можно вычислять относительный показатель качества для мощности, срока службы, производительности, точности, коэффициента полезного действия и т. д.
По формуле (1.2) относительный показатель качества определяется тогда, когда увеличение абсолютного значения показателя соответствует ухудшению качества продукции. По этой формуле определяют относительный показатель для себестоимости расхода материала, топлива, энергии, содержания вредных примесей, массы, трудоемкости, параметра потока отказов и других, так как в этих случаях улучшение качества определяется уменьшением абсолютного значения единичного показателя.
8.
Комплексный метод оценки уровня качества
предусматривает использование комплексного
(обобщенного) показателя качества. Этот
метод применяется в случаях, когда оказывается
целесообразным уровень качества выразить
только одним числом. Уровень качества
по комплексному методу определяется
отношением обобщенного показателя качества
оцениваемой продукции Qоц к обобщенному
показателю базового образца Qбаз,
т. е.
Q = Qоц / Qбаз (1.3)
Сложность комплексной оценки заключается в объективном нахождении обобщенного показателя.
9. Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда решают поставленные задачи. В этих случаях для оценки уровня качества продукции применяют единичные и комплексные показатели качества, одновременно используя и комплексный, и дифференциальный методы, т. е. оценку производят смешанным методом. Сущность и последовательность оценки этим методом заключается в следующем:
1. Единичные показатели качества объединяют в ряд групп, для которых определяют групповой комплексный показатель качества. Наиболее значимые единичные показатели можно в группы не включать, а рассматривать отдельно. Объединение показателей в группы должно производиться в зависимости от цели оценки.
2. Найденные величины групповых комплексных и отдельно выделенных наиболее важных единичных показателей подвергают сравнению с соответствующими значениями базовых показателей, т.е. применяют принципы дифференциального метода.
С помощью измерений обычно (но не всегда) определяются единичные показатели качества.
Патентно-правовые
и экономические показатели, показатели
однородности продукции, стандартизации
и унификации получают расчетным путем.
Путем расчетов, как было изложено выше,
можно найти комплексные показатели.
1.3 Международные стандарты на системы качества (ИСО серии 9000)
По официальному заявлению Международной организации по стандартизации, с 15 декабря 2000 г. вступила в силу новая версия (а не новая редакция) международных стандартов по управлению качеством МС ИСО серии 9000.
Правила ИСО требуют, чтобы ее стандарты периодически пересматривались. Пересмотр МС ИСО серии 9000 осуществленный в 2000 г. - это наиболее полная переработка стандартов с момента первого издания в 1987 г. В числе основных изменений - следующие: сокращение числа стандартов до трех (9000, 9001 и 9004); ориентация на удовлетворенность потребителя, а не на потребности; непрерывное совершенствование; более логичная структура документов; процессный подход к управлению качеством в организации на основе восьми принципов.
Новые стандарты ориентированы на более полное удовлетворение ожиданий потребителей и улучшение их благосостояния, на получение дополнительной прибыли производителями качественных товаров и услуг, а также на получение наибольшей выгоды всеми заинтересованными сторонами (поставщиками, рабочими и служащими организации, акционерами, инвесторами) и обществом в целом. Эти цели достигаются при процессном подходе к управлению качеством производимой продукции или услуг на основе реализации следующих восьми принципов.
Принцип 1. Ориентация организации на потребителя, т. е. на удовлетворение его потребностей и интересов.
Принцип 2. Ведущая роль руководства.
Принцип 3. Вовлеченность работников.
Принцип 4. Процессный подход.
Концепция новой версии стандартов ИСО серии 9000:2000 по управлению качеством базируется на необходимости рассмотрения всех бизнес-процессов с точки зрения того, как в процессе производства продукции или оказания услуги происходит увеличение (добавление) их ценности.