Сущность инвестиционных ресурсов в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разработки механизмов привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики для реализации инвестиционных проектов и программ на основе использования инструментария инвестиционно-заемных систем. Одним из ключевых условий преодоления кризиса российской экономики является разработка эффективных систем, обеспечивающих привлечение нестабильной основе инвестиций, необходимых для практической реализации принципов современной промышленной политики и модернизации российской экономики.

Содержание

Введение 3
1.Сущность инвестиционных ресурсов в современной экономике 5
1.1. Понятие и виды инвестиционных ресурсов 5
1.2. Основные показатели эффективности инвестиций 9
1.3. Роль и значение инвестиционных ресурсов для экономического развития 13
2. Особенности определения спроса и предложения на инвестиционные ресурсы 18
2.1. Спрос на инвестиционные ресурсы 18
2.2. Предложение на инвестиционные ресурсы в экономике 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

      Чистый приведенный доход рассчитывается по формуле:

(6)

где Ч  — чистый приведенный доход за жизненный цикл проекта;

Д i _ величина дохода в i -ом временном интервале (формула 3);

К i _ величина инвестиционных платежей в i -ом временном интервале (формула 4);

Т —  количество временных интервалов в жизненном цикле проекта (длительность временного интервала заранее устанавливается, например месяц, два месяца, и т.д.);

q н — норматив дисконтирования затрат и результатов проекта на момент начала его жизненного цикла

q н = q г + q с + q о , (7)

где q г — гарантированная норма получения дивидендов на вложенный капитал в высоконадежном банке (в долях единицы);

q с — страховая норма, учитывающая риск вложений (в долях единицы), наличие и полноту страхования инвестиционной деятельности (если предприниматель вообще не страхует свою деятельность, то страховая норма принимается по максимуму; если страховка имеется, то страховая норма уменьшается в зависимости от полноты страхования вплоть до нуля);

q о — минимальная граница доходности проекта (в долях единицы), которая по мнению предпринимателя может его устроить и принимается им для себя самостоятельно.

     Таким образом, величина чистого приведенного дохода в огромной степени определяется не только объективными параметрами дохода предприятия и инвестициями в проект за его жизненный цикл, но и установленным нормативом дисконтирования. Если принятая норма окажется ошибочной, то будет иметь погрешность и величина чистого приведенного дохода. Поэтому при определении указанного норматива нужен тщательный анализ всей необходимой информации.

       Рассматриваемый показатель достаточно широко распространен на предприятиях среднего бизнеса, реже он используется на предприятиях крупного и малого бизнеса, поскольку там главное внимание уделяется другим показателям. В частности, на крупных предприятиях предпочтение отдается показателю внутренней нормы доходности, а на малых предприятиях — срока окупаемости инвестиций и срока окупаемости эксплуатируемого объекта.

     Кроме показателя чистого приведенного дохода для оценки эффективности проектного решения на предприятиях среднего бизнеса широко применяется показатель рентабельности инвестиций. Можно сказать, что оба показателя имеют одну и ту же природу и отражают одну и ту же суть, но только под разным углом зрения.

    Экономический смысл показателя рентабельности инвестиций заключается в том, что он отражает долю чистого приведенного дохода, приходящуюся на единицу дисконтированных к началу жизненного цикла проекта инвестиционных вложений. Этот показатель рентабельности инвестиций рассчитывается по формуле

(8).

     В этой формуле все показатели и параметры имеют тот же экономический смысл, что и в формулах 6 и 7.

 

1.3. Роль и значение  инвестиционных ресурсов для экономического развития

        Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается  на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке. Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.

        В экономике рыночного типа хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций. При этом экономические агенты финансируют капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования средств на финансовых рынках на конкурентной основе.

      Главными критериями необходимости инвестиций являются рост эффективности производства и максимизация прибыли. К тому же технологические изменения в состоянии базовых отраслей требуют больших капиталовложений.

      Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

      Содержание  государственного регулирования инвестиционной деятельности  определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.

       Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.  Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

       До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается  на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

       В состав инвестиций входят: денежные средства; целевые банковские вклады; акции; паевые взносы и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т.д.); имущественные права, вытекающие из авторского права и других интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих знаний, «ноу-хау»; право пользования природными ресурсами, другие права и ценности.

       Совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций характеризуется как инвестиционная деятельность. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, земля и так далее.

      Инвестиционная сфера – это совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в роли инвестиций. В состав инвестиционной сферы входят:

  • сфера капитального строительства;
  • инновационная сфера;
  • сфера обращения финансового капитала;
  • сфера реализации имущественных прав субъектов.

      Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователи объектов, поставщики  товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные компании, граждане государства и зарубежных стран.

       В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности выделяются:

  • государственные инвестиции (средства бюджетов, внебюджетных фондов, заемные средства, средства государственных предприятий);
  • инвестиции граждан;
  • инвестиции негосударственных предприятий;
  • иностранные инвестиции;
  • совместные инвестиции.

       Инвестиционная политика зависит от внутренней и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия.  Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.

       В настоящее время возникла потребность устанавливать реально осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определять плановые показатели инвестиций, формировать их структуру, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих практической реализации в плановом периоде на основе многовариантных прогнозных расчетов.

         Прогнозирование инвестиций – сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем.

        Для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия: существование сбережений и способность населения делать текущие сбережения; возможность обслуживания долга; иностранные займы и инвестиции. Масштабы и эффективность реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется  воздействием следующих основных факторов:

       1. Геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов. Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.

       2. Производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой  производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

      3. Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании2, инвестиционные фонды и др.

Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала,  возможности мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков.

      4. Налоговая политика. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования.

    5. Внешнеэкономические риски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных  отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе  и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы.

      Таким образом  инвестиционные ресурсы занимают значительную роль  для экономического развития. 

2. Особенности определения  спроса и предложения  на инвестиционные ресурсы

2.1. Спрос на инвестиционные  ресурсы

       Инвестиционный спрос3 характеризуется высокой степенью подвижности и формируется под воздействием целого комплекса факторов, среди которых можно условно выделить макро- и микроэкономические факторы.

Информация о работе Сущность инвестиционных ресурсов в современной экономике