Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:35, курсовая работа
Цель работы – раскрыть место, национальные особенности и проблемы малого предпринимательства в современной экономике России.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть предпринимательство в целом.
Введение.
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса в рыночной экономике
1.1. Предпринимательская деятельность: характеристика и формы
1.2. Место и роль малого бизнеса в экономике.
1.3. Особенности и проблемы малых форм предпринимательской деятельности.
2. Особенности становления и развития малого предпринимательства рыночной экономике России.
2.1. Малый бизнес и история его становления
2.2. Современное состояние и проблемы малого предпринимательства в переходной экономике России.
2.3. Влияние экономического кризиса на малый сектор экономики.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: “Малый бизнес в рыночной экономике.”
Выполнил студент
Группы ЭЭБ-003-о
Соломин Никита Юрьевич
Научный руководитель
Буркова Н.В.
Содержание.
Введение.
1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса в рыночной экономике
1.1. Предпринимательская деятельность: характеристика и формы
1.2. Место и роль малого бизнеса в экономике.
1.3. Особенности и проблемы малых форм предпринимательской деятельности.
2. Особенности становления и развития малого предпринимательства рыночной экономике России.
2.1. Малый бизнес и история его становления
2.2. Современное состояние и проблемы малого предпринимательства в переходной экономике России.
2.3. Влияние экономического кризиса на малый сектор экономики.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение
Данная тема актуальна для России на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Объект исследования данное работы предпринимательство. Предметом исследования является малый сектор предпринимательства.
Цель работы – раскрыть место, национальные особенности и проблемы малого предпринимательства в современной экономике России.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть предпринимательство в целом.
Определить роль малого бизнеса в экономике.
Изучить особенности малого предпринимательства.
Рассмотреть историю становления малого бизнеса в России.
Проанализировать состояние малого бизнеса в Российской федерации
Изучить влияние экономического кризиса на малый сектор экономики.
Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.
В работе использованы труды таких Российских авторов как: Щетинин О.В.,Лапуста М.Г., Старостина Ю.Л.,Рыбиной Н.М.
В данной курсовой использованы методы литературного обзора, исторический метод, метод анализа.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав , заключения, списка используемой литературы, приложений.
1.Теоретические аспекты развития малого бизнеса в рыночной экономике
1.1Предпринимательская деятельность: характеристика и формы.
Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[1]».
Согласно гражданскому законодательству, предпринимательской деятельностью в Российской Федерации могут заниматься граждане (которые в законах чаще всего именуются физическими лицами), а также предприятия (юридические лица).
Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателей регламентируются национальным законодательством.
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином - индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.
Если говорить о средствах, при помощи которых происходит получение прибыли предпринимателем, то можно назвать такие способы, как пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Предприятие представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Типов предприятий достаточно много. Существует достаточно большое число классификации предприятий в зависимости от различных признаков. Ниже приводятся некоторые из них.
Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируют по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.
По форме собственности.
Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций, и иные предприятия.
Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения.
Государственные предприятия выступают наряду с частными фирмами контрагентами в хозяйственном обороте. Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные.
По мощности производственного потенциала.
Очевидно, что мощность производственного потенциала зависит от размера предприятия. Среди организаций выделяют:
1) малые;
2) средние;
3) крупные.
По принадлежности капитала и контролю над ним.
1) национальные;
2) иностранные;
3) смешанные.
В зависимости от пределов ответственности участников.
1) с полной ответственностью;
2) с ограниченной ответственностью.
По виду производимой продукции:
В зависимости от того, что доминирует в производственной деятельности организации, выделяют:
1) предприятия по производству товаров;
2) предприятия по оказанию услуг.
По организационно-правовой форме
предприниматель без образования юридического лица
полное товарищество
товарищество на вере
общество с ограниченной ответственностью
общество с дополнительной ответственностью
акционерное общество
производственный кооператив
унитарное предприятие
Анализируя данный параграф можно сделать вывод что предпринимательская деятельность имеет множество видов. Делится на множество категорий. Предприниматели пользуются законодательными актами которые регламентируют их права и обязанности.
1.2Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. [26, с 109]
Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. [3, с 78-81]
Малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).
Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [27, с 148-152]
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.
Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.
Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. [4, с 205]