Сущность и значение управления затратами на предприятии в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

В настоящее время на российских предприятиях не уделяют должного внимания управлению затратами. Но даже среди тех руководителей, которым на практике пришлось убедиться, что управление затратами - необходимый элемент деятельности предприятия, не все понимают, насколько. А ведь известны примеры, когда при снижении издержек на несколько процентов прибыль возрастает так же как при увеличении объема продаж на треть. При этом компания не несет дополнительных затрат, связанных с расширением производства, менеджеры не “ломают голову” насчет новых способов продвижения продукции, наконец, появляется возможность более гибкого ценообразования. Ведь хорошие показатели по затратам можно получить не только снизив их (что, обычно, делают на большинстве отечественных предприятий) но и увеличив отдачу от этих затрат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие понятия управления затратами на предприятии…………...….5
1.1 Классификация затрат………………………………………………..…….5
1.2 Этапы разработки системы управления затратами……………………..11
1.3 Типичные ошибки в управлении затратами…………………………….15
Глава II. Значение управления затратами на предприятии……………..……17
2.1 Процесс управления затратами на предприятии………………………..17
2.2 Планирование и анализ затрат на предприятии………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………..……………..31

Работа содержит 1 файл

Замураева.docx

— 54.88 Кб (Скачать)

  Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий  по снижению издержек производство хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

  Управленческие  решения, влияющие на величину затрат, принимаются на всех уровнях управления и во всех структурных подразделениях предприятия. Координация всей деятельности направлена на оптимизацию затрат. На предприятии эту задачу должна решать система контроллинга, в которой  в зависимости от конкретных условий  используются различные методы управления затратами:

  1. В методе целевых затрат за  основу берется ожидаемая цена (стоимость объекта), полученная  в ходе разработки. Планируется  величина скидок, величина налогов,  а также желаемая прибыль, исходя  из предполагаемого объема продаж. Целевая цена снижается на  соответствующую величину и на  основе этих данных получают  целевые издержки (затраты, которые  предприятие может себе позволить  при определенном состоянии рынка).

  2. Метод формирования затрат на  основе отдельных процессов состоит  в разбивке общих затрат на  отдельные составляющие (по отдельным  процессам или видам деятельности), которые оказывают существенное  влияние на уровень совокупных  затрат предприятия. Это позволяет  увеличить «прозрачность» косвенных  расходов, понять причину их возникновения,  получить более точную калькуляцию.

  3. Метод, учитывающий жизненный  цикл продукции, заключается в  систематическом сокращении затрат  по всему жизненному циклу  продукта, включая до- и после- производственные услуги. На стадию, предшествующую производству, приходится более 90% всех затрат по созданию новой продукции. Наибольший потенциал воздействия происходит на этапе конструирования и разработки продукта, причем на конечной стадии разработки заново может быть пересчитано менее 10% общей величины затрат. Использование метода, позволяет учитывать развитие событий (модернизацию продукта, дальнейшие снижение или рост объемов его выпуска, параллельное производство товара-заменителя и т.д.).

  4. Управление затратами на качество  продукции проводится в основном  с целью определения важнейших  задач по повышению качества  данного продукта, когда снижение  затрат приводит к незапланированным  изменениям конструкции или технологии  производства продукции.

  5. Метод управления затратами в  конкретной среде заключается  в концентрации сил и средств  на: применении материало- и энергосберегающих  технологий, использование вторичных  материальных и энергетических  ресурсов и отходов, замене  дорогостоящего сырья, материалов, топлива, энергии менее дорогими  ресурсами, рационализации организации  производства, повышение квалификации  персонала и т.д.

  6. Метод сравнения с лучшими  показателями конкурентов базируется  на постоянном сопоставлении  затрат предприятия с аналогичными  данными других предприятий - его конкурентов. Информация, необходимая  предприятию при разработке конкурентных  преимуществ, получается из анализа  позиции на рынке в сравнении  с позициями конкурентов. Основными  подходами к формированию конкурентных  преимуществ являются: экономия  на затратах, уникальное продуктовое  предложение, специализация предприятия,  заключающаяся в обслуживании  либо широкого круга потребителей, например всего целевого рынка,  либо только центральных целевых  его сегментов.

  7. Метод стратегического управления  затратами представляет собой  анализ цепочки ценностей предприятия,  стратегического позиционирования  предприятия, факторов, определяющих затраты. Управление затратами различно в зависимости от выбранной предприятием стратегии.

  Предприятие формирует стратегию собственного развития, которая, в свою очередь, определяет уровень неопределенности внешней  среды, а последнее задает требования к глобальной системе управления затратами на предприятии. Возможно наличие несколько стратегий, которых  может придерживаться предприятие, чтобы выиграть в конкурентной борьбе [14, c. 243-244].

  Таким образом, исходя из материала изученного во втором параграфе, мы можем сделать  вывод, что неотъемлемой частью в  управлении затратами на любом предприятии  является их планирование и анализ, на основе данных которых базируется вся система управления затратами. Исходя из этого рассмотрим, что  представляют собой эти стадии управления затратами в третьем параграфе.

2.2 Планирование и  анализ затрат  на предприятии

  При характеристике планирования английский ученый Акоф подчеркнул, что «план - это проект желаемого будущего и  путей его эффективного достижения». Исходя из высказывания, можно заключить, что целью планирования затрат является определение возможностей наиболее эффективного расходования ресурсов (материальных, трудовых и денежных).

  По  срокам различают следующие виды планирования себестоимости продукции (работ, услуг):

  1. перспективное (охватывает период  более трех лет);

  2. среднесрочное (от двух до трех  лет);

  3. краткосрочное или текущее (до  одного года).

  Целью перспективного планирования является управление будущими операциями, чтобы  достичь желаемой цели в длительном периоде. А краткосрочное планирование, или составление сметы, должно отражать текущие условия и натуральные человеческие и финансовые ресурсы, которыми предприятие располагает на данный период [14, c. 212].

  Планирование  расходов связано с разработкой  следующих бюджетов: продаж; коммерческих расходов; прямых затрат на материальные нужды; производственных накладных  расходов; прямых затрат на оплату труда; управленческих расходов.

  Важное  значение в бюджетировании имеет  разработка основных элементов операционного  бюджета. Бюджет предприятия - денежные доходы и расходы, спланированные и  расписанные на определенный период для достижения поставленной производственно-хозяйственной  цели.

  Планирование  затрат на производство и реализацию продукции осуществляется различными методами, которые зависят от общеэкономических  условий, масштабов предприятия  и его деятельности, возможностей бухгалтерского и управленческого  учета. Так, на предприятиях, производящих различную продукцию себестоимость  планируется в виде определенного  размера затрат на рубль товарной продукции в оптовых ценах, в  то время как предприятием, вырабатывающим один вид продукции плановая себестоимость  устанавливается в абсолютной сумме  на единицу изделия [12, c. 213].

  При учете затрат в разрезе постоянных и переменных расходов планируются  переменные затраты. Планируемая сумма  переменных затрат определяется как  произведение удельных затрат на единицу  продукции на планируемый объем  выпуска продукции в натуральном  выражении. Постоянные расходы принимаются  в фактической величине.

  В планировании применяется метод  формирования плановой себестоимости  на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому  элементу осуществляются разработки и  планируются затраты, исходя из потребностей производства с учетом использования  факторов снижения себестоимости [16, c. 413].

  Все промышленные предприятия независимо от их организационно-правовых форм и  собственности должны осуществлять калькулирование себестоимости  продукции.

  Калькулирование себестоимости продукции способом суммирования затрат используется в  машиностроении и других сложных  сферах. В этом случае себестоимость  единицы продукции определяется путем суммирования затрат по процессам  технологического цикла или по отдельным  частям изделия в разрезе калькуляционных  статей и деления полученных сумм на фактическое количество выпущенной продукции. Наиболее часто этот метод  используется при расчете фактической  производственной себестоимости [29, c. 312].

  Смета затрат на производство является важнейшим  документом при планировании себестоимости. Текущая (годовая) смета затрат входит составной частью в бюджет предприятия. Большую часть сметы затрат составляют расходы, связанные с выпуском продукции. Смета позволяет выявить направление  расходов, т.е. определить, какая их часть связана с выпуском готовой  продукции, увеличением незавершенного производства, освоением новых изделий, оказанием услуг непромышленного  характера. На основе сметы затрат на производство определяется прибыль  от производства и реализации продукции, а также потребность в оборотных  средствах.

  Основной  целью планирования себестоимости  является определение оптимальной  величины затрат на производство продукции  при наиболее эффективном использовании  всех видов ресурсов. Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости  с выявлением причин, вызывающих затраты, не обусловленные нормальной организацией производства. Таким образом, при  планировании себестоимости решают следующие задачи:

  1. Выявляются внутрифирменные резервы  снижения затрат на производство.

  2. Обосновывается плановая себестоимость  единицы продукции и общая  сумма затрат на производство.

  3. Определяется размер снижения  себестоимости в плановом периоде  по сравнению с базисным (в  процентах) [29, c. 315].

  Следовательно исходным моментом в планировании себестоимости  продукции является изыскание возможностей ее снижения и их обоснование, разработка сметы затрат на производство, а  также определение уровня себестоимости  отдельных видов продукции, т.е. составление  плановых калькуляций.

  Известно  несколько методов планирования себестоимости. Первым методом является нормативно-балансовый метод (метод  прямого счета). Он базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования  различных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составлении  балансов потребности и распределения  по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции.

  Вторым  методом планирования себестоимости  является расчетно-аналитический (по факторный) метод. Он предусматривает обоснование  влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических  факторов на себестоимость продукции  позволяют установить величину ее экономии или перерасхода в плановом периоде  по сравнению с базисным.

  Следует отметить, что суммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового  и расчетно-аналитического методов, должны быть равны. Это связано с  тем, что в расчет принимаются  нормы, действующие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде [10, c. 178].

  Для достижения оптимальных финансовых результатов необходимо не только абсолютное планирование величины затрат, но и  определение их в рациональной структуре.

  Выбор наиболее подходящего для конкретных условий варианта формирования затрат предприятия является важнейшей  задачей финансовой службы предприятия [12, c. 217].

  Следующим элементом управления затратами  является их анализ, следовательно  перейдем к изучению анализа расходов на производство и реализацию продукции  на предприятии.

  Целью анализа расходов на производство отдельных  видов и всей совокупности продукции  является оценка их фактической величины за отдельный отчетный период по сравнению  с их плановыми показателями и  в динамике, выявление резервов экономии затрат и уменьшения себестоимости  в расчете на единицу основного  вида продукции и определение  конкретных мер по использованию  этих резервов в текущей деятельности и в перспективе.

  В процессе анализа затрат на производство и себестоимости выпускаемой  продукции промышленное предприятие:

  1. Изучает величину совокупных  затрат за отчетный период  и темпы ее изменения по  сравнению с плановыми данными,  в динамике и с темпами изменения  объема продаж продукции.

Информация о работе Сущность и значение управления затратами на предприятии в рыночной экономике