Сущность и значение управления затратами на предприятии в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

В настоящее время на российских предприятиях не уделяют должного внимания управлению затратами. Но даже среди тех руководителей, которым на практике пришлось убедиться, что управление затратами - необходимый элемент деятельности предприятия, не все понимают, насколько. А ведь известны примеры, когда при снижении издержек на несколько процентов прибыль возрастает так же как при увеличении объема продаж на треть. При этом компания не несет дополнительных затрат, связанных с расширением производства, менеджеры не “ломают голову” насчет новых способов продвижения продукции, наконец, появляется возможность более гибкого ценообразования. Ведь хорошие показатели по затратам можно получить не только снизив их (что, обычно, делают на большинстве отечественных предприятий) но и увеличив отдачу от этих затрат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие понятия управления затратами на предприятии…………...….5
1.1 Классификация затрат………………………………………………..…….5
1.2 Этапы разработки системы управления затратами……………………..11
1.3 Типичные ошибки в управлении затратами…………………………….15
Глава II. Значение управления затратами на предприятии……………..……17
2.1 Процесс управления затратами на предприятии………………………..17
2.2 Планирование и анализ затрат на предприятии………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………..……………..31

Работа содержит 1 файл

Замураева.docx

— 54.88 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Управление затратами»

на тему: «Сущность и значение управления затратами на предприятии в рыночной экономике» 
 

                                                                     студента 4 курса

                                                                     специальности (направления)

                                                                     менеджмент организации 

                                                                     очная форма обучения,

                           
             
             
             
             
             
             
             

Тюмень 2011 
 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         16.12. 2011

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Общие понятия управления затратами на предприятии…………...….5

  1.1 Классификация затрат………………………………………………..…….5

  1.2 Этапы разработки системы управления затратами……………………..11

  1.3 Типичные ошибки в управлении затратами…………………………….15

Глава II.  Значение управления затратами на предприятии……………..……17

  2.1 Процесс управления затратами на предприятии………………………..17

  2.2 Планирование и анализ затрат на предприятии………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  литературы………………………………………………..……………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Организационная деятельность любого предприятия связана  с использованием ресурсов земли, рабочей  силы, средств производства (капитала) и предпринимательских способностей, что, очевидно, влечет за собой возникновение  затрат, перерабатывая эти ресурсы, предприятие производит, а затем  реализует продукцию, получая (в  большинстве случаев) прибыль.

  Степень удовлетворения интересов фирмы, прежде всего, зависит от результатов его  хозяйственной деятельности, которые  включают не просто получение доходов  и прибыли от реализации продукции, но и обеспечение стабильного  развития производства с учетом выплат необходимых налогов.

В современных  условиях процесс эффективного управления производством зависит от того, насколько  рационально построена система  внутрипроизводственного управленческого  учета на предприятии и насколько  объективно она отражает его производственные процессы. Формирование многих экономических  показателей зависит от правильности организации внутрипроизводственного  учета.

  Вопросы организации управленческого учета  на предприятии тесно связаны  с вопросами управления затратами  на всех уровнях его производственно-коммерческой деятельности. Стремление построить  такую внутрипроизводственную учетную  систему, которая взаимосвязано  отражала бы весь производственный процесс, является одной из приоритетных задач.

Основным  объектом управленческого учета  являются затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Уровень  затрат является критерием использования  эффективных или неэффективных  форм и методов хозяйствования и  обусловлен сложившимися производственными  отношениями.

  Этот  показатель выражает интересы широкого круга предпринимателей в наиболее рациональном и эффективном использовании  производственного потенциала, а именно в получении высоких результатов при минимальных затратах.

  Для принятия управленческих решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли  и рентабельности производства.

Эффективное управление затратами является действенным  инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности компании и ее структурных подразделений.

   В настоящее время на российских предприятиях не уделяют должного внимания управлению затратами. Но даже среди тех руководителей, которым на практике пришлось убедиться, что управление затратами - необходимый  элемент деятельности предприятия, не все понимают, насколько. А ведь известны примеры, когда при снижении издержек на несколько процентов  прибыль возрастает так же как  при увеличении объема продаж на треть. При этом компания не несет дополнительных затрат, связанных с расширением  производства, менеджеры не “ломают  голову” насчет новых способов продвижения  продукции, наконец, появляется возможность  более гибкого ценообразования. Ведь хорошие показатели по затратам можно получить не только снизив их (что, обычно, делают на большинстве  отечественных предприятий) но и  увеличив отдачу от этих затрат. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Общие понятия управления затратами

    1. Классификация затрат
 

  На  любом этапе жизни компании неизменно  существует задача учета, анализа и  управления затратами. В последнее  время многие руководители приходят к выводу, что период получения  сверхприбыли без должного контроля затрат завершился. Конкуренция усиливается, все больше предприятий применяют  современные технологии и оборудование, совершенствуют качество управления. Получать прибыль, просто увеличивая цены, стало невозможно. На первый план выходят  неценовые факторы завоевания рынка: улучшение качества продукции, развитие гарантийного и послегарантийного  обслуживания, предоставление дополнительных услуг. Именно снижение затрат при сохранении качества выпускаемой продукции  дает предприятию возможность удержать или даже усилить свои позиции  на рынке.

  В условиях ограниченности ресурсов, когда  предприятие не может постоянно  увеличивать производственную базу, и с развитием конкуренции, когда  компании не могут бесконечно поднимать  цены, вопрос «Что лучше: меньше тратить  или больше зарабатывать?» однозначно решается в пользу оптимизации затрат и поиска резервов их снижения.

  Теоретически  существуют 3 варианта действий, позволяющих  увеличить прибыль: повышать цены, наращивать объемы продаж или снижать затраты. При первом варианте компания может получать прибыль, увеличивая объем продаж и не очень заботясь об эффективности. При втором - рынок начинает насыщаться и рост продаж прекращается. Возникает необходимость заниматься повышением эффективности за счет наведения порядка в компании, т.е. оптимизировать затраты - третий вариант. Тем не менее на некоторых вещах, например, рабочем инструменте, экономить нельзя. Техническое обеспечение не должно подводить. Если оборудование сломается, денег не заработать.

  Однако  снижение затрат не панацея. Нередко  неоправданное снижение приводит к  обратным результатам. Так, в ряде компаний, работающих в сфере услуг, где  установлена сдельная система оплаты труда сотрудников, поставленная в  зависимость от процента выполненного объема (ателье, спортклубы, салоны красоты  и т.п.), можно столкнуться со следующей  ситуацией. Руководство решает снижать  затраты, начав с уменьшения процентов  от выручки, выплачиваемых сотрудникам. В скором времени большинство  сотрудников находят выход: клиенты  платят мастерам «в карман». Результатом  становится снижение общих объемов  выручки и, как следствие, сокращение прибыли. К сожалению, в сфере  услуг такие ситуации очень распространены. В производственных отраслях подобные эксперименты оборачиваются уходом специалистов, появлением «откатов», хищениями.

  Для того чтобы эффективно управлять  затратами, руководителю компании важно  понимать, какие виды затрат существуют и от чего они зависят.

  1. Эффективные и неэффективные затраты. С точки зрения эффективности и влияния на результаты принимаемых решений, затраты делятся на:

  - эффективные - связанные с получением  доходов от реализации продукции,  на производство которой они  были выделены;

  - неэффективные - связанные с потерями  и отсутствием доходов. К ним  относятся все виды потерь: от  брака, хищений, порчи, простоев, недостачи.

  Разумеется, неэффективные (непроизводительные) затраты  необходимо снижать в первую очередь. Для этого нужно определить допустимый уровень технологических потерь и установить ответственность за его превышение.

  Определить  непроизводительные расходы позволяет  нормирование использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Для ресурсов, имеющих в структуре  затрат предприятия значительный удельный вес, необходимо устанавливать нормы  и нормативы их потребления и  фиксировать все отклонения от нормативных  показателей. На основе детального анализа разрабатываются управленческие решения по устранению причин отклонений. Одним из результатов может стать, в частности, уточнение норм [6, с.193].

  Другое  возможное направление сокращения затрат - это анализ эффективности  вспомогательных работ на предприятии  и привлечение сторонних компаний для выполнения отдельных функций. Так, затраты на содержание штата  сотрудников, занимающихся обслуживанием (уборщицы, сантехники, электрики и  т.п.), или затраты на содержание собственного гаража, парка автотранспортных средств, штата водителей и автомехаников  могут оказаться значительно  выше, чем оплата услуг сторонних  и транспортных компаний. Вообще, привлечение  на конкурсной основе сторонних предприятий (например, для оказания ремонтных  и транспортных услуг, услуг рекламных  агентств, аудита и консалтинга) - реальный путь снижения затрат для средних  и крупных организаций. Важно, что  компания может выбрать контрагентов с оптимальным для нее соотношением «качество - цена - сроки -прочие условия  договора».

  В отдельных случаях предприятию, наоборот, выгоднее создать вспомогательные  структуры или новые подразделения  для снижения затрат на оплату услуг  сторонних организаций. Например, в  связи со значительным ростом операций по упаковке полиграфической продукции  руководитель типографии может принять  решение о приобретении собственного упаковочного оборудования. Это решение  будет оправданно при двух условиях: текущие расходы на содержание оборудования и собственно на упаковку должны быть ниже затрат на оплату услуг сторонних  организаций, а средства, пошедшие на его приобретение, - достаточно быстро окупаться.

  2. Релевантные и  нерелевантные затратыРуководителю важно понимать, влияют ли принимаемые им управленческие решения на затраты. По принципу зависимости от принимаемого решения затраты делятся на:

  - релевантные - затраты, на которые  принимаемое решение оказывает  влияние;

  - нерелевантные - затраты, которые  не зависят от принимаемого  решения.

  К примеру затраты прошлых периодов являются нерелевантными, поскольку  никакие решения уже их не изменяют, а т.н. альтернативные издержки (потери, которые может понести предприятие  в случае принятия альтернативного  решения) являются релевантными и должны учитываться.

  На  примере уже описанной выше типографии рассмотрим такую ситуацию. Планируя расширить спектр услуг, типография купила полиграфическое оборудование и выделила помещение для организации  нового вида деятельности. Однако ситуация на рынке резко ухудшилась и спрос  на эти услуги существенно снизился. Руководителю предприятия нужно  принять решение о запуске  нового производства (для этого надо приобрести еще оборудование и нанять дополнительный персонал) или отказе от него. В данном случае затраты  на станок будут нерелевантными, т.к. предприятие их уже понесло и  принятое решение их не изменит. А  площади, выделенные под новую деятельность, можно использовать иначе. Например, сдать в аренду. Сумма арендной платы при этом должна рассматриваться  в качестве альтернативных, т.е. релевантных  издержек (выгода, от которой отказывается типография в случае запуска проекта).

Информация о работе Сущность и значение управления затратами на предприятии в рыночной экономике