Сущность и значение управления затратами на предприятии в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

В настоящее время на российских предприятиях не уделяют должного внимания управлению затратами. Но даже среди тех руководителей, которым на практике пришлось убедиться, что управление затратами - необходимый элемент деятельности предприятия, не все понимают, насколько. А ведь известны примеры, когда при снижении издержек на несколько процентов прибыль возрастает так же как при увеличении объема продаж на треть. При этом компания не несет дополнительных затрат, связанных с расширением производства, менеджеры не “ломают голову” насчет новых способов продвижения продукции, наконец, появляется возможность более гибкого ценообразования. Ведь хорошие показатели по затратам можно получить не только снизив их (что, обычно, делают на большинстве отечественных предприятий) но и увеличив отдачу от этих затрат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие понятия управления затратами на предприятии…………...….5
1.1 Классификация затрат………………………………………………..…….5
1.2 Этапы разработки системы управления затратами……………………..11
1.3 Типичные ошибки в управлении затратами…………………………….15
Глава II. Значение управления затратами на предприятии……………..……17
2.1 Процесс управления затратами на предприятии………………………..17
2.2 Планирование и анализ затрат на предприятии………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………..……………..31

Работа содержит 1 файл

Замураева.docx

— 54.88 Кб (Скачать)

  3) Управленческие расходы. Содержание управленческого звена, расходы на управление персоналом, имиджевый маркетинг, ведение учета и все остальное, связанное с управлением подразделениями и предприятием в целом.

  4) Общехозяйственные расходы (электроэнергия, тепло, вода, чай, кофе и пр.). 
 

    1. Типичные  ошибки в управлении затратами
 
  • Ошибка 1. Непоследовательность. Управление затратами должно быть частью общей системы управления предприятием. Принятие разрозненных управленческих решений в части затрат (сегодня сокращаем косвенные расходы, завтра меняем методологию расчета себестоимости продукции, через неделю - принципы оплаты труда) приводит к тому, что система управления затратами работает неэффективно.
  • Ошибка 2. Недостаток информации. Внедрение системы управления затратами сталкивается со значительным количеством проблем, одна из которых информационная. На многих предприятиях передача сведений об израсходованных материалах, сырье, топливе и др. происходит несвоевременно и в неполном размере. Неполнота и несвоевременность предоставления данных о затратах - причина формирования ошибочных показателей величины затрат и себестоимости, игнорирования факторов, влияющих на размер затрат.
  • Ошибка 3. Избыток информации. Соблюдение требования полноты и своевременности получения информации о затратах должно быть дополнено принципом достаточности. Сбор излишнего количества сведений увеличивает расход времени и ресурсов на получение и обработку информации, осложняет информационную систему незначительными данными, изучение влияния которых может привести к неверным управленческим решениям.
  • Ошибка 4. Игнорирование изменений. Нередко в процессе управления затратами игнорируется влияние различных факторов на состав, размер и структуру затрат. В условиях динамично развивающейся рыночной ситуации в течение непродолжительного периода времени затраты могут изменяться под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Предусмотреть все факторы и степень их влияния очень сложно, попытки прогнозирования могут отнимать немало времени и ресурсов. Однако это не означает, что изучением и оценкой влияния тех или иных факторов можно пренебречь.
  • Ошибка 5. Отсутствие обратной связи. Опыт показывает, что введение системы управления затратами «сверху», приобретение дорогостоящего программного обеспечения и даже создание служб, в обязанности которых входят учет, контроль и планирование затрат, не гарантирует построения эффективной системы управления затратами. Чтобы система заработала, все начальники подразделений и руководители служб, каждый сотрудник компании должны четко представлять выполняемые ими функции, сферу своей ответственности и взаимосвязь между подразделениями.
  • Ошибка 6. Ошибки в расчете себестоимости. На практике при расчете себестоимости допускается огромное количество ошибок - пожалуй, столько не встречается при решении никаких других экономических задач
 
 
 
 

Глава II.  Значение управления затратами на предприятии

  2.1  Процесс управления  затратами на предприятии

  Рассмотрим  далее, что в общем, представляют собой процесс управления расходами  на производство и реализацию продукции  на предприятии. Управление расходами  предприятия является составляющей системы управления в целом. Поэтому  в общих чертах остановимся на некоторых аспектах управления предприятием, чтобы понять сущность управления затратами.

  Управление - это деятельность предприятия, направленная на реализацию целей объекта управления, при условии рационального использования  имеющихся ресурсов. Что касается сути управленческой деятельности, то придерживаясь широко распространенной точки зрения, управление можно представить  как реализацию функции планирования, контроля и регулирования, организационной  работы, а также стимулирования [2, c. 79].

  Исходя  из содержания понятия «управление», основными элементами управления затратами  на производство и реализацию продукции  на предприятии являются прогнозирование  и планирование, нормирование затрат организации, их учета и калькулирования  себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.

  Трудно  переоценить то значение, которое  имеет наличие информации о затратах и расходах для деятельности предприятия  и результатах этой деятельности. Пользователями такой информации выступают  собственники и управляющие предприятием, акционеры, кредиторы, органы исполнительной власти.

  Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления затратами - внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в  основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя - на себестоимость  реализованной продукции [4, стр.886].

  Непосредственно в процессе управления расходами  и себестоимостью продукции решают где, когда и в каких объемах  должны расходоваться ресурсы предприятия, где, для чего и в каких объемах  нужны дополнительные финансовые ресурсы, и как достичь максимально  высокого уровня отдачи от использования  ресурсов. Поэтому целью управления расходами и себестоимостью продукции  является обеспечение экономного использования  ресурсов и максимизация отдачи от них.

  Общая бухгалтерия решает проблемы формирования картины финансового положения  организации, исчисления конечных результатов  ее деятельности. Данные этого учета  предназначены главным образом  для управления финансовой и коммерческой деятельностью и для внешних  потребителей.

  Счета финансового учета служат для  обобщения информации о наличии  и движении основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и других финансовых вложений, производственных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов (счета финансового  учета - материальные затраты, затраты  на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, расходы  по обычной деятельности, остатки  материальных ценностей и продажи).

  Производственная  бухгалтерия осуществляет формирование информационно-аналитической базы управления производственной деятельностью, калькулирование себестоимости  продукции, работ, услуг.

  Счета управленческого учета предназначены  для обобщения информации о процессах  формирования издержек производства и  расходов на продажу, стоимости готовой  продукции, а также о процессах  ее реализации. Наиболее ценными в  такой информации считаются данные об оборотах по счетам.

  Одновременно  выделение управленческого учета  способствует сохранению коммерческой тайны об уровне затрат на производство, рентабельности отдельных видов  продукции, их конкурентоспособности (счета управленческого учета - материалы, основное производство, вспомогательные  производства, общепроизводственные расходы, результаты производственной деятельности, материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, готовая продукция, продажи).

  Технически  организация может вести учет в рамках единой с финансовым учетом системы счетов или самостоятельной  системы счетов [6, c. 312].

  Каждое  предприятие должно предусматривать  использование разнообразной информации о деятельности предприятия в  системе управления затратами и  себестоимостью продукции:

  1. При прогнозировании, оценки ожидаемой  величины затрат и установлении  показателей себестоимости продукции  с целью выявления путей развития  предприятия и ожидаемой прибыли  и рентабельности на период  более двух лет.

  2. В процессе планирования, то есть  обоснования величины затрат  и себестоимости продукции на  предстоящие один - два года с  учетом организационного уровня  производства и величины всех  факторов, которые поддаются количественной  оценки. Особое значение, при текущем  планировании затрат и себестоимости  продукции, имеет экономическое  обоснование решений о производстве  новых изделий и снятии с  производства устаревших, об учете  эффективности использования всех  видов ресурсов, новой техники,  организационно-технических мероприятий,  внедрение новой технологии и  т.д.

  3. При нормировании, определении оптимального  размера затрат материальных, трудовых  и финансовых ресурсов при  производстве запланированной к  выпуску продукции.

  4. В процессе улучшения учета  фактических затрат, обоснования  калькуляции себестоимости продукции.

  5. При анализе затрат и себестоимости  продукции путем сравнения фактических  показателей с плановыми, в  динамике, с предприятиями - конкурентами  и расчете факторов, влияющих  на эти изменения.

  6. В процессе контроля и регулирования  показателей по ходу хозяйственно-финансовой  деятельности, выявлении резервов  экономии затрат на производство  и возможности по снижению  величины и уровню себестоимости  продукции (за счет совершенствования  управления и организации производства, устранения имеющихся недостатков  в деятельности предприятия и  т.д.) [6, c. 322].

  В целях обеспечения эффективного управления затратами и формированием  себестоимости выпускаемой продукции  промышленное предприятие должно добиваться осуществления следующих мероприятий (соблюдать следующие правила  работы):

  1. Увеличивать производство конкурентоспособной  продукции за счет более низких  расходов и, следовательно, цен.

  2. Обеспечивать качественной и  реальной информацией о себестоимости  отдельных видов продукции и  учитывать их позиции на рынке  по сравнению с продуктами  предприятий - конкурентов.

  3. Использовать возможности гибкого  ценообразования.

  4. Представлять объективные данные  для составления финансового  плана и бюджета предприятия.

  5. Иметь возможность оценивать  деятельность каждого структурного  подразделения с финансовой точки  зрения.

  6. Принимать обоснованные и эффективные  решения.

  Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления затратами - внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в  основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя - на себестоимость  реализованной продукции [9, c. 304].

  Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции  на предприятии должна быть разработана  общая концепция (программа), которая  должна ежегодно корректироваться с  учетом изменившихся на предприятии  обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна читывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

  Содержание  и сущность комплексной программы  по снижению издержек производства зависят  от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его  развития. Но в общем плане в  ней должны быть отражены следующие  моменты:

  1. Комплекс мероприятий по более  рациональному использованию материальных  ресурсов (внедрение новой техники  и безотходной технологии, позволяющей  более экономно расходовать сырье,  материалы, топливо и энергию;  совершенствование нормативной  базы предприятия; внедрение и  использование более прогрессивных  материалов; использование отходов  производства; улучшение качества  продукции и снижение процента  брака и др.).

  2. Мероприятия, связанные с определением  и поддержанием оптимального  размера предприятия, позволяющие  минимизировать затраты в зависимости  от объема производства.

  3. Мероприятия, связанные с улучшением  использования основных фондов (освобождение  предприятия от излишних машин  и оборудования; сдача имущества  предприятия в аренду; улучшение  качества обслуживания и ремонта  основных средств; обеспечение  большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации  персонала, обслуживающего машины  и оборудование; применение ускоренной  амортизации и др.).

  4. Мероприятия, связанные с улучшением  использования рабочей силы (определение  и поддержание оптимальной численности  персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста  производительности труда по  сравнению со средней заработной  платой; применение прогрессивных  систем и форм оплаты труда;  улучшение условий труда; механизация  и автоматизация всех производственных  процессов; обеспечение мотивации  высокопроизводительного труда  и др.);

  5. Мероприятия, связанные с совершенствованием  организации производства и труда  (углубление концентрации, специализации;  кооперирования, комбинирования и  диверсификации производства; внедрение  бригадной формы организации  производства и труда; совершенствование  организационной структуры управления  фирмой и др.).

  Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь  четкий механизм ее реализации [12, c. 165].

Информация о работе Сущность и значение управления затратами на предприятии в рыночной экономике