Сущность и значение управления затратами на предприятии в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

В настоящее время на российских предприятиях не уделяют должного внимания управлению затратами. Но даже среди тех руководителей, которым на практике пришлось убедиться, что управление затратами - необходимый элемент деятельности предприятия, не все понимают, насколько. А ведь известны примеры, когда при снижении издержек на несколько процентов прибыль возрастает так же как при увеличении объема продаж на треть. При этом компания не несет дополнительных затрат, связанных с расширением производства, менеджеры не “ломают голову” насчет новых способов продвижения продукции, наконец, появляется возможность более гибкого ценообразования. Ведь хорошие показатели по затратам можно получить не только снизив их (что, обычно, делают на большинстве отечественных предприятий) но и увеличив отдачу от этих затрат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие понятия управления затратами на предприятии…………...….5
1.1 Классификация затрат………………………………………………..…….5
1.2 Этапы разработки системы управления затратами……………………..11
1.3 Типичные ошибки в управлении затратами…………………………….15
Глава II. Значение управления затратами на предприятии……………..……17
2.1 Процесс управления затратами на предприятии………………………..17
2.2 Планирование и анализ затрат на предприятии………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………..……………..31

Работа содержит 1 файл

Замураева.docx

— 54.88 Кб (Скачать)

  3. Постоянные и переменные  затраты. В зависимости от изменения объема производства (или продаж) затраты делятся на:

  - переменные, которые прямо пропорциональны  объемам производства;

  - постоянные, которые не зависят  от объема производства;

  - смешанные, которые содержат в  себе как постоянную, так и  переменную части.

  Это разделение помогает оптимизировать затраты, особенно постоянные, когда определяется их структура, выявляются излишние постоянные затраты. Например, в производственной компании при проведении анализа  постоянных затрат было выявлено, что  значительные средства тратятся на аренду склада, который большую часть  времени не используется даже на 50%. Было принято решение об аренде склада меньшей площади. В практике данная классификация не слишком популярна, что иногда приводит к отрицательным последствиям.

  Например, в одной книжной сети, в состав которой входили несколько магазинов  и аппарат управления, после распределения  значительных по величине постоянных расходов, в которых преобладали  затраты на содержание управленческого  персонала, ряд магазинов оказывался убыточным. Руководство сети приняло  решение о ликвидации убыточных  магазинов. Однако постоянные расходы  остались прежними и вся их величина после закрытия части магазинов  распределилась между оставшимися  магазинами. Это, в свою очередь, привело  к резкому снижению прибыли и  даже к убыточности нескольких магазинов.

  Классификация затрат на переменные и постоянные является основой операционного  анализа «затраты - объем - прибыль», который позволяет находить критический  объем продаж, или точку безубыточности, в которой суммарный объем  выручки равен суммарным затратам. Точку безубыточности особенно важно  знать при неполной загрузке производственных мощностей, поскольку продажи ниже этой точки влекут за собой потери для предприятия.

  4. Прямые и косвенные  затраты. По способу отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на:

  - прямые - это расходы, которые  можно непосредственно отнести  на конкретный вид продукции,  работы, услуги. К ним относятся  затраты на сырье и материалы,  заработную плату основных производственных  рабочих;

  - косвенные - это расходы, которые  не имеют прямой связи с  конкретным видом продукции. К  косвенным затратам относятся  затраты на управление и обслуживание  предприятия в целом и его  подразделений (если внутри подразделений  производится несколько видов  продукции).

  Если  предприятие производит один продукт, то все затраты на его производство и реализацию будут прямыми. Важно  понимать, что распределение на прямые и косвенные расходы не соответствует разделению на постоянные и переменные затраты [8, с.255].

  С развитием технологий, усложнением  организационных структур предприятий, совершенствованием организации управления доля прямых затрат снижается, поэтому  приоритетными направлениями учета  и управления затратами становятся вопросы правильного отнесения  затрат на себестоимость, выбора экономически обоснованных коэффициентов распределения  и расчета полной себестоимости  отдельных видов продукции.

  Для решения принципиальных задач - сколько  нужно продавать и по какой  цене, чтобы данный продукт приносил компании прибыль - необходимо посчитать, во что обходится производство одной  единицы продукции, т.е. посчитать  ее себестоимость.

  Классический  расчет себестоимости единицы продукции  предполагает прохождение трех шагов:

  • определение переменных затрат на производство единицы продукции (сырье, материалы, комплектующие, технологическая энергия, сдельная заработная плата) по нормам расхода. Переменные расходы должны охватывать и налоги с выручки от реализации, включаемые в себестоимость продукции.
  • выделение в составе общепроизводственных расходов тех затрат, которые могут быть отнесены напрямую на конкретный вид продукции (связанных с производством конкретного вида продукции).
  • суммирование всех прочих расходов, произведенных за период, и отнесение их к конкретным видам продукции (разделение накладных расходов по видам продукции). Классическими представителями таких «прочих расходов» являются расходы на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений, заработная плата административно-управленческого персонала, административные расходы.
 
 
    1. Этапы разработки системы  управления затратами
 

  Этап 1. Формирование организационных  единиц по управлению затратами.  Разработка и внедрение системы управления затратами начинается с построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных. На этом этапе должны быть определены:

  - подразделения предприятия, связанные  с осуществлением затрат, отражением  их в учете, контролем;

  - подчиненность этих подразделений;

  - сфера их ответственности;

  - взаимосвязь с другими подразделениями; 

  - функциональные обязанности для  каждой должности;

  - документооборот, сопровождающий  хозяйственные операции [5, с.321].

  Данный  этап осуществляется кадровой службой  при активном сотрудничестве с производственной и финансово-экономической службами, бухгалтерией, службой снабжения  и т.п.

  Отдельно  финансово-экономической службе поручается разработка элементов, необходимых  для функционирования системы:

  - центров затрат - подразделений,  которые осуществляют расходы;

  - ответственности - в т.ч. материальной;

  - норм и нормативов расхода  сырья, материалов, топлива и пр., норм выработки;

  - образцов первичных документов  по списанию сырья, материалов, топлива, запасных частей, по учету  рабочего времени и т.п.;

  - регламента предоставления информации -порядок, сроки, получатели данных.

  Этап 2. Информационное обеспечение  учета затратЭто необходимо для своевременного и достоверного сбора информации о затратах. Выполнение этой функции обеспечивается финансово-экономической службой.

  Этап 3. Планирование затратПланирование затрат, как правило, осуществляется в комплексе с планированием других показателей деятельности предприятия (натуральные показатели деятельности, доходы, инвестиции и др.) в рамках принятой на предприятии системы планирования и бюджетирования. Подразделением, ответственным за формирование плановых показателей затрат, является финансово-экономическая служба.

  Этап 4. Оперативный контроль расходовОперативный контроль расходов - это функция сотрудников структурных подразделений, в рамках которых осуществляются расходы. Для контроля над затратами необходимо организовать:

  - фиксирование затрат на рабочих  местах в центрах затрат;

  - сравнение фактических затрат  с нормативными (плановыми), выявление  отклонений;

  - своевременную передачу данных  в подразделение, занимающееся  сбором и обработкой информации  о затратах (финансово-экономическую  службу).

  Этап 5. Учет затратДанный этап подразумевает отражение хозяйственных операций в системе управленческого учета и интеграцию этих операций в системе бухгалтерского учета. Этим занимаются финансово-экономическая служба и бухгалтерия.

  Этот  этап включает также разработку единой методологической базы управленческого  учета, разработку системы стимулирования сотрудников и штрафов за несоблюдение технологических, санитарно-гигиенических  и других требований.

  Этап  6. Анализ затрат Необходимо сопоставлять нормативные (плановые) и фактические данные, выявлять причины отклонений и проблемные участки на производстве, анализировать структуру и динамику затрат, определять их эффективность. Комплексный анализ затрат осуществляет финансово-экономическая служба. Руководителю предприятия необходимо потребовать лишь итоговый отчет, содержащий анализ существенных отклонений затрат в разрезе обобщенных статей расходов.

  Например, если предприятие решает провести «аттестацию» производимой продукции, целесообразно  выполнить следующие этапы.

  1. Начать с маржинального анализа  - анализа соотношения цен реализации  и переменных затрат на производство  продукции. Этот этап позволяет  выделить наиболее «полезные»  продукты, с точки зрения получения  прибыли (наибольший положительный  ценовой коэффициент), и приносящие  при любых обстоятельствах убыток (отрицательный ценовой коэффициент). Таким образом, продукция ранжируется  с точки зрения потенциала  получения прибыли. Наиболее выгодной, с точки зрения максимизации  прибыли, является реализация  продукции с максимальным ценовым  коэффициентом [4, с.270].

  Безусловно, вопрос формирования «продуктового  портфеля» не ограничивается внутренним экономическим расчетом. Также должны учитываться два принципиальных фактора - производственные мощности и  рыночный спрос. Например, желание увеличить  объемы реализации наиболее прибыльных продуктов может столкнуться  с ограничением производственных возможностей либо с ограниченным спросом. Формула  идеального продуктового набора - максимальный спрос при максимальном ценовом  коэффициенте и отсутствии ограничений  по росту объемов производства.

  2. Затраты, не вошедшие в состав  переменных, распределить на разные  виды продукции в соответствии  со степенью их «участия» при  производстве этих видов продукции.

  Распределенные  затраты прибавляются к переменным, и получается искомая себестоимость. Сравнивая себестоимость с ценой  реализации, производится оценка факта - приносит ли конкретное изделие прибыль  либо убыток.

  В результате появляется возможность  сформировать программу действий на будущее. Если продукт на сегодня  приносит убыток, но цена покрывает  переменные затраты, увеличение объемов  продаж позволит в дальнейшем сделать продукцию прибыльной. Если увеличение объемов продаж представляется проблематичным, возможно, придется рассматривать вопрос повышения цены. Если же цена продаж не покрывает даже переменных затрат, возникает особая ситуация: каждая продажа приносит убыток, и увеличение объемов продаж лишь усугубит отрицательный результат. Такой случай требует решительных действий: снижение затрат, повышение цен либо изгнание «паршивой овцы» из рядов производимой продукции.

  Этап 7. Разработка управленческих решенийПо результатам предыдущего этапа нужно поручить службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат, внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами. Рекомендации могут предполагать, например, изменение структуры затрат, пересмотр норм и нормативов, корректировку ценовой политики компании, изменение объемов или диверсификацию производства. Наиболее эффективные и экономически проработанные предложения должны служить основой управленческих решений.

  При управлении затратами необходимо придерживаться классификации, принятой в традиционном бухгалтерском учете.

  1) Производственные (коммерческие) затраты. Расходы, необходимые для реализации товаров, услуг, привязанные к номенклатуре. В основном это переменные расходы, зависящие от объемов реализации: себестоимость товаров, заработная плата производственного персонала и начисляемые на нее налоги, транспортные затраты, маркетинговые расходы, направленные на продвижение конкретных товаров и услуг (с ожидаемым эффектом в краткосрочной перспективе), командировочные расходы.

  Общепроизводственные  расходыОтличаются от производственных тем, что не привязаны к какому-то конкретному виду реализуемой номенклатуры. Они также зависят от объемов реализации и необходимы для ее осуществления. К таким расходам относятся: заработная плата прочего производственного персонала и начисляемые на нее налоги, транспортные расходы (большинство из них входят именно в эту статью затрат) и т.д.

Информация о работе Сущность и значение управления затратами на предприятии в рыночной экономике