Стратегия развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения материальных благ требуют новых подходов к использованию финансово-кредитного механизма в управлении экономикой. Особое значение в этой связи приобретают вопросы страхования хозяйственной деятельности, учитывающей интересы субъектов экономики.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы стратегического управления предприятием
1.1 Понятие стратегии и основные принципы ее формирования
1.2 Виды стратегий предприятия
1.3 Технологи и этапы разработки стратегических управленческих
решений
2 ОАО «НефАЗ» как объект исследования
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Динамика основных показателей деятельности предприятия
3 Стратегия развития ОАО «НефАЗ» в современных условиях
3.1 Выбор направлений развития предприятия
3.2 Анализ себестоимости прицепов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Стратегия развития предприятия БГУ эк орг.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

     

     Рисунок 2 – Прогноз производства грузовых автомобилей на рынке России 

     Согласно  данным диаграммы, производство грузовых автомобилей должно было развиваться  по нарастающей. Но в связи с разразившимся кризисом в 2008 – 2009гг. произошло существенное снижение производства грузовых автомобилей. В таких условиях для ОАО «НефАЗ» важно удержание, а при оптимистических прогнозах расширение позиций на рынке прицепной техники. 

     3.2 Анализ себестоимости прицепов 

     Рассмотрим  структуру затрат на производство прицепов (таблица 6).

     Как видно из таблицы, фактические затраты выше плановых на 63878,37 тыс. руб. или на 12,95%.

     Перерасход  произошел по всем видам и особенно по материальным расходам, хотя в структуре  затрат сократилась доля материальных затрат (на 3,68%); увеличилась доля амортизации ОС (на 1,37%), доля зарплаты (на 0,72%), и прочих затрат (на 1,59%).  Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных расходов. При этом доля переменных расходов сократилась на 3,01%, соответственно возросла доля постоянных расходов.

Таблица 6 – Структура затрат на производство прицепов

Показатели  Сумма тыс. руб. Структура затрат, %
план факт +,- план факт +,-
1.Заработная  плата и отчисления на соц.  нужды 45365,188 55243,6 +9878,47 9,19 9,91 +0,72
2.Материальные  затраты 372191,96 399868,93 +27676,97 75,44 71,76 -3,68
3.Амортизация 42576,29 55755,378 +13179,09 8,63 10,0 +1,37
4.Прочее  33247,65 46391,55 +13143,9 6,74 8,33 +1,59
5.Себестоимость  в т.ч.: переменные расходы

постоянные расходы 

493381,08 

384704,82

108676,26

557259,45 

417709,95

139549,5

+63878,37 

+33005,13

+30873,24

100 

77,97

22,03

100 

74,96

25,04

- 

-3,01

+3,01

 

     Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию (V ВПобщ), ее структуры (УДi), уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):

                                 

                                  Зобщ = ∑ (V ВПобщ х УДi х Вi ) + А                                       (1) 

     Данные  для расчета влияния этих факторов приведены в таблице 7.

     Расчет  затрат.

     1) По плану на плановый выпуск  продукции:  493381,08 тыс. р.

     2) По плану, пересчитанному на  фактический объем производства продукции при сохранении плановой структуры: (493381,08 х 0,7797) х 1,106 + 108676,26 = 534142,53 тыс.р.

     3) По плановому уровню на фактический выпуск продукции при фактической ее структуре: (557259,45 х 0,7797) + 108676,26 = 543171,45 тыс.р.

     4) Фактические при плановом уровне  постоянных затрат: (557259,45 х 0,7496) + 108676,26 = 526397,94 тыс.р.

     5) Фактические: 557259,45 тыс.р.

     Из  таблицы видно, что в связи  с перевыполнением плана по выпуску  прицепов в условно-натуральном  выражении на 10,6% (Кmn = 1,106) сумма затрат возросла на 40761,45 тыс.р. (534142,53 – 493381,08).

Таблица 7 – Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию прицепов

Затраты Сумма тыс. руб. Факторы изменения затрат
объем прод. структура прод. перем. затр. пост.

затр.

1.По  плану на плановый выпуск продукции:

∑( V ВПi пл х Вi пл) +Апл

493381,08 пл пл пл пл
2. По  плану, пересчитанному

 на фактический объем производства продукции при сохранении плановой структуры:

∑( V ВПi пл х Вi пл) Кmn+Апл

534142,53 ф пл пл пл
3.По  плановому уровню на фактический выпуск продукции при фактической ее структуре

∑( V ВПi ф х  Вi пл) +Апл

543171,75 ф ф пл пл
4.Фактические  при плано

вом уровне постоянных

 затрат:

∑( V ВПi ф х  Вi ф) +Апл

526397,94 ф ф ф пл
5. Фактические

∑( V ВПi ф х  Вi ф) +Аф

557259,45 ф ф ф ф
 

     Из-за изменения структуры выпуска  сумма затрат тоже возросла – на 9028,92 тыс.р. (543171,45 – 534142,53).

     За  счет снижения уровня удельных переменных затрат снижение затрат составило 16773,51 тыс.р.(526397,94 - 543171,45).

     Рост  постоянных затрат на 30873,24 тыс. и повышение  их доли в составе затрат также послужило одной из причин увеличения общей суммы затрат.

     Таким образом, общая сумма затрат выше плановой на 63878,37 тыс. руб. (557259,45 -  493381,08), или на 12,95%. В том числе за счет перевыполнения плана по объему производства и изменения общей структуры продукции она возросла на 33016,86 тыс.р. (526397,94 - 493381,08), а за счет роста себестоимости продукции – на 14087,7 тыс.р. (557259,45 - 543171,75), или на 2,86%.

     Далее произведем анализ затрат на 1 рубль  товарной продукции (таблица 8).

Таблица 8 – Факторный анализ затрат на 1 руб. продукции в разрезе сметы затрат на производство

Показатели План Фактически  за 2010г. Фактически 

за 2009г.

Отклонения
от  плана от 2008г.
1.Заработная  плата, тыс.р. 45365,188 55243,66 36640,119 +9878,47 +18603,54
2.Материальные  затраты,тыс.р. 372191,96 399868,93 279895,13 +27676,97 +119973,8
3.Амортизация 42576,29 55755,378 20744,86 +13179,09 +35010,52
4.Себестоимость  продукции  493381,08 557259,45 356545,2 +63878,37 +200714,25
5.Объем  продукции 601470 665040 445424 +63570 +219616
6.Затраты  на 1р.про

дукции(стр.4/стр.5)

0,82 0,84 0,80 +0,02 +0,04
7.Материалоемкость  продукции

(стр.2/стр.5)

0,62 0,60 0,63 -0,02 -0,03
8.Фондоемкость  продукции

(стр.3/стр.5)

0,07 0,084 0,047 +0,014 +0,037
9.Зарплатоемкость продукции

(стр.1/стр.5)

0,075 0,083 0,082 +0,008 +0,001
10.Уд. вес в общих затр. на 1 руб. прод.:

а)материальных затрат(7/6)

б)амортизации

(8/6)

в)зар. платы (9/6)

 
 
0,756 

0,085 

0,091

 
 
0,714 

0,1 

0,099

 
 
0,788 

0,059 

0,103

 
 
-0,042 

+0,015 

+0,008

 
 
-0,074 

+0,041 

- 0.004

 

     Рассмотрим, как повлияли на затраты на 1руб. продукции изменения отдельных  компонентов затрат: материалоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости.

     Материалоемкость  продукции по сравнению с планом снизилась на 0,02, а по сравнению с предыдущим годом  – на 0,03.  Фондоемкость возросла  по сравнению с планом на 0,01 и по сравнению с предыдущим годом – на 0,037.

     Зарплатоемкость по сравнению с планом возросла на 0,008, а по сравнению с предыдущим годом - на  0,001. Затраты на 1 рубль продукции по сравнению с планом увеличились на 0,02 руб., под влиянием следующих факторов: увеличения удельных  весов амортизации на 0,015, заработной платы на 0,008 и сокращения удельного веса материальных затрат на 0,042. Затраты на 1 руб. продукции по сравнению с прошлым периодом возросли всего лишь на 0,04 руб. вследствие сокращения доли материальных затрат на 0,074; заработной платы на 0,004 и увеличения доли амортизации на 0,041.

     В результате анализа сложилась следующая  картина: В структуре затрат на выпуск прицепов большую долю – 71 – 75% занимают материалы и комплектующие. Этот показатель больше, чем в среднем по промышленности и по машиностроению – 61,4% и 57,4% соответственно.

     Комплектующие, в частности шасси, завод приобретает  у камского автозавода. Но все же к 2010г. доля материалов в структуре затрат сократилась. Объясняется это тем, что на предприятии наладили производство отдельных комплектующих,  тем самым, сократив расходы на их приобретение. Увеличение доли амортизации в структуре затрат в ближайшие годы неизбежно вследствие необходимости приобретать оборудование для расширения и усовершенствования производства. Наблюдается увеличение доли постоянных затрат. При росте объемов продаж данное явление вполне благоприятно, т.к. при увеличении доли постоянных затрат растет сила воздействия операционного рычага. А ее величина, в свою очередь,  свидетельствует о возможности увеличения прибылей при росте продаж. Затраты на 1 рубль продукции возросли, и составили 84 коп. против 80 коп. в предыдущем году. Влияние оказали следующие факторы: увеличение удельных весов амортизации и заработной платы. Сдерживающим фактором послужило снижение доли материальных ресурсов. Известную долю влияния оказала, конечно, и инфляция.

     Себестоимость одного прицепа возросла на 28,75 тыс.р. под влиянием увеличения суммы постоянных затрат.  Цеховая себестоимость возросла на 11% в основном из-за увеличения объемов производства; производственная себестоимость увеличилась на 12,3%, тоже в большей степени под влиянием того же фактора. На увеличение полной себестоимости на 13%, влияние оказало изменение самих затрат.

     Анализ  таким образом показал, что факторами  снижения затрат, а соответственно увеличения прибыли служат: снижение материальных затрат на производство, снижение доли затрат на оплату труда. Для снижения материальных затрат необходимо продолжать внедрять собственное производство комплектующих изделий. Для снижения доли затрат на оплату труда в себестоимости продукции следует привязать увеличение заработной платы к росту производительности труда.

      Рассмотрим  возможности снижения себестоимости  продукции в результате снижения доли материальных затрат благодаря  внедрению собственного производства комплектующих. Как показал анализ, доля материальных затрат в себестоимости  продукции предприятия в среднем 70%. Снижение материальных затрат по прицепам составило 3,68%.

      В результате внедрения собственного производства отдельных комплектующих  материальные затраты в целом  по заводу снизятся на 1%. Тогда себестоимость  продукции предприятия, рассчитанная на основе данных за 2010г. составит 5263631 тыс. руб., что ниже показателя 2010г. на 1% или на 53168 тыс. руб. Соответственно, прибыль от продаж возрастет на соответствующую величину, составив 55058 тыс. руб. против 1890 тыс. руб. в 2009г. При этом с дополнительной прибыли будет уплачен налог на прибыль и дополнительная чистая прибыль составит 42534 тыс. руб. (53168 – 53168 х 20%).  
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Открытое  акционерное общество «Нефтекамский  автозавод» входит вгруппу организаций  ОАО «КАМАЗ» и является крупнейшим в России заводом по производству спецнадстроек на шасси КамАЗ.

            Основными видами выпускаемой продукции на ОАО «НефАЗ» на протяжении последних трех лет были: автосамосвалы; самосвальные установки; пассажирские автобусы.

    Анализ  деятельности предприятия за 2008 – 2010 гг. показал, что в 2009г. под влиянием финансового кризиса, охватившего  экономику страны, общий объем  производства сократился на 4729548 тыс. руб. (на 45,57%), составив 5650016 тыс. руб. В 2010г. объем  производства продукции стал возрастать. Тем прироста составил 14,35%. Соответственно, возросла в 2010г. и выручка от реализации продукции и прибыли предприятия. Но, как свидетельствуют данные анализа, показатели прибыли в 2010 г. еще не достигают уровня 2008г., несмотря на ощутимый рост.

      Расчет  коэффициентов ликвидности показал, что баланс ОАО «НефАЗ» достаточно ликвиден. Практически все показатели прибыли в 2009г. снизились по сравнению  с 2008г. в результате чего ухудшились показатели рентабельности его деятельности. В 2010г. рентабельность ненамного, но все же возросла.

Информация о работе Стратегия развития предприятия