Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения материальных благ требуют новых подходов к использованию финансово-кредитного механизма в управлении экономикой. Особое значение в этой связи приобретают вопросы страхования хозяйственной деятельности, учитывающей интересы субъектов экономики.
Введение
1 Теоретические основы стратегического управления предприятием
1.1 Понятие стратегии и основные принципы ее формирования
1.2 Виды стратегий предприятия
1.3 Технологи и этапы разработки стратегических управленческих
решений
2 ОАО «НефАЗ» как объект исследования
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Динамика основных показателей деятельности предприятия
3 Стратегия развития ОАО «НефАЗ» в современных условиях
3.1 Выбор направлений развития предприятия
3.2 Анализ себестоимости прицепов
Заключение
Список использованных источников
В 2009г. общий объем производства сократился на 4729548 тыс. руб. (на 45,57%), составив 5650016 тыс. руб. При этом наблюдается снижение выпуска абсолютно по всем видам продукции. Наибольшими темпами снижается производство цистерн (темп снижения 70,6%), прицепов и полуприцепов автомобильных (темп снижения 68,23%), автосамосвалов (темп снижения 64,64%). А по автобусам снижение объема производства незначительное – 223979 тыс. руб. (8,52%). Объясняется это тем обстоятельством, что заказы на изготовление автобусов в целях поддержки производства размещало правительство Республики Башкортостан.
В 2010г. объем производства продукции стал возрастать. Тем прироста составил 14,35%. При этом наибольшими темпами возросло производство прицепов и полуприцепов цистерн (темп прироста – 128,17%) и прицепов и полуприцепов автомобильных (темп прироста – 23,5%).
В структуре продукции в 2010г. на 4,1% сократилась доля автобусов при увеличении доли остальных видов продукции.
По данным таблицы 3 изучим динамику выручки от реализации продукции и себестоимости продукции за 2008 – 2010гг.
В 2009г. выручка от реализации сократилась на 4729548 тыс. руб. (на 45,57%), себестоимость – на 3742749 тыс. руб. (на 41,31%). Выручка от реализации сокращалась с опережающими темпами по сравнению с себестоимостью продукции, что является результатом увеличения затрат на производство, что подтверждается анализом доли себестоимости в структуре выручки от реализации продукции. Существенное – на 6,82% – увеличение доли затрат в общей выручке в 2009г. объясняется сохранением постоянных затрат в условиях снижения объемов производства.
Таблица 3 – Темпы роста выручки от реализации продукции ОАО «НефАЗ» и себестоимости продукции за 2008 – 2010гг., тыс. руб.
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | Изменение | 2010 г. | Изменение | ||
абс. | отн. | абс. | отн. | ||||
Общий объем выручки | 10379564 | 5650016 | -4729548 | -45,57 | 6460630 | 810614 | 14,35 |
Себестоимость продукции | 9059548 | 5316799 | -3742749 | -41,31 | 5879118 | 562319 | 10,58 |
-доля от общего объема выручки | 87,28 | 94,1 | 6,82 | 7,81 | 90,99 | -3,11 | -3,3 |
В 2010г. в условиях роста объемов производства возросла и себестоимость продукции. Но темпы ее роста ниже темпов роста объема производства, что является свидетельством снижения затратоемкости продукции предприятия.
Для оценки ликвидности баланса ОАО «НефАЗ» рассчитаем коэффициенты ликвидности (таблица 4).
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. Нормативное значение коэффициента – 0,2. На ОАО «НефАЗ» значение коэффициента в 2008 – 2009гг. очень низкое, что свидетельствует о неспособности быстро погасить свои обязательства. Но в 2010г. значение коэффициента абсолютной ликвидности возрастает и достигает нормативного уровня.
Таблица 4 – Анализ динамики показателей ликвидности баланса ОАО «НефАЗ» за 2008 – 2010гг.
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | Изменение | 2010 г. | Изменение | ||
абс. | отн. | абс. | отн. | ||||
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,076 | 0,194 | 0,118 | 155,26 | 0,413 | 0,219 | 112,89 |
Коэффициент
промежуточной
ликвидности |
0,325 | 0,541 | 0,216 | 66,46 | 0,672 | 0,131 | 24,21 |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,122 | 1,309 | 0,187 | 16,67 | 2,315 | 1,006 | 76,85 |
Коэффициент
промежуточной ликвидности
Коэффициент
текущей ликвидности (коэффициент
покрытия) показывает в какой
мере краткосрочные обязательства
погашаются за счет оборотных средств.
Он должен быть более 1. Как видим, этот
коэффициент соответствует
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от продаж и чистой прибыли (таблица 5).
Таблица 5 – Расчет и анализ динамики показателей рентабельности деятельности ОАО «НефАЗ» за 2008 – 2010гг.
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | Изменение | 2010 г. | Изменение | ||
абс. | отн. | абс. | отн. | ||||
1. Прибыль от продаж, тыс.руб. | 665454 | 1890 | -663564 | -99,72 | 180057 | 178167 | 9426,8 |
2.
Нал-облагаемая
прибыль, тыс.руб. |
321747 | 16125 | -305622 | -94,99 | 32945 | 16820 | 104,31 |
3. Чистая прибыль, тыс.руб. | 202181 | 3972 | -198209 | -98,04 | 4609 | 637 | 16,04 |
4.Себестоимость
реализованной про
дукции, тыс.руб. |
9059548 | 5316799 | -3742749 | -41,31 | 5879118 | 562319 | 10,58 |
5.
Выручка от реа
лизации, тыс.руб. |
10379564 | 5650016 | -4729548 | -45,57 | 6460630 | 810614 | 14,35 |
6. Стоимость активов, тыс.руб. | 3811351 | 3805281 | -6070 | -0,16 | 4292236 | 486955 | 12,79 |
7. Собственный капитал, тыс.руб. | 1666513 | 1665853 | -660 | -0,04 | 1643409 | -22444 | -1,35 |
8. Стоимость внеоборотных средств, тыс.руб. | 2015021 | 1968318 | -46703 | -2,32 | 2016701 | 48383 | 2,46 |
9.
Стоимость обо
ротных средств, тыс.руб. |
1796330 | 1836963 | 40633 | 2,26 | 2275535 | 438572 | 23,87 |
Рентабельность активов, % (2 / 6) | 8,44 |
0,42 |
-8,02 |
-95,02 |
0,77 | 0,35 | 83,33 |
Рентабельность собственного капитала (2 / 7) | 19,31 | 0,97 | -18,34 | -94,98 | 2,0 | 1,03 | 106,19 |
Рентабельность продаж, % (1 / 5) | 6,41 |
0,03 | -6,38 | -99,53 | 2,79 | 2,76 | 9200,0 |
Рентабельность производственной деятельности, % (1 / 4) | 7,35 |
0,04 | -7,31 | -99,46 | 3,06 | 3,02 | 7550,0 |
Рентабельность внеоборотного капитала, % (2 / 8) | 15,97 |
0,82 | -15,15 | -94,87 | 1,63 | 0,81 | 98,78 |
Рентабельность оборотного капитала, % (2 / 9) | 17,91 |
0,88 | -17,03 | -95,09 | 1,45 | 0,57 | 64,77 |
Практически все показатели рентабельности деятельности предприятия снизились в 2009г. и улучшились в 2010г. Рентабельность активов в 2009г. составляет 0,42%. Это значит, что рубль вложенных в активы средств позволил заработать всего лишь 0,42 копейки балансовой прибыли. При этом рентабельность активов снизилась по сравнению с показателем 2008г. на 8,02% (темп снижения – 95,02%). В 2010г. рентабельность активов немного возросла составив 0,77%.
Рентабельность собственного капитала составила в 2009г. 0,97%, что на 18,34% ниже показателя 2008г. Соответственно, каждый собственный рубль принес предприятию 0,97 копеек балансовой прибыли. В 2010г. рентабельность собственного капитала увеличилась до 2%, что положительно характеризует деятельность предприятия, хотя является достаточно низким. Рентабельность продаж показывает, сколько чистой прибыли приносит каждый рубль выручки. На ОАО «НефАЗ» рентабельность продаж также снижается в 2009г. и немного растет в 2010г.
Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько чистой прибыли приносит каждый рубль затрат (себестоимости). Данный показатель также падает в 2009г. и немного возрастает в 2010г.
Падение показателей рентабельности в 2009г. явилось результатом сокращения практически всех составляющих прибыли предприятия в условиях незначительного сокращения стоимости активов и капитала ОАО «НефАЗ». Это в целом, результат влияния финансового кризиса. В 2010г. ситуация стала улучшаться.
Таким
образом, анализ показал, что к 2010г. предприятие
выходит из кризисной ситуации, но показатели
деятельности еще не достигли докризисного
уровня, поэтому для удержание позиций
на рынке особенно важно стратегическое
управление развитием предприятия в предстоящие
годы.
3
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
ОАО «НЕФАЗ» В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
3.1
Выбор направлений развития
предприятия
Рассмотрим возможности внедрения на предприятии стратегии вертикальной диверсификации, т.е. вложения капитала в развитие производства, связанного с разными этапами обработки, сборки продукции выпускаемой и реализуемой предприятием.
При этом главной целью диверсификации производства будет предупреждение кризисной ситуации за счет снижения издержек производства на примере прицепной техники.
Как показал анализ, основными сегментами, в которых работает предприятие являются – рынок автобусов, прицепов и полуприцепов и автотехники на шасси КАМАЗ. Конкурентоспособность продукции достаточно высокая. Конкурентоспособность автобусов уступает только автобусам производства «ЛиАЗ», а по прицепной технике и автотехнике на шасси КАМАЗ конкурентоспособность наиболее высокая на рынке, как по цене, так и по качеству и другим показателям.
С
учетом вышеизложенного возможности
диверсификации производства рассмотрим
на примере внедрения
Одна из наиболее распространенных классификаций прицепов и полуприцепов – деление по виду перевозимого груза (начиная от тех, которые упакованы в коробки, ящики, мешки, емкости, и заканчивая различного рода колесной и гусеничной техникой). Другой популярный вид деления – на два больших подвида: общетранспортные (тентованные, бортовые) и специальные (цементовозы, тяжеловозы и пр.). Также прицепная техника может классифицироваться по количеству осей, габаритным размерам, типу подвески, вместимости и грузоподъемности, типу бортов и так далее.
Главное отличие прицепа от полуприцепа – это то, что полуприцеп опирается спереди на опорно-сцепное устройство тягача, а сзади – на одну и более количество осей, в то время как прицеп имеет собственную переднюю ось. Так как общее назначение прицепов и полуприцепов – это транспортировка грузов, рассмотрим этот рынок как единый.
Рассмотрим, как развивалось производство прицепов и полуприцепов в России.
Со времен кризиса 1998г. производство прицепов и полуприцепов ежегодно увеличивалось, причем самый заметный рост наблюдался в 2006г. и 2007г., когда прирост составил 37 и 40%, соответственно. Не было никаких предпосылок того, что в 2008г. рынок замедлит свое развитие. В начале 2008г. прогнозировали, что объемы составят более 33 тыс. единиц техники, но по итогам года рынок остановился на показателе в 26 с небольшим тысяч единиц техники, что ниже 2007г. на 2% (рисунок 1).
Рисунок
1 – Динамика российского производства
прицепов и полуприцепов за 1999-2008 гг.
Данные диаграммы свидетельствуют о начале сокращении производства прицепов и полуприцепов с 2008г.
Рынок
прицепов и полуприцепов зависит от рынка
грузоперевозок и производства грузовой
техники. По оценкам специалистов, которые
давались в конце 2007г. – начале 2008г. рынок
грузовых автотранспортных средств в
стране должен развиваться достаточно
динамично (рисунок 2).