Стратегия развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения материальных благ требуют новых подходов к использованию финансово-кредитного механизма в управлении экономикой. Особое значение в этой связи приобретают вопросы страхования хозяйственной деятельности, учитывающей интересы субъектов экономики.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы стратегического управления предприятием
1.1 Понятие стратегии и основные принципы ее формирования
1.2 Виды стратегий предприятия
1.3 Технологи и этапы разработки стратегических управленческих
решений
2 ОАО «НефАЗ» как объект исследования
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Динамика основных показателей деятельности предприятия
3 Стратегия развития ОАО «НефАЗ» в современных условиях
3.1 Выбор направлений развития предприятия
3.2 Анализ себестоимости прицепов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Стратегия развития предприятия БГУ эк орг.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 

              Экономико-математический факультет

                 Кафедра экономической теории и анализа 
             
             
             
             

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по экономике  организаций (предприятий) 

на тему: «Стратегия развития предприятия» 
 

                 Выполнил:         студент 4 курса

                                    заочного отделения

                                                         группа Э-42з

                                                                                   № зачетной книжки 07464з

                                                                                   Шаймурзина Л.А.

                                    Научный руководитель: к.э.н., доцент                     

                                                     Аллагулова Н.К. 
 
 
 

Нефтекамск  – 2010

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                3

1 Теоретические основы стратегического управления предприятием      5

   1.1 Понятие стратегии и основные принципы ее формирования       5

   1.2 Виды  стратегий предприятия            6

   1.3 Технологи  и этапы разработки стратегических  управленческих 

   решений              11

2 ОАО «НефАЗ» как объект исследования        13

   2.1 Общая  характеристика предприятия        13

  2.2 Динамика основных показателей деятельности предприятия    16

3 Стратегия развития  ОАО «НефАЗ» в современных  условиях     21

   3.1 Выбор  направлений развития предприятия       21

   3.2 Анализ  себестоимости прицепов         23

Заключение             29

Список использованных источников         31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ  

     Главной целью предприятия является поддержание, развитие и упрочение позиций  выбранного бизнеса в сложных  рыночных и политических условиях и  увеличение собственного потенциала. Для этого необходимо определить стратегию предприятия.

     Стратегическое  планирование и стратегическое управление – наиболее важные и глобальные задачи менеджеров предприятия. Основными  задачами стратегического управления является: видение предприятия в перспективе – представления его положения и состояния, как в разрезе внутреннего функционирования, так и в плане места в окружающей среде как элемента социальной, политической структуры общества и самостоятельной бизнес – единицы; планирование развития предприятия, направленное на усиление его конкурентоспособности и занятия доминирующих позиций на избранных в стратегии рыночных сегментах; планирование, направленное на достижение поставленных целей, формирования новой и коррекции старой стратегии.

     Стратегическое развитие предприятия – это завоевание, удержание и укрепление рыночных конкурентных позиций предприятия в долгосрочной перспективе. Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы.

     Объектом  исследования в данной курсовой работе является ОАО «НефАЗ», предметом – стратегия его развития.

     Целью курсовой работы является изучение особенностей стратегий развития предприятия. Для  достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

     - рассмотреть теоретические основы  стратегического управления предприятиями;

     - дать краткую характеристику  ОАО «НефАЗ» как объекта исследования;

     - предложить стратегию развития  предприятия в современных условиях.

     В соответствии с целью и задачами в первой главе работы рассматриваются  теоретические основы стратегического управления предприятиями. Во второй главе дается краткая историческая справка и осуществляется анализ деятельности ОАО «НефАЗ» за 2008 – 2010гг. в третьей главе разрабатывается стратегия развития предериятия в условиях выхода из финансового кризиса.

      Методологической  основой исследования являются материалы учебников и монографий.

     В работе использовались методы сравнения, анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 

    1. Понятие стратегии и основные принципы ее формирования
 

     Под управлением вообще понимается целенаправленное воздействие на объект управления с  целью его перевода в новое  состояние или поддержания в  установившемся режиме1.

     Возможны  два механизма воздействия: стихийный  и сознательный. В первом случае управляющее воздействие формируется как усредненный результат различных, нередко противодействующих друг другу сил. Такое воздействие происходит без вмешательства людей, а если человек и пытается повлиять на объект управления, то безуспешно. Например, люди пока не научились регулировать погоду в своих интересах, и природа нередко преподносит нежелательные, а порой и катастрофические сюрпризы. В социально-экономических системах к этому механизму управления относят рыночные отношения. Сознательные факторы управления воздействуют на объекты управления целенаправленно.

     В зависимости от преследуемой цели управление подразделяется на оперативное, тактическое  и стратегическое.

     Элементы  стратегического управления использовались в практической деятельности человечества с незапамятных времен, по всей видимости, с тех пор, когда люди начали объединяться в организации для достижения очень понятных и жизненно необходимых целей2.

     Примером  стратегических целей, ради достижения которых волей или неволей  приходилось объединяться первобытному человеку, были такие цели, как «убить мамонта» или «отстоять от нападения неприятеля занятые племенем земли».

     Со  временем мотивы объединения людей  в организации изменялись. Изменялись также стратегические цели, технологии, ресурсы и используемые системы управления, т.е. стратегии организаций.

  Сегодня «стратегия» является одним из основных понятий науки об управлении. Стратегическое управление — это не только установление параметров будущего состояния организации, но и прежде всего обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений сегодня, нацеленных на достижение выбранных целей3.

       В наше время ученые-экономисты  в структуру стратегии включают:

     - долговременные цели (планы, программы), определяющие деятельность организации на перспективу (стратегические цели);

     - технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей;

     - ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей;

     - систему управления, обеспечивающую достижение стратегических целей, в том числе людей как основную составляющую часть системы управления. 

     1.2 Виды стратегий  предприятия 

     В практике управления стратегии бывают как определенными, четко сформулированными руководством предприятия, так и неопределенными, не существующими в виде хорошо продуманных и принятых руководством организации формулировок. В основании этой классификации лежит уровень проработанности и осознанности руководством стратегии предприятия.

     По  характеру изменений, происходящих в деятельности предприятия, стратегии подразделяются на стратегии ограниченного роста, роста, сокращения и их сочетания.

     Стратегия ограниченного роста более характерна для уже сложившихся предприятий. Такие предприятия обладают, как правило, ресурсами, технологиями, менеджментом, достаточными для осуществления их деятельности. Стратегические цели в них формируются по принципу «от достигнутого» и не предполагают резких изменений в деятельности. Она более характерна для успешных организаций, которые, следуя известной поговорке, «от добра добра не ищут».

     Стратегия роста закладывается в стратегических целях предприятия и может предполагать достижение существенно более значительных объемов производства продукции или оказания услуг, изменение профиля деятельности, переход на новые или расширение существующих рынков сбыта, внедрение новых технологий, переоснащение предприятия, расширение производства, существенное изменение структуры управления предприятием и т.д.

     Стратегия сокращения используется в случаях, когда по тем или иным причинам для руководства предприятия более целесообразным представляется уменьшение объемов производства или оказываемых услуг, свертывание какого-либо из направлений деятельности, ликвидация организации. Для стратегии сокращения характерно снижение уровня целей по сравнению с тем, который ставился ранее. Эта стратегия используется, когда наблюдается общий экономический спад, возникают неблагоприятные обстоятельства для отдельного вида деятельности или отдельно взятого предприятия, а также в случае, когда принимается стратегическое решение о переориентации деятельности, об изменении ассортимента, о выходе на новые рынки сбыта. Часто целью стратегии сокращения могут быть преодоление финансовых трудностей, необходимость изыскания средств для создания новых производств, а также вложений в новые виды деятельности.

     Стратегии развития различаются и по их предназначению, по уровню, на котором предполагается их использование.

  Различными могут быть стратегии предприятий, занятых в сфере бизнеса, с точки зрения их поведения в конкурентной борьбе. Остановимся более детально на глобальных стратегиях ведения конкурентной борьбы. К этому виду относятся стратегии минимизации издержек, фокусирования, дифференциации, инноваций, быстрого реагирования4.

     Безусловно, каждый предприниматель при планировании производства стремится к тому, чтобы оно было рентабельным, приносило прибыль. Если же удельный вес затрат сравнительно велик, о рентабельной деятельности организации говорить трудно. Поэтому к числу глобальных стратегий конкурентной борьбы относится в первую очередь стратегия минимизации издержек. Как известно, определяющую роль при установлении удельной себестоимости производимой продукции или оказываемых услуг играет объем производства (услуг). Чем больше объем производства, тем меньше издержек на производство единицы продукции или оказываемых услуг. Близкая закономерность характерна и для объемов затрат на продвижение и сбыт — на маркетинг, проводимый организацией. На снижение затрат могут влиять и внедрение новых эффективных технологий, установка более совершенного оборудования, реструктуризация. С нашей точки зрения, все мероприятия, приводящие к минимизации затрат, могут быть отнесены к стратегии минимизации издержек.

  Концентрация усилий предприятия на обслуживании достаточно узкого сегмента рынка получила название стратегии фокусирования. С одной стороны, концентрация усилий в более узкой сфере деятельности позволяет добиться определенного конкурентного преимущества за счет возросшей специализации. С другой стороны, необходимо быть уверенным, что более узкая сфера деятельности организации позволит обеспечить необходимый уровень сбыта продукции или оказываемых услуг. Это обеспечивается как наличием достаточно большой группы потребителей, нуждающихся в продукции или услугах, оказываемых организацией, так и отсутствием достаточно мощных конкурирующих организаций, которые могут предложить потребителям аналогичную продукцию или услуги.

     В противоположность стратегии фокусирования  стратегия дифференциации предполагает производство более обширной номенклатуры продукции или расширение ассортимента оказываемых услуг при сохранении их общей функциональной направленности. Стратегия дифференциации предполагает более полное удовлетворение потребностей покупателей или клиентов и увеличение их контингента за счет большего разнообразия предлагаемых потребителю продукции или услуг. Вспомним, что именно дифференциация производимых фирмой «Дженерал моторе» автомобилей была одной из основных причин, позволивших ей потеснить на рынке сбыта компанию Г. Форда.

Информация о работе Стратегия развития предприятия