Конкуренция в туризме. Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Индустрия туризма – это отрасль экономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека. Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конкуренция — один из сущностных признаков туристского рынка. Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М. Портером.Анализ позиций конкурирующих фирм дает весьма ценную информацию. Наше исследование проводилось в три этапа: сбор вторичной внешней маркетинговой информации; исследование конкурентов на рынке туристских услуг г. Сочи; построение карт стратегических групп соперничающих туристских фирм. В работе приводиться анализ туристической фирмы "Агура".

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и экономическое значение конкуренции в условиях рынка
1.1 Структура туристского рынка и методы конкурентной борьбы на туристском рынке
1.2 Конкурентная среда туристского предприятия и формирование конкурентоспособности
1.3 Элементы анализа конкурентов в туристской среде
Глава 2. Стратегический анализ деятельности туристского предприятия
2.1 Исследование конкурентных позиций тур. фирм г. Сочи
2.2 Общая характеристика туристской фирмы "Агура"
2.3 Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли туризма
2.4 Стратегическое планирование и конкурентные стратегии
Глава 3. Стратегии по усилению позиций туристской фирмы "Агура"

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.39 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     Конкуренция в туризме. Стратегия поведения  фирмы в условиях конкуренции 

 

Введение

Глава 1. Роль и  экономическое значение конкуренции  в условиях рынка

1.1 Структура туристского рынка и методы конкурентной борьбы на туристском рынке

1.2 Конкурентная среда туристского предприятия и формирование конкурентоспособности

1.3 Элементы анализа  конкурентов в туристской среде

Глава 2. Стратегический анализ деятельности туристского предприятия

2.1 Исследование конкурентных позиций тур. фирм г. Сочи

2.2 Общая характеристика  туристской фирмы "Агура"

2.3 Анализ внешней  среды и конкурентных сил в  отрасли туризма

2.4 Стратегическое  планирование и конкурентные стратегии

Глава 3. Стратегии  по усилению позиций туристской фирмы "Агура" 

 

      Введение 

     Туризм  вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.

     Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных  туристов возросло в четыре раза, а  валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских  расходов.

     Туризм  оказывает огромное влияние на такие  ключевые секторы экономики, как  транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления  и многие другие, выступая катализатором  социально-экономического развития.

     Индустрия туризма – это отрасль экономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.

     Сфера туризма – давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными  добывающими отраслями, туризм –  важное и относительно новое направление  развития экономики.

     В настоящее время в России, особенно в самом популярном туристском городе Сочи, обострилась конкуренция между  фирмами, обеспечивающими туристские услуги. Это связано как с развитием  самого города Сочи как курорта, так  и с туризмом вцелом. Культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

     Следовательно, перед российской индустрией туризма  встает проблема поиска таких методов  построения эффективной системы  управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма. 

 

      Глава 1 Роль и экономическое значение конкуренции в условиях рынка 

     1.1 Структура туристского рынка и методы конкурентной борьбы на туристском рынке 

     Конкуренция — это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг.

     С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

     Совершенная конкуренция — вид отраслевого рынка, на котором неограниченное количество предприятий продают стандартизованный (то есть однородный) продукт, и ни одно предприятие не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждого предприятия в общем объеме продукции на рынке должна совпадать менее чем на 1%.

     Совершенная конкуренция определяется следующими предпосылками:

     - конкуренты не могут устанавливать  рыночную цену, а могут только  приспосабливаться к ней;

     - каждое предприятие не рассматривает  конкурентов как угрозу ее  рыночной доле;

     - ни один участник конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками;

     - информация о ценах, количестве  продукта, технологии производства  и вероятной прибыли доступна  любому предприятию;

     - вход на рынок и выход из  него свободен в долгосрочной  перспективе.

     Несовершенная конкуренция — это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при котором нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции. Степень несовершенства конкуренции (или монополизма) может быть различна.

     Первой  ступенькой к монополизму является монополистическая конкуренция.

     Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, в котором достаточно большое число производителей предлагает дифференцированные (уникальные) продукты, отличающиеся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи товара или услуги. В туристском бизнесе дифференцируемыми можно считать туры по Большому Сочи и в Абхазию, по Главному Кавказскому хребту, тематические туры по отдельным районам (Адлерский, Хостинский, Центральный, Лазаревский), связанные с жизнью и деятельностью ее выдающихся представителей, культурными и историческими объектами показа.

     Следующей ступенькой на пути к несовершенной  конкуренции является олигополия. Олигополия означает, наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта определенной продукции (услуги), взаимодействующих друг с другом. Олигополией можно считать существование в советское время фирм "Спутник" и "Интурист", осуществляющих в настоящее время взаимосвязи с современными фирмами типа рекламного агентства "Бегемот".

     Товар, реализуемый олигополистическими  предприятиями, может быть дифференцированным (кругосветные туры) и стандартизованным (туры в Турцию и Грецию).

     Высшей  ступенью несовершенной конкуренции  является чистая монополия. Это тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Чистый монополист диктует цену и, контролируя предложение, осуществляет контроль над ценой. Чистая монополия чаще присутствует на местных рынках, чем на национальных и, тем более, мировых. Но монополизироваться по направлениям туризма могут и отдельные предприятия, например агротуризм, транспортный, деловой и т. д.

     Высшей  формой несовершенной конкуренции  является монопсония, когда на рынке имеется лишь один покупатель.

     На  рынке чистой монополии цена устанавливается  одним монополистом, при монопсонии — одним монопольным покупателем. На монопольном рынке устанавливается  стабильный спрос, который не зависит  от цены. Монопольные цены порождают монопольную прибыль.

     В условиях конкурентной борьбы предприятия  интересуют конечные экономические  результаты. Эти результаты внешне выражаются в объеме продаж и прибыли.

     Методы  конкуренции можно условно разделить  на добросовестные и недобросовестные.

     Под добросовестными методами конкуренции понимаются официально утвержденные или широко распространенные приемы конкурентной борьбы, которые предполагают цивилизованные взаимоотношения и обмен информацией между конкурентами, поиск форм совместного существования, выработку соглашений по спорным вопросам. Добросовестная конкуренция — это:

     - повышение качества продукции;

     - снижение цен;

     - реклама;

     - послепродажное обслуживание;

     - создание новых товаров;

     - равенство с конкурентом в  достижении выгоды и др.

     В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями  часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции.

     К недобросовестным методам конкуренции относятся:

     - демпинговые цены;

     - установление контроля над конкурентом;

     - экономический и промышленный  шпионаж;

     - злоупотребление господствующим  положением на рынке;

     - незаконное использование марок  известных предприятий;

     - подкуп и шантаж официальных  лиц с целью захвата новых  рынков сбыта или создания препятствий конкурентам;

     - тайные сговоры на торгах;

     - недобросовестное копирование товаров  и продукции конкурентов;

     - нарушение стандартов и условий  поставки товаров;

     - ложная информация и реклама,  вводящие конкурента в заблуждение;

     - сокрытие дефектов;

     - нарушения в финансовой и бухгалтерской  отчетности, позволяющие снизить  долю официальных доходов и,  таким образом, сократить налоговые  расходы.

     Классификация рынков, а также типов и методов  конкуренции позволяет более  эффективно осуществлять маркетинговые  разработки и добиваться с их помощью  реальных успехов в привлечении  покупателей, сбыте продукции и, следовательно, обеспечивать стабильность производства или его расширение. 

     1.2 Конкурентная среда туристского  предприятия и формирование конкурентоспособности 

     Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве  случаев характерна высокая степень  конкуренции. Конкуренция — один из сущностных признаков туристского  рынка. Она рассматривается как  фактор, регулирующий соответствие частных  и общественных интересов, как "невидимая рука" рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

     На  силу конкурентной борьбы в сфере  туризма влияет множество факторов. Однако некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.

     1. Борьба усиливается, когда число  конкурирующих фирм увеличивается,  и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Количество фирм — важный фактор, поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо отдельных фирм на всех остальные.

  1. Конкуренция на туристском рынке усиливается в связи с тем, что спрос на туристские услуги подвержен значительным сезонным колебаниям. Поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющих целью увеличение продаж.
  2. Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы. Дифференциация туристского продукта сама по себе не является сдерживающим конкуренцию фактором. Однако она имеет возможность оживлять (разнообразить) конкурентную борьбу посредством принуждения фирм к поиску новых путей повышения качества туристских услуг.
  3. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем выше вероятность того, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр. Отдача существенно зависит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не будут реагировать совсем, фирма—инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников.

Информация о работе Конкуренция в туризме. Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции