Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Для туризма характерна достаточно острая конкуренция. Турфирма подвержена влиянию факторов, с которыми сталкивается любая компания, работающая на конкурентном рынке. Конкурентная стратегия каждой фирмы разрабатывается в соответствии со структурой спроса, положением фирмы в отрасли и на конкретном рынке. Даже небольшие предприятия нуждаются в собственной стратегии, от которой зависит успех их дела. Хорошо разработанная стратегия позволяет фирме активнее влиять на происходящие на рынке события.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и её место в рыночной экономике
1.2 Типология конкурентных стратегий и анализ конкурентной среды предприятия.
Глава 2. Анализ поведения туроператорской компании «Pegas Touristik» в условиях конкуренции
2.1. Характеристика туроператорской компании «Pegas Touristik»
2.2 Анализ внутренней и внешней среды туроператорской компании «Pegas Touristik»по критерию конкурентоспособности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Меньщикова.doc

— 446.50 Кб (Скачать)


30

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции

1.1 Понятие конкуренции и её место в рыночной экономике

   1.2 Типология конкурентных стратегий и анализ конкурентной среды предприятия.

Глава 2. Анализ поведения туроператорской компании «Pegas Touristik» в условиях конкуренции

2.1. Характеристика туроператорской компании «Pegas Touristik»

2.2 Анализ внутренней и внешней среды туроператорской компании «Pegas Touristik»по критерию конкурентоспособности

Заключение

Список использованной литературы

 

 


Введение

Для туризма характерна достаточно острая конкуренция. Турфирма подвержена влиянию факторов, с которыми сталкивается любая компания, работающая на конкурентном рынке. Конкурентная стратегия каждой фирмы разрабатывается в соответствии со структурой спроса, положением фирмы в отрасли и на конкретном рынке. Даже небольшие предприятия нуждаются в собственной стратегии, от которой зависит успех их дела. Хорошо разработанная стратегия позволяет фирме активнее влиять на происходящие на рынке события.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что современный рынок не может существовать без конкуренции и чтобы выйти на рынок и выжить на нем, любой фирме или предприятию необходимо разрабатывать стратегические планы и применять конкурентные стратегии.

Объектом исследования курсовой работы является туроператорская компания «Pegas Touristik».

Предметом исследования курсовой работы является стратегия поведения  туроператорской компании «Pegas Touristik» в условиях конкуренции.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов конкуренции на рынке туристских услуг, а так же определение конкурентной стратегии туроператорской компании «Pegas Touristik» и оценка её эффективности.

Задачи исследования:

      обозначить понятие конкуренции и определить её виды;

      изучить конкурентную среду туристского предприятия;

      рассмотреть виды конкурентных стратегий;

      оценить конкурентоспособность туроператорской компании «Pegas Touristik».

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава курсовой работы теоретическая. В ней даётся определение понятия «Конкуренция», рассматриваются основные виды и методы конкуренции, конкурентные стратеги.

Вторая глава курсовой работы исследовательско - аналитическая.  В ней приводится характеристика туроператорской компании «Pegas Touristik», и приводится оценка её конкурентоспособности.

Источниками информации явились: научная и учебная литература,

журналы, статьи, интернет сайты.

 


Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции

1.1 Понятие конкуренции и её место в рыночной экономике

Конкуренция (от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба, соперничество в какой-либо области. Это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов [3].

Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство,  за первенство на рынке, за «кошелёк» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует всё общественное хозяйство, она служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех её звеньев. Конкуренция – это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов [10].

Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны конкуренции:

   заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

   требует совершенствовать технику и технологии;

   стимулирует повышение качества товара;

   заставляет снижать затраты и цены;

   ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

   повышает качество продукции;

   вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

    при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

    многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы [7].

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

    производительность труда;

    уровень налогообложения;

    внедрение научно-технических разработок;

    размеры прибыли предприятия;

    величина оплаты труда;

    продажная цена товара;

    качество;

    новизна;

    послепродажное обслуживание;

    уровень предпродажной подготовки [5].

Различают несколько видов конкуренции. С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция — вид отраслевого рынка, на котором неограниченное количество предприятий продают стандартизованный (то есть однородный) продукт, и ни одно предприятие не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждого предприятия в общем объеме продукции на рынке должна совпадать менее чем на 1%.

Совершенная конкуренция определяется следующими предпосылками:

   конкуренты не могут устанавливать рыночную цену, а могут только приспосабливаться к ней;

   каждое предприятие не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле;

   ни один участник конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками;

   информация о ценах, количестве продукта, технологии производства и вероятной прибыли доступна любому предприятию;

   вход на рынок и выход из него свободен в долгосрочной перспективе [10].

Несовершенная конкуренция — это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при котором нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции. Степень несовершенства конкуренции (или монополизма) может быть различна.

Первой ступенькой к монополизму является монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, в котором достаточно большое число производителей предлагает дифференцированные (уникальные) продукты, отличающиеся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи товара или услуги [10].

Следующей ступенькой на пути к несовершенной конкуренции является олигополия. Олигополия означает, наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта определенной продукции (услуги), взаимодействующих друг с другом. Олигополией можно считать существование в советское время фирм "Спутник" и "Интурист", осуществляющих в настоящее время взаимосвязи с современными фирмами. Товар, реализуемый олигополистическими предприятиями, может быть дифференцированным (кругосветные туры) и стандартизованным (туры в Турцию и Грецию) [10].

Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чистая монополия. Это тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Чистый монополист диктует цену и, контролируя предложение, осуществляет контроль над ценой. Чистая монополия чаще присутствует на местных рынках, чем на национальных и, тем более, мировых. Но монополизироваться по направлениям туризма могут и отдельные предприятия, например агротуризм, транспортный, деловой и т.д. [10].

Высшей формой несовершенной конкуренции является монопсония, когда на рынке имеется лишь один покупатель. На рынке чистой монополии цена устанавливается одним монополистом, при монопсонии — одним монопольным покупателем. На монопольном рынке устанавливается стабильный спрос, который не зависит от цены. Монопольные цены порождают монопольную прибыль [10].

В условиях конкурентной борьбы предприятия интересуют конечные экономические результаты. Эти результаты внешне выражаются в объеме продаж и прибыли.

Методы конкуренции можно условно разделить на добросовестные и недобросовестные. Под добросовестными методами конкуренции понимаются официально утвержденные или широко распространенные приемы конкурентной борьбы, которые предполагают цивилизованные взаимоотношения и обмен информацией между конкурентами, поиск форм совместного существования, выработку соглашений по спорным вопросам.

Добросовестная конкуренция — это:

   повышение качества продукции;

   снижение цен;

   реклама;

   послепродажное обслуживание;

   создание новых товаров;

   равенство с конкурентом в достижении выгоды и др.

В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции.

К недобросовестным методам конкуренции относятся:

   демпинговые цены;

   установление контроля над конкурентом;

   экономический и промышленный шпионаж;

   злоупотребление господствующим положением на рынке;

   незаконное использование марок известных предприятий;

   подкуп и шантаж официальных лиц с целью захвата новых рынков сбыта или создания препятствий конкурентам;

   тайные сговоры на торгах;

   недобросовестное копирование товаров и продукции конкурентов;

   нарушение стандартов и условий поставки товаров;

   ложная информация и реклама, вводящие конкурента в заблуждение;

   сокрытие дефектов;

   нарушения в финансовой и бухгалтерской отчетности, позволяющие снизить долю официальных доходов и, таким образом, сократить налоговые расходы [3].

Классификация рынков, а также типов и методов конкуренции позволяет более эффективно осуществлять маркетинговые разработки и добиваться с их помощью реальных успехов в привлечении покупателей, сбыте продукции и, следовательно, обеспечивать стабильность производства или его расширение.

1.2 Типология конкурентных стратегий и анализ конкурентной среды предприятия.

Этап разработки стратегии начинается с выбора общего конкурентного преимущества (преимущества по издержкам или преимущества рыночной силы, основанного на уникальности товара), с помощью которого компания будет достигать поставленных стратегических целей. На основании определенных преимуществ выбирается базовая стратегия (рис.1) [4].

 

 

 

 

 

 

Рис.1.  Базовые стратегии

 

Стратегия лидерства за счет экономии на издержках. Данная стратегия опирается на производительность труда и подразумевает тщательный контроль за постоянными расходами, инвестиции в производство, тщательную проработку новых товаров, невысокие сбытовые и рекламные издержки. В центре внимания — более низкие по сравнению с конкурентами издержки; доминирующая роль отводится производству (табл.1) [9].

 

Таблица 1

Особенности стратегии лидерства за счёт экономии на издержках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия дифференциации. Целью подобной стратегии является придание услугам (товарам) отличительных свойств, которые важны для покупателя и которые отличают компанию от конкурентов. Т.е. фирма стремится создать ситуацию монополистической конкуренции, в которой она, благодаря своим отличительным особенностям, обладает значительной рыночной силой. Дифференциация может принимать различные формы (имидж марки, технологическое совершенство, внешний вид, послепродажный сервис), предполагает, прежде всего, четкую организацию маркетинга, координацию действий НИОКР, производства и маркетинга (табл.2) [9].

 

таблица 2

Особенности стратегии дифференциации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия специализации. Такая стратегия предполагает концентрацию усилий компании на нуждах одного сегмента без стремления охватить весь рынок. Цель состоит в удовлетворении потребностей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты (табл.3) [9].

Таблица 3

Особенности стратегии специализации

 

 

 

Информация о работе Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции