Стратегия поведения фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Фирма как экономическое явление организует и интегрирует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность региональной, национальной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Содержание

Введение
Типы фирм. Стратегия поведения фирмы на рынке. Цель фирмы. Производственная функция и изокванта.
Фирма и отрасль на рынке монополистической конкуренции. Признаки монополистической конкуренции. Понятие и измерение концентрации рынка.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Стратегия поведения фирмы на рынке. 2.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Для того чтобы  описать поведение фирмы, необходимо знать, какое количество продукта она может произвести, используя ресурсы в тех или иных объемах.

Производственная  функция – функция, описывающая зависимость количества продукта, которое может произвести фирма, от объемов, затраченных ресурсов. Производственная функция во многом похожа на функцию полезности, в теории потребления.

    Производственной функции присущи наиболее общие свойства функции полезности. Производственная функция описывает множество технически эффективных способов производства (технологий). Хотя производственные функции различны для разных видов производств, все они обладают общими свойствами:

  1. Существует предел увеличения объема производства, который может быть достигнут увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях.
  2. Существует определенная взаимодополняемость (комплементарность) факторов производства, но без сокращения объемов производства возможна и определенная взаимосвязь этих факторов.
  3. Способ производства А считается технически более эффективным, по сравнению со способом Б, если он предполагает использование хотя бы одного ресурса в меньшем, а всех остальных – не в большем количестве, чем способ Б.
  4. Если способ А предполагает использование одних ресурсов  в большем, а других – в меньшем количестве, чем способ Б, эти способы несравнимы по технической эффективности.

    Техническая эффективность это максимально возможный объем производства, достигаемый в результате использования имеющихся ресурсов.

Экономическая эффективность это производство данного объема продукции с минимальными издержками.

В теории производства традиционно используются двухфакторная производственная функция, в которой объем производства, является функцией использования ресурсов труда и капитала: Q = f (L,K)

Графически каждый способ производства (технология) может  быть представлен точкой, характеризующей минимально необходимый набор двух факторов, нужных для производства данного объема продукции (рис.1).

   На  рисунке 1 изображены различные способы производства (технологии): Т1, Т2, Т3, характеризующиеся разными соотношениями в применении труда и капитала: T1 = L1 K1;   T2 = L2 K2;   T3 = L3 K3. наклон луча показывает размеры применения различных ресурсов. Чем выше угол наклона луча, тем больше затраты капитала и меньше затраты труда.

   Технология  Т1 более капиталоемкая, чем технология Т2.

                                                       K T1

           T2

       T3

           

      Q1

Q2   

0                                              L

Рис. 1 Технология и производственная функция (изокванта).

     Если соединить разные технологии линией, получится изображение производственной функции (линии равного выпуска), которая получила название изокванты. На рисунке показано, что объем производства Q может быть достигнут при разных комбинациях факторов производства (Т123, и т.д.). верхняя часть изокванты отражает капиталоемкие, нижняя – трудоемкие технологии.

Карта изоквант – это совокупность изоквант, отражающих максимально достижимый уровень  выпускаемой продукции при любом  данном наборе факторов производства.

Чем дальше расположена  изокванта от начала координат, тем больше объем выпуска. Изокванты могут проходить через любую точку пространства, где находятся два фактора производства. Смысл карты изоквант аналогичен смыслу карты кривых безразличия для потребителей.

K

Q1

Q2      

Q3                                                                                                                

0                                                                        L

Рис.2 Карта изоквант

         Вогнутость изоквант указывает на то, что предельные производительности факторов разнонаправлены и в каждой  точке будут иметь разную предельную производительность. Это говорит о том, что одно и то же приращение одного фактора будет замещаться убывающим количеством другого фактора.  Величина, отражающая необходимые количественные изменения одного фактора в зависимости от единичных измерений другого фактора при сохраненном объеме выпуска, наз. Предельной нормой технического замещения факторов MRTS.

Таким образом, при обеспечении постоянного  объема выпуска, соотношение замены одного фактора другим выражается предельной нормой технического замещения, при  равенстве которой соотношению предельных продуктов факторов  достигается оптимальная их комбинация. 

      Изокванты - строятся на основе эмпирических данных, полученных в результате анализа того или иного производственного процесса и несут в себе его характеристики.

- Во-первых, сама форма изокванты отражает возможности замещения факторов, т.е. пределы возможности комбинаций факторов.

- Во-вторых, изокванта показывает максимальное значение выпуска для каждой отдельной комбинации факторов.

- В-третьих, являясь вогнутой кривой, она отражает действие закона убывающей отдачи (по мере увеличения одного фактора и относительном уменьшении другого, предельная производительность первого падает).

- В-четвертых, изокванты имеют отрицательный наклон, что свидетельствует о разнонаправленном изменении факторов (увеличение

 одного предполагает  уменьшение другого).  

  1. Фирма и отрасль на рынке  монополистической  конкуренции. Признаки монополистической  конкуренции. Понятие  и измерение концентрации рынка.

       Тип рынка  в значительной  мере определяется  степенью развития  конкуренции. Конкуренция, по мнению К.Микульского3, одна из самых главных черт  рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает  творческую  свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки  и создания  новых  конкурентоспособных товаров  и услуг.

     - Конкуренция- это экономическое соперничество между различными фирмами и отраслями за выгодные  условия производства  и продажи производимых товаров и услуг4.

     - Конкуренция -  процесс управления  субъектом своими  конкурентными преимуществами для одержания победы  или достижения  целей в борьбе  с конкурентами за удовлетворение  объективных или субъективных   потребностей  в рамках законодательства, либо в естественных условиях, которая является движущей силой  развития субъектов  и объектов управления, общества в целом».5

     - Конкуренция  - это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку. Следовательно, конкурентоспособностью будет считаться  итог борьбы  между участниками  рыночных отношений  за получение выгодной сделки. А конкурентоспособным явиться победитель, заполучивший  выгодную сделку.

     - Конкуренция представляет собой эффективно действующий механизм соревнования на рынке. Она действует как принудительная сила, заставляя предпринимателей бороться  за увеличение прибыли на капитал путем  поиска  новых форм и методов   производства, использования новейших технологий, новых способов организации и управления.

     - Конкуренция может быть совершенной и несовершенной. Совершенная (чистая, или свободная) конкуренция означает:

     1) - многочисленность производителей, продающих абсолютно идентичную (стандартизированную) продукцию, похожую   как две капли воды (уголь, зерно и т.д.);

     2) - невозможность производителей влиять  на изменение рыночной цены в сторону повышения или понижения. Все обязаны продавать по существующей рыночной цене.

       Кроме того, как указывает Борисов  Е.Ф.6, конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: 

     а) масштабам  развития; б) характеру; в)  методам  соперничества.

       По масштабам развития она  может быть:

  1. индивидуальной; 2) местной; 3) отраслевой;

    4) межотраслевой; 5) национальной; 6) международной.

       По характеру  развития  конкуренция подразделяется:

     1) на свободную; 2) регулируемую.

       По методам  ведения рыночное  соперничество делится:

      1) на ценовое и  2) неценовое.

       Монополией называют и крупное  объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной  продукции с целью  получения максимальной прибыли.     Как видно из схема 2. всевластию  монополиста помогает  уникальность  или незаменимость продукции последнего.                                                     Схема 2

       
 
 
 
 

       

     Существует  пять сил конкуренции, - разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся  найти и воплотить  способ выгодно  и долговременно  конкурировать  в своей отрасли. По мнению Портер М.7,универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной  отрасли промышленности, навыками и капиталом,  которыми  обладает конкретная  фирма, может  принести успех.

       Выбор конкурентной  стратегии определяется двумя главными  моментами:

-первый - структура отрасли, в которой действует фирма. Суть конкуренции в разных отраслях  сильно различается, и вероятность  долговременного получения  прибыли в разных  отраслях неодинакова.  Например, средняя прибыльность  в фармацевтической промышленности и производстве косметики очень высока, а в выпуске стали и многих видов одежды - нет.

 -второй главный момент - это позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли. Некоторые позиции более выгодны, чем другие, вне зависимости от  средней прибыльности  отрасли как таковой. Конкурентная стратегия  должна  основываться  на всестороннем  понимании структуры  отрасли и процесса  ее изменения.

 В  любой отрасли  экономики - неважно, действует она только  на внутреннем рынке или на внешнем тоже.

  Суть  конкуренции выражается  пятью силами:

 Таблица 1

    1 Угрозой  появления  новых конкурентов
    2 Угрозой   появления  товаров  или услуг-заменителей
    3 Способностью  поставщиков  комплектующих  изделий  и т.д. торговаться
    4 Способностью  покупателей  торговаться
    5      Соперничеством  уже имеющихся  конкурентов между собой
 

       Угроза появления   новых конкурентов  зависит  от того, насколько  трудно новому конкуренту «внедриться»  в отрасль.  (Это определяется  такими  показателями, как  верность  покупателей   какой-либо марке,  масштаб экономики и необходимость подключаться  к сети  посредников.) Структура отрасли  относительно стабильна, но со временем может  измениться.

     Вот наиболее типичные  причины  новаций,  дающих конкурентные преимущества:

     1.Новые  технологии.

     2.Новые  или изменившиеся  запросы  покупателей.

     3.Появление  нового сегмента  отрасли .

Информация о работе Стратегия поведения фирмы