Стратегия поведения фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Фирма как экономическое явление организует и интегрирует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность региональной, национальной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Содержание

Введение
Типы фирм. Стратегия поведения фирмы на рынке. Цель фирмы. Производственная функция и изокванта.
Фирма и отрасль на рынке монополистической конкуренции. Признаки монополистической конкуренции. Понятие и измерение концентрации рынка.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Стратегия поведения фирмы на рынке. 2.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     4.Изменение  стоимости  или  наличия компонентов  производства.

     Итак, рассмотрев основные черты монополистической  конкуренции, мы видим, что многие из них были заимствованы у двух рыночных структур: монополии и совершенной конкуренции. Для большей наглядности данные черты представлены в схеме 3.

     Монополис 

     тическая  конкуренция рынок ценообразование

     Схема 3 – Заимствованные черты8

Черты монополистической  конкуренции
Структуры, у которых данные черты заимствованы:
 

      Однако помимо черт, заимствованных у чистой конкуренции  и монополии, монополистическая  конкуренция, естественно, имеет и  свои особенные черты, отличающие её от других рыночных структур. Эти черты  приведены в сравнительной таблице (табл. 2). 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2 - Сравнительная характеристика различных типов рынка

  чистая  конкуренция монополистическая конкуренция олигополия монополия
число фирм очень много десятки несколько одна
характер  продукции стандартная дифференцированная стандартная или  дифференцированная уникальная
условия вступления препятствия отсутствуют сравнительно  легкие наличие существенных препятствий блокировано
доступность экономической информации полная доступность некоторые ограничения существенные  ограничения недоступна
контроль  над ценой отсутствует слабый ограниченный  взаимной зависимостью, значительный при сговоре значительный
примеры рынок сельскохозяйственной продукции рынки пищевой  продукции, одежды, обуви производство  автомобилей, многих бытовых электроприборов радиосеть
 

     Однако  на рынках монополистической конкуренции  экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические  прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

     Сокращение  спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.  

     Поведение производителя на рынке монополистической  конкуренции можно рассмотреть  в краткосрочном и долгосрочном периодах.

     Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, как совершенная конкуренция  и чистая монополия, монополистическая  конкуренция впитала в себя черты  их обеих. Эти черты отражаются как  в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но, все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

     Как рыночная структура монополистическая  конкуренция имеет и свои достоинства, и свои недостатки. К недостаткам данной структуры относятся:

     Во-первых, структура рынка монополистической  конкуренции заставляет потребителя  платить за товар «лишние» деньги.

     Во-вторых, при монополистической конкуренции  объем производства несколько меньше оптимального. Поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле, действуй там те же закономерности, что действуют при совершенной конкуренции.

     В-третьих, с точки зрения покупателей, отрасль  недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах продавцов, так как при этом сократилась бы их прибыль.

     Однако, как было сказано ранее, монополистическая  конкуренция имеет не только отрицательные  стороны.

       Положительными чертами монополистической конкуренции является то, что:

       Во-первых, наличие множества фирм сдерживает монополизацию рынка, т.е. не позволяет повышать цены или предлагать некачественную продукцию.

     Во-вторых, дифференциация и реклама, характерные для данной рыночной структуры, стимулируют конкуренцию и придают импульс к развитию всей рыночной системы.

     В-третьих, реклама снабжает потребителя ценной информацией о качестве продукта, его цене, способе использования и т.д.

     В-четвёртых, на рынке найдётся продукция на все вкусы и запросы; ассортимент предлагаемой продукции постоянно обновляется; предоставляется спектр разнообразных торговых услуг. Магазины стремятся склонить на свою сторону покупателей более высоким качеством обслуживания, предоставлением товаров в кредит и т.п., что также играет на руку покупателям.

     В-пятых, невысокие барьеры входа на рынок всегда дают возможность вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию, которая удовлетворит ещё неудовлетворённые потребительские запросы.  

     Заключение

     Удерживать  конкурентное преимущество на рынке, зависит от трех факторов:

     - Первый - определяется тем, каков источник преимущества. Преимущества низкого ранга, такие, как дешевая рабочая сила  или сырье, довольно  легко могут получить  и конкуренты.

     - Второй - определяющая удерживаемости конкурентного преимущества - количество  имеющихся у фирм  явных источников   конкурентного преимущества.

     -  Третья - и самая важная  причина сохранения  конкурентного преимущества - постоянная модернизация производства и других  видов деятельности.

       Главная задача -  неустанно улучшать  показатели  фирмы, чтобы усилить имеющиеся преимущества. Например, более эффективно эксплуатировать произведенные мощности  или организовывать более гибкое  обслуживание клиентов. Тогда конкурентам  будет еще труднее обойти ее, ведь для этого им  потребуется  срочно улучшить  собственные  показатели, на что у них  просто может не хватить сил.

     Тем не менее, в конечном счете, для того, чтобы  удержать конкурентное преимущество, необходимо расширить набор его источников и  совершенствовать  их, переходить к преимуществам более высокого порядка которые дольше сохраняются.

 

       Список использованных источников:

     1. Микроэкономика. Теория  и российская  практика: Учебник для студентов вузов/ под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова, 2-е изд.- М.: ИТД « КноРус», « Издательство ГНОМ и Д», 2005

     2. Журавлева Г.П. Экономика:  учебник/  Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.

     3. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. В.М. Власовой.-М.:  Финансы  и статистика., 2000

     4. Основы микроэкономики: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.:  ЮНИТИ- ДАНА, 2001.

     5. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д.  Экономика. Учебник для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000.

     6. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений.-  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  1. Елизаров Ю.Ф., Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов./М.: Издательство «Экзамен», 2008. С. 12-47.
  2. Самойлова Л.Б., Экономика фирмы: учебное пособие./М.: Флинта: МПСИ, 2007. С. 17-31.
  3. Грузинов В.П. Экономика предприятия. Банки и биржи./М.: ЮНИТИ, 1998. С. 23-27.
  4. Практикум по микро-, макроэкономике.- М., 2005.

Информация о работе Стратегия поведения фирмы