Стратегический план развития ОАО «Заволжский моторный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка стратегического плана развития ОАО «Заволжский моторный завод».
В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие  задачи:
- изучить состояние промышленности  Нижегородской области;
- рассмотреть стратегию  развития Нижегородской области;
- рассмотреть состояние  и стратегию развития машиностроительной  отрасли Нижегородской области;
- провести анализ финансового  состояния ОАО «Заволжский моторный завод»;
- составить стратегию  развития ОАО «Заволжский моторный завод».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…..………………3
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ………………….5
1.1.Состояние промышленности Нижегородской области………..………5
1.2. Стратегия развития Нижегородской области…………………..……..21
1.3. Текущее состояние и стратегия развития отрасли машиностроения……………………………………………………………….34
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОАО ЗАВОЛЖСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД………….………………………...…………………….37
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Заволжский моторный завод»…………………………………………………………...37
2.2. Анализ финансового состояния предприятия и оценка платежеспособности предприятия на основе коэффициентов ликвидности………………………………………………..…………………...40
2.3.Стратегия развития ОАО «Заволжский моторный завод»…………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..50
используемые источники…………………………………………………..….52

Работа содержит 1 файл

курсовая нижний.docx

— 140.00 Кб (Скачать)

Преимущества Нижегородской области

Уникальное географическое положение

Нижний Новгород является лидером среди городов России по размеру доступного потребительского рынка. В радиусе 500 километров проживает  около 43 млн. человек, из которых них  более 24 млн. в городах, численностью более 100 тыс. человек, а в радиусе 1 000 километров – около 84 млн. потребителей, из которых в городах - более 45 млн. человек. При этом потребительский рынок в указанных зонах характеризуется более высокой, чем в среднем по России покупательной способностью населения. Уровень потребительских расходов на душу населения в 500 километровой зоне от Нижнего Новгорода составляет 4970 руб. в месяц (на 40% выше, чем в среднем по России), в 1000 - километровой зоне - 3975 руб. в месяц (на 12% выше, чем в среднем по России). Важнейшей особенностью городов, расположенных в зонах транспортной доступности, является самая высокая в России степень развития каналов дистрибуции - розничных сетей современных форматов. Крупнейшие центры автомобилестроения России также находятся в относительной близости от Нижегородской области

Комплексный транспортный узел

Исторически в Нижегородской  области сформировался комплексный  транспортный узел: более 12 тысяч км. автомобильных дорог, с плотностью в 2 раза выше, чем в среднем по России; 1300 км. железнодорожных путей, при плотности железнодорожных путей общего пользования в три раза выше среднероссийского уровня; речной грузовой узел и пассажирский порт, около 900 км. внутренних водных путей; международный аэропорт.

Условия для ведения бизнеса

По условиям и стоимости  ведения бизнеса Нижегородская  область является более привлекательной, чем многие регионы России:

Стоимость аренды коммерческой недвижимости и покупки земли  в Нижегородской области ниже, чем в Московской, Ленинградской, Калининградской областях и ряде других регионов европейской части  России.

        Относительно низкий уровень оплаты труда при значительной доле квалифицированного персонала в сравнении с другими регионами.

Хорошо развитая финансовая и телекоммуникационная инфраструктура.

Относительно благоприятные  условия для ведения предпринимательской деятельности.

Образовательная и инновационная инфраструктура

Глубокие технологические  традиции: российский центр автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики.

Развитый научный комплекс представлен 94 предприятиями, занимающихся НИОКР, в том числе: 10 организаций  федеральных министерств, 23 отраслевых НИИ, 25 конструкторских, проектно-конструкторских  технологических и изыскательских организаций, 16 промышленных предприятий, 7 ВУЗов, 8 НИИ подведомственных Министерству образования.

Один из ведущих в России образовательных центров, включающий 17 государственных ВУЗов (5 университетов, 6 академий, 6 институтов), 18 филиалов иногородних  и нижегородских ВУЗов и 20 негосударственных  ВУЗов. Нижегородская область занимает 12 место по объему выпуска учащихся основными общеобразовательными учреждениями, в 2010 г.

Нижегородская область по праву является деловой и политической столицей Поволжья, занимая одну из ведущих позиций по уровню развития среди регионов России. Фокус Правительства  области на модернизации существующих и активном строительстве новых  предприятий на территории области  в стратегически приоритетных секторах экономики обеспечил многократный рост производительности труда1 в области до 35% от среднего уровня в США. Население области преимущественно занято в секторах экономики с относительно высоким уровнем оплаты труда. Реальные располагаемые доходы населения составляют около 20 000 рублей в месяц, что соответствует темпам их роста на уровне 8%3 в год. ВРП на душу населения составляет около 10 тыс. долл. США, что соответствует уровню Венгрии и Чехии 2004 года. Являясь лидером в Автомобилестроении, область занимает не менее 25% на российском рынке. Несколько ведущих международных автопроизводителей4 разместили на территории области свои сборочные производства, а за ними последовали десятки производителей автокомпонентов. В результате реструктуризации российские предприятия5 преобразованы в сборочные производства преимущественно коммерческого транспорта, а также модернизированные производства автокомпонент, которые они с успехом поставляют как локальным потребителям, так и на экспорт. Вследствие уникального географического положения, обеспечивающего доступ к самому большому и привлекательному потребительскому рынку в России, на территории области сформировался масштабный центр производства и дистрибуции товаров массового спроса (FMCG)6 . Созданные современные логистические центры обеспечивают эффективную транспортировку сырья и готовой продукции.

1 Производительность труда  рассчитывается как отношение  выручки (нетто) в секторе от  продажи товаров, продукции, работ,  услуг (за минусом НДС, акцизов  и пр. обязательных платежей) к  среднесписочной численности занятых в секторе.

2 Значение в рублях  в ценах 2010 года, с учетом доли нетрудоспособного населения более 45%

3 CAGR (Cumulative Average Growth Rate) - кумулятивный среднегодовой темп роста

4 OEM (Original Equipment Manufacture) - оригинальный производитель

         5 Традиционные российские производители, в том числе: ГАЗ, ПАЗ, ЗМЗ и другие

6 FMCG (Fast Moving Consumer Goods) - товары массового спроса, реализуемые преимущественно в розничных сетях.

 

1.2. Стратегия  развития Нижегородской области

На заседании Правительства  Нижегородской области от 25.10.2005 было принято решение о разработке долгосрочной Стратегии Нижегородской  области. Процесс планирования включает три основных этапа (рис. 1): стратегический анализ, разработка долгосрочной стратегии  развития области до 2020 года и разработка среднесрочного (пятилетнего) плана  действий Правительства области по реализации стратегии. На этапе стратегического анализа была проведена оценка конкурентоспособности области по отношению к другим регионам России с точки зрения эффективности экономики, уровня развития и доступности инфраструктуры, качества человеческого капитала, условий для жизни, а также условий для ведения бизнеса. Была проанализирована налоговая база и расходы консолидированного бюджета. В результате анализа конкурентоспособности были выявлены наиболее значимые преимущества области и проблемы, препятствующие ее развитию. Также был проведен детальный анализ текущего состояния 25 ключевых секторов экономики области и оценены перспективы развития этих секторов на территории области, с учетом глобальных и национальных тенденций. Принимая во внимание различные сценарии развития были построены прогнозы для ключевых секторов экономики области до 2020 года, включая: потенциал роста выручки в каждом секторе, уровень производительности труда, количество занятых и средний уровень заработной платы, экспортный потенциал сектора и отраслевые риски, а также определены проблемы и ограничения для развития секторов экономики на территории области.

По результатам анализа  ключевых секторов экономики были определены отраслевые приоритеты Правительства  области, при этом во внимание принимались  две группы критериев: привлекательность  сектора с точки зрения его  потенциального вклада в экономику  области и наличие на территории области предпосылок и условий  для успешного развития сектора. Учитывая неоднородность территории области с точки зрения условий для развития определенных секторов экономики, область была разделена на четыре территориальные зоны, объединяющие ряд районов области: лесопромышленная зона, промышленная и научно-образовательная зона, инновационная зона и агропромышленная зона. Отраслевые приоритеты в  этих территориальных зонах были уточнены с учетом особенностей, входящих в эти зоны территорий. Принимая во внимание целевую структуру экономики, были сформулированы требования к развитию региональной инфраструктуры (транспорт и энергетика), а также определены требования к структуре трудовых ресурсов. Наличие отраслевых приоритетов, а также понимание проблем и ограничений, препятствующих развитию приоритетных секторов экономики, также позволило определить наиболее важные направления деятельности Правительства по стимулированию экономического роста.

На основе данных стратегического  анализа была построена экономическая  модель Нижегородской области. В  результате моделирования с учетом различных сценариев развития, а  также целевой структуры экономики, были спрогнозированы ключевые экономические показатели области на период до 2020 года, включая уровень доходов населения.

Данный документ, "Стратегия  развития Нижегородской области  до 2020 года", с одной стороны, содержит: описание текущего состояния экономики  области, вызовов, конкурентных преимуществ  и ключевых проблем, а с другой - представление о будущем области, долгосрочных целях Правительства, а также определенных стратегических приоритетах, на которых Правительство  области будет концентрировать  свои усилия и имеющиеся в распоряжении ресурсы. В процессе работ над Стратегией развития области были организованы 26 рабочих групп, в которых приняли участие отраслевые эксперты, руководители ключевых предприятий области, представители Правительства области и консультанты. Для обеспечения профессиональной поддержки процесса разработки стратегии был привлечен стратегический консультант ООО "Стратегика". Видение - Нижегородская область в 2020 году

Научно-образовательный  комплекс является не только сектором, обеспечивающим значительный вклад  в экономику области, но и одним  из ключевых факторов конкурентоспособности  области, обеспечивая ее квалифицированными трудовыми ресурсами и поддерживая  высокий уровень инновационной  активности в промышленности. Достигнутый  уровень развития науки и технологий позволил существенно усилит конкурентные позиции таких секторов экономики, как информационные технологии, радиоэлектроника и приборостроение, оборонный комплекс, авиа и судостроение, медицинская  и фармацевтическая промышленности. При этом в области созданы  эффективные механизмы коммерциализации научных исследований, как следствие, на базе научно-образовательного комплекса  ежегодно создаются десятки новых  предприятий с высоким потенциалом  роста, привлекательные для венчурных  инвесторов. Современные, соответствующие  потребностям экономики образовательные  программы и развитая инфраструктура7 позволили значительно усилить экспортный потенциал нижегородских высших учебных заведений. Предоставляя выпускникам ВУЗов возможности для карьерного роста и доступное жилье, Правительство Нижегородской области существенно снизило демографические риски.

С учетом неоднородности территории области в северных районах приоритетное развитие, наряду с пищевой промышленностью, получили лесопромышленный комплекс и  туризм. Растущая потребность в сырьевой базе для производителей продуктов  питания явилась катализатором  развития агропромышленного комплекса  области. При этом сельскохозяйственное производство преимущественно сконцентрировалось в районах, расположенных на юго-западе и юго-востоке области. Область является активным участником международных экономических отношений. Высокая степень интернационализации, интенсивный обмен знаниями, людьми, продуктами и капиталами обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности нижегородских предприятий на международных рынках и привлекательность области для внешних и внутренних инвесторов

Нижегородская область - одно из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям  обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности  для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей. В области сформированы высокие стандарты и благоприятные условия для жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также развитая жилищно-коммунальная инфраструктура.

Стратегические цели

Главная цель Правительства - уровень благосостояния населения  и высокие стандарты качества жизни могут быть достигнуты при  наличии эффективной и сбалансированной экономики, благоприятных условий  для жизни, а также эффективной исполнительной власти.

Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской области

Отраслевые приоритеты

В процессе стратегического  анализа была проведена оценка текущего состояния ключевых секторов экономики  области и потенциала их развития. При этом все сектора экономики  были разбиты на две группы: базовые и поддерживающие. Приоритетные сектора экономики, на развитии которых Правительство области должно сфокусировать свои усилия и ресурсы, были определены на основе двух групп критериев: привлекательность сектора, а также наличие на территории области предпосылок и необходимых условий для успешного развития сектора. В результате были определены следующие отраслевые приоритеты:

1 группа приоритетов:

Автомобилестроение, Научно-образовательный  комплекс и Новая экономика, Информационные технологии, Пищевая промышленность, Радиоэлектронная промышленность и  приборостроение, Химико-фармацевтическая промышленность

2 группа приоритетов:

Черная металлургия, Топливная  промышленность, Авиастроение, Химическая и нефтехимическая промышленность, Стекольная промышленность, Туризм

3 группа приоритетов:

Промышленность строительных материалов, Медицинская промышленность, Лесопромышленный комплекс и целлюлозно-бумажная промышленность, Легкая промышленность, Судостроение, Сельское хозяйство

Территория Нижегородской  области неоднородна с точки  зрения условий для развития определенных секторов экономики, поэтому отраслевые приоритеты были уточнены с учетом специфических особенностей отдельных  муниципальных образований. Было выделено 4 основные зоны, объединяющие районы со схожей текущей структурой экономики  и характеризующихся благоприятными условиями для развития определенных секторов:

Информация о работе Стратегический план развития ОАО «Заволжский моторный завод»