Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы является проведение анализа системы стимулирования труда на примере магазина «А-продукт» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы:
Изучить теоретические основы проведение анализа систем стимулирование труда на предприятии
Дать краткую характеристику магазину «А-продукт»
Провести анализ количественного состава и динамики социально-трудовых показателей супермаркета «А-продукт»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИИ……………………………………………………………...5
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «А-ПРОДУКТ»
2.1 Краткая характеристика предприятия ……………….…………..15
2.2Анализ количественного и качественного состава предприятия 19
2.3 Оценка эффективности действующей в магазине «А-продукт» системы стимулирования труда……………………………………………..23
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования работников магазина «А-продукт»……………………………………………..34
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий по модернизации системы стимулирования работников магазина «А-продукт»……………………..………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Рис 2. Анализ динамики образовательного уровня персонала супермаркета «А-продукт».
В структуре персонала
преобладает категория
Если же рассматривать качественный состав персонала супермаркета, то можно сказать, что персонал торгового предприятия - это люди социально активного возраста, которые имеют физические и умственные возможности для активной трудовой деятельности. Работники от 30до 40 лет, которые имеют значительный опыт профессиональной деятельности, составляют большую часть персонала. Предприятие набирает энергичных молодых людей, в возрасте от 20-30 лет, при этом сокращает людей пенсионного возраста.
Наибольшая часть сотрудников имеет трудовой стаж от 4 до 10 лет. Причем численность таких работников растет.
Проанализируем показатели движения персонала в супермаркете «А-продукт» в 2009-2010 гг.
Таблица 3.
Показатель движения |
2009 г |
2010 г |
Отклонение | |
Абсолютное (+,-) |
Относительное % | |||
Численность на начало года |
22 |
25 |
3 |
113,6 |
Принято |
19 |
20 |
8 |
16,6 |
Выбыло |
9 |
9 |
- |
100,0 |
Численность на конец года |
25 |
36 |
11 |
144,0 |
Среднесписочная численность |
23,5 |
30,5 |
7 |
130,6 |
.Коэффициент оборота по приему, % |
51,5 |
65,6 |
14,5 |
128,4 |
Коэффициент оборота по выбытию, % |
38,3 |
29,5 |
-8,8 |
76,2 |
На предприятии существует высокий оборот по выбытию кадров, который хотя и снизился по сравнению с 2009 г. на 8,8 %, но в 2010г. достигает 30 %, что говорит о том , что каждый 3 сотрудник был уволен.
Наиболее высок % текучести вспомогательного персонала в течение 2-х лет, что объясняется тяжестью неквалифицированного труда и недостаточной его оплатой. Наблюдается текучесть кадров среди продавцов по собственной инициативе, связанной с низкой оплатой труда ,социальной незащищенностью и графиком работы. Численность продавцов, уволенных за 2009-2010 гг. составила 3 и 6 человек. В этой категории персонала присутствуют увольнения работников по инициативе администрации, что связано с нарушением трудовой материально ответственным лицам.
Администрация не обеспечивает качественный подбор кадров, не устанавливает испытательный срок, не заинтересовывает персонал в работе предприятия, а также не задействует меры материального и морального стимулирование на определенных этапов трудовой деятельности.
Рассмотрев качественный
и количественный состав предприятия
можно сделать вывод, что персонал
данного предприятия
2.3 Оценка эффективности
действующей в магазине «А-
Кадровая политика супермаркета «А-продукт» направлена на формирование такой системы с кадрами, которая ориентировалась на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства , трудового кодекса, положение об уплате труда работников.
Кадровая политика базируется на системе правил и комплексом мероприятий, связанных с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, переподготовки, мотивации и продвижения по карьерной лестницы.
Однако не так то просто найти высококвалифицированных работников, которые могли бы работать на новом оборудование и использовать новые технологии.
Рассмотрим методы стимулирования персонала супермаркета «А-продукт».
Моральное стимулирование является наиболее экономичным способом стимулирования для предприятия, поскольку существенных затрат не требует. В магазине у каждого работника по мимо функциональных обязанностей, есть свои задачи, которые необходимо решать в зависимости от сложившейся ситуации. Для стимулирования торгового персонала практикуется дополнительные средства мотивации. В конце месяца проводятся собрания работников с руководителями, где персонал может обсудить проблемы, поговорить с руководителем, а также высказать свое мнение.
Подбор персонала
Динамика затрат супермаркета «А-продукт» по материальному и немонетарному стимулирования трудовой активности за 2009-2010 гг.
Таблица 4.
Наименование мероприятия |
2009 г |
2010 г |
Отклонение | |
Абсолютное (+,-) |
Относительное % | |||
лекции |
5,5 |
15,4 |
9,9 |
280,0 |
компьютерные курсы |
7,5 |
7,5 |
- |
100,0 |
психологические тренинги |
18 |
30 |
12 |
166,7 |
добровольное мед.страхование |
12 |
18 |
6 |
150,0 |
бесплатное питание |
144 |
216 |
72 |
150,0 |
Данные таблицы
Проанализируем динамику средних выплат на программы по моральному стимулированию труда.
Динамика средних выплат на программу по моральному стимулированию трудовой активности персонала супермаркета «А-продукт» за 2009-2010 гг.
Таблица 5.
Наименование |
2009 г |
2010 г |
Отклонение | |
Абсол. (+,-) |
Относ. % | |||
Затраты на реализацию морального стимулирования труда, тыс.руб. |
200 |
309,9 |
109,9 |
154,5 |
Средняя численность персонала, задействованных в мероприятиях предприятия |
12,3 |
19,6 |
7,3 |
159,3 |
В среднем затраты на 1 сотрудника, тыс. руб/чел. |
16,2 |
15,8 |
-0,4 |
97,5 |
Таким образом, по сравнению с 2009 г. в 2010 г.предприятие задействовало в программах по нематериальному стимулированию труда на 7,3 чел больше, выплаты по данным статьям в среднем на 1 сотрудника были сокращены на 0,449 тыс.руб.
Другим видом стимулирование
труда персонала и самым
Заработная плата состоит из основной и дополнительной. Основная часть относительно постоянна и учитывает различия в квалификации работников , сложности и ответственности их работы, условия интенсивности труда. Определяющая роль составляющей зарплаты принадлежит должностным окладом. За достижение высоких показателей (перевыполнение плана отделов), непрерывный стаж, работы в праздничные дни и другие заслуги перед предприятием используется материальные поощрения премии и вознаграждения, что составляет дополнительную часть заработной платы. Эта часть зарплаты не является постоянной и включает суммы, не связанные с нормами выработки и премии предприятие устанавливает самостоятельно. Размер премии варьируется от 30-100%
Одним из видов стимулирование работников является установление надбавок за выслугу лет. Принцип установление надбавки заключается в том, что при достижения определенного уровня или непрерывного стажа работы на предприятии, размер надбавки увеличивается с течением времени. Выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет работника проводиться дифференцированно в зависимости от общего стажа работы. Надбавка начисляется исходя из должностного оклада работника, без учета доплат и надбавок и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.
Из оплаты труда работников предприятия производятся различного рода удержания. По своему характеру эти удержания подразделяются на две группы: обязательные удержания и удержания по инициативе предприятия.
К обязательным удержаниям относится социальные отчисления 13 % от заработной платы. К удержаниям по инициативы предприятия относятся суммы недостач по кассе и по товаром, материальный ущерб, трудовую дисциплину и т.д.
Заработная плата
Динамика фонда оплаты труда персонала супермаркета «А-продукт» в 2009-2010 гг. тыс.руб.
Таблица 6.
Категории работников |
2009 г |
2010 г |
Отклонение | |
Абсолютное (+,-) |
Относительное % | |||
Управленческие работники |
1176 |
1418,4 |
242,4 |
120,6 |
Специалисты |
288 |
300 |
12 |
104,1 |
Торгово-оперативный персонал |
1180,8 |
2560,8 |
1380 |
216,8 |
Вспомогательный персонал |
410,4 |
475,2 |
64,8 |
115,7 |
Всего ФОТ, в т.ч.: |
3055,2 |
4754,4 |
1699,2 |
155,6 |
-постоянная часть ФОТ |
2499,5 |
3218,5 |
719 |
128,7 |
К общему размеру ФОТ, % |
81,8 |
67,7 |
-14,1 |
82,7 |
-переменная часть ФОТ |
555,7 |
1535,9 |
980,2 |
276,3 |
К общему размеру ФОТ, % |
18,2 |
32,2 |
14,1 |
177,4 |
По данным таблице можно
увидеть рост фонда оплаты труда.
Он возрос на 155,6%. В структуре фонда
оплаты труда персонала наибольшее
увеличение коснулось торгово-оперативного
персонала, который вырос на 216,8%
к уровню 2009 г., вспомогательного
персонала на 115,7%, у управленческого
персонала на 120,6%, у специалистов
на 104,1%. Рост ФОТ руководителей вырос
на 122,4 тыс. руб., это связано с
увеличением численности
Рассмотрим структуру ФОТ по категориям персонала и фонд материального поощрения.
Структуру ФОТ по категориям персонала супермаркета «А-продукт» в 2009-2010 гг.
Таблица 7.
Категория персонала |
2009 |
2010 |
отклонение | |
Абсолютное +,- |
Относительное % | |||
Управленческие работники |
38,5 |
29,8 |
-8,7 |
77,4 |
Специалисты |
9,4 |
6,3 |
-3,1 |
67,0 |
Торгово-оперативный персонал |
38,6 |
53,8 |
15,2 |
139,3 |
Вспомогательный персонал |
13,4 |
9,9 |
-3,5 |
73,8 |
Всего ФОТ |
100 |
100 |
- |
- |