Стимулирование труда на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является проведение анализа системы стимулирования труда на примере магазина «А-продукт» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы:
Изучить теоретические основы проведение анализа систем стимулирование труда на предприятии
Дать краткую характеристику магазину «А-продукт»
Провести анализ количественного состава и динамики социально-трудовых показателей супермаркета «А-продукт»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИИ……………………………………………………………...5
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «А-ПРОДУКТ»
2.1 Краткая характеристика предприятия ……………….…………..15
2.2Анализ количественного и качественного состава предприятия 19
2.3 Оценка эффективности действующей в магазине «А-продукт» системы стимулирования труда……………………………………………..23
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования работников магазина «А-продукт»……………………………………………..34
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий по модернизации системы стимулирования работников магазина «А-продукт»……………………..………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

эсто.docx

— 132.78 Кб (Скачать)

Рис 2. Анализ динамики образовательного уровня персонала супермаркета «А-продукт».

В структуре персонала  преобладает категория сотрудников, имеющих среднее специальное  образование, свыше 55%. В основном это  категория продавцов и специалистов. Руководитель и один специалист имеют  высшее образование. А также есть руководители которые имеют два  высших. Вспомогательный и младший  обслуживающий персонал имеет среднее  общее образование, доля такого персонала  сокращается. При этом работники, не имеющие высшее образование учатся в институтах и университетах  г. Екатеринбурга. Фактически все руководители и торгово-оперативные работники, имеют уровень образования, вполне достаточный для качественного выполнения своих функциональных обязанностей.

Если же рассматривать  качественный состав персонала супермаркета, то можно сказать, что персонал торгового  предприятия - это люди социально  активного возраста, которые имеют  физические и умственные возможности  для активной трудовой деятельности. Работники от 30до 40 лет, которые имеют  значительный опыт профессиональной деятельности, составляют большую часть персонала. Предприятие набирает энергичных молодых людей, в возрасте от 20-30 лет, при этом сокращает людей пенсионного возраста.

Наибольшая часть сотрудников  имеет трудовой стаж от 4 до 10 лет. Причем численность таких работников растет.

Проанализируем  показатели движения персонала в  супермаркете «А-продукт» в 2009-2010 гг.

  Таблица 3.

 

Показатель движения

 

2009 г

 

2010 г

Отклонение

Абсолютное (+,-)

Относительное %

Численность на начало года

22

25

3

113,6

Принято

19

20

8

16,6

Выбыло

9

9

-

100,0

Численность на конец года

25

36

11

144,0

Среднесписочная численность

23,5

30,5

7

130,6

.Коэффициент оборота по приему, %

51,5

65,6

14,5

128,4

Коэффициент оборота по выбытию, %

38,3

29,5

-8,8

76,2


 

На предприятии существует высокий оборот по выбытию кадров, который хотя и снизился  по сравнению  с 2009 г. на 8,8 %, но в 2010г. достигает 30 %, что  говорит о том , что каждый 3 сотрудник  был уволен.

Наиболее высок % текучести  вспомогательного персонала в течение 2-х лет, что объясняется тяжестью неквалифицированного труда и недостаточной его оплатой. Наблюдается текучесть кадров среди продавцов по собственной инициативе, связанной с низкой оплатой труда ,социальной незащищенностью и графиком работы. Численность продавцов, уволенных за 2009-2010 гг. составила 3 и 6 человек. В этой категории персонала присутствуют увольнения работников по инициативе администрации, что связано с нарушением трудовой материально ответственным лицам.

Администрация не обеспечивает качественный подбор кадров, не устанавливает  испытательный срок, не заинтересовывает персонал в работе предприятия, а  также не задействует меры материального  и морального стимулирование на определенных этапов трудовой деятельности.

Рассмотрев качественный и количественный состав предприятия  можно сделать вывод, что персонал данного предприятия сбалансирован, активность, и динамизм молодых работников  дополняется опытом людей старшего возраста. К тому же образовательный уровень работников в целом соответствует занимаемым должностям . как на любом другом предприятии присутствует текучесть кадров. Количественный состав персонала супермаркета растет.

2.3 Оценка эффективности  действующей в магазине «А-продукт»  системы стимулирования труда.

Кадровая политика супермаркета «А-продукт» направлена на формирование такой системы с кадрами, которая  ориентировалась на получение не только экономического, но и социального  эффекта при условии соблюдения действующего законодательства , трудового  кодекса, положение об уплате труда  работников.

Кадровая политика базируется на системе правил и комплексом мероприятий, связанных с осуществлением подбора  кадров, необходимой их подготовки, переподготовки, мотивации и продвижения  по карьерной лестницы.

Однако не так то просто найти высококвалифицированных  работников, которые могли бы работать на новом оборудование и использовать новые технологии.

Рассмотрим методы стимулирования персонала супермаркета «А-продукт».

Моральное стимулирование является наиболее экономичным способом стимулирования для предприятия, поскольку существенных затрат не требует. В магазине у каждого  работника по мимо функциональных обязанностей, есть свои задачи, которые необходимо решать в зависимости от сложившейся  ситуации. Для стимулирования торгового  персонала практикуется дополнительные средства мотивации. В конце месяца проводятся собрания работников с руководителями, где персонал может обсудить проблемы, поговорить с руководителем, а также  высказать свое мнение.

Подбор персонала осуществляется на основе заполненной анкеты а далее  собеседование. При этом большое значение уделяется базовому образованию, стажу работы по специальности и характеристики с предыдущего места работы. На должность управленца принимаются работники имеющие высшее образование и положительные отзывы с предыдущей работы. На руководящие должности (директор магазина, товаровед) принимаются люди имеющие опыт работы в данной отрасли и высшее образование. На должность продавцов набираются работники со средне специальным образованием, на низшую категорию продавца – 3, со временем они аттестуются на более высокую категорию 1 и 2. С целью повышения профессионализма работников предприятие проводит следующие мероприятия: проводят (при принятии на работу ) лекции, компьютерные курсы, психологические курсы с продавцами. Для стимулирования персонала предоставляется: добровольное медицинское страхование, бесплатное питание. Рассмотрим затраты предприятия на персонал.

Динамика затрат супермаркета «А-продукт» по материальному  и немонетарному стимулирования трудовой активности за 2009-2010 гг.

Таблица 4.

Наименование мероприятия

2009 г

2010 г

Отклонение

Абсолютное (+,-)

Относительное %

лекции

5,5

15,4

9,9

280,0

компьютерные курсы

7,5

7,5

-

100,0

психологические тренинги

18

30

12

166,7

добровольное мед.страхование

12

18

6

150,0

бесплатное питание

144

216

72

150,0


 

Данные таблицы свидетельствуют, что за 2009-2010 гг. отмечается рост затрат, направленных на материальное немонетарное стимулирование трудовой активности персонала  на 99,9 %. Эти затраты связанные  с ростом численности предприятия. Так  например, затраты на проведения лекций возросли на 280 %, психологические  тренинги на 166,7 %, на добровольное медицинское страхование персонала на 150 %.

Проанализируем динамику средних выплат на программы по моральному стимулированию труда.

 

 

 

 

 

Динамика средних  выплат на программу по моральному стимулированию трудовой активности персонала  супермаркета «А-продукт» за 2009-2010 гг.

Таблица 5.

Наименование

2009 г

2010 г

Отклонение

Абсол.

(+,-)

Относ.

%

Затраты на реализацию морального стимулирования труда, тыс.руб.

200

309,9

109,9

154,5

Средняя численность персонала, задействованных в мероприятиях предприятия

12,3

19,6

7,3

159,3

В среднем затраты на 1 сотрудника, тыс. руб/чел.

16,2

15,8

-0,4

97,5


 

Таким образом, по сравнению  с 2009 г. в 2010 г.предприятие задействовало  в программах по нематериальному  стимулированию труда на 7,3 чел больше, выплаты по данным статьям в среднем  на 1 сотрудника были сокращены на 0,449 тыс.руб.

Другим видом стимулирование труда персонала и самым главным  является заработная плата (основной доход  каждого сотрудника). Оплата труда  осуществляется в соответствии с  должностным окладом, а также  на основании положения об уплате труда. Начисление премии производиться  с учетом выполнения планов по отделам, но не более 75% должностного оклада. За отдельные нарушения в работе, работники  могут лишиться премии до 100 %. Труд работников предприятия оплачивается по повременно-премиальной системе оплаты труда, по утвержденным на предприятии окладом, которые прописаны в трудовом договоре.

Заработная плата состоит  из основной и дополнительной. Основная часть  относительно постоянна и учитывает различия в квалификации работников , сложности и ответственности их работы, условия интенсивности труда. Определяющая роль составляющей зарплаты принадлежит должностным окладом. За достижение высоких показателей (перевыполнение плана отделов), непрерывный стаж, работы в праздничные дни и другие заслуги перед предприятием используется материальные поощрения премии и вознаграждения, что составляет дополнительную часть заработной платы. Эта часть зарплаты не является постоянной и включает суммы, не связанные с нормами выработки и премии предприятие устанавливает самостоятельно. Размер премии варьируется от 30-100%

Одним из видов стимулирование работников является установление надбавок за выслугу лет. Принцип установление надбавки заключается в том, что при достижения определенного уровня или непрерывного стажа работы на предприятии, размер надбавки увеличивается с течением времени. Выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет работника проводиться дифференцированно в зависимости от общего стажа работы. Надбавка начисляется исходя из должностного оклада работника, без учета доплат и надбавок и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.

Из оплаты труда работников предприятия производятся различного рода удержания. По своему характеру  эти удержания подразделяются на две группы: обязательные удержания  и удержания по инициативе предприятия.

К обязательным удержаниям относится социальные отчисления 13 % от заработной платы. К удержаниям по инициативы предприятия относятся  суммы недостач по кассе и по товаром, материальный ущерб, трудовую дисциплину и т.д.

Заработная плата выплачивается  согласно трудовому договору. Анализ структуры фонда оплаты труда  и фонда материального поощрения  персонала супермаркета по категориям персонала приведены в таблице 6.

Динамика фонда  оплаты труда персонала супермаркета «А-продукт» в 2009-2010 гг. тыс.руб.

Таблица 6.

Категории работников

 

2009 г

 

2010 г

Отклонение

Абсолютное (+,-)

Относительное %

Управленческие работники

1176

1418,4

242,4

120,6

Специалисты

288

300

12

104,1

Торгово-оперативный персонал

1180,8

2560,8

1380

216,8

Вспомогательный персонал

410,4

475,2

64,8

115,7

Всего ФОТ, в т.ч.:

3055,2

4754,4

1699,2

155,6

-постоянная часть ФОТ

2499,5

3218,5

719

128,7

К общему размеру ФОТ, %

81,8

67,7

-14,1

82,7

-переменная часть ФОТ

555,7

1535,9

980,2

276,3

К общему размеру ФОТ,  %

18,2

32,2

14,1

177,4


 

По данным таблице можно  увидеть рост фонда оплаты труда. Он возрос на 155,6%. В структуре фонда  оплаты труда персонала наибольшее увеличение коснулось торгово-оперативного персонала,  который вырос на 216,8% к уровню 2009  г., вспомогательного персонала на 115,7%, у управленческого  персонала на 120,6%, у специалистов на 104,1%. Рост ФОТ руководителей вырос  на 122,4 тыс. руб., это связано с  увеличением численности персонала  на 1 человека. Рост ФОТ торгово-оперативного персонала обусловлен увеличением их численности на 10 чел.,  а у специалистов на 12 тыс.руб. обусловлено лишь с увеличением среднемесячной заработной платы данной категории персонала.

Рассмотрим структуру  ФОТ по категориям персонала и  фонд материального поощрения.

Структуру ФОТ по категориям персонала супермаркета «А-продукт» в 2009-2010 гг.

Таблица 7.

Категория

персонала

2009

2010

отклонение

Абсолютное

+,-

Относительное

%

Управленческие работники 

38,5

29,8

-8,7

77,4

Специалисты

9,4

6,3

-3,1

67,0

Торгово-оперативный персонал

38,6

53,8

15,2

139,3

Вспомогательный персонал

13,4

9,9

-3,5

73,8

Всего ФОТ

100

100

-

-

Информация о работе Стимулирование труда на предприятии