Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы является проведение анализа системы стимулирования труда на примере магазина «А-продукт» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы:
Изучить теоретические основы проведение анализа систем стимулирование труда на предприятии
Дать краткую характеристику магазину «А-продукт»
Провести анализ количественного состава и динамики социально-трудовых показателей супермаркета «А-продукт»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИИ……………………………………………………………...5
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «А-ПРОДУКТ»
2.1 Краткая характеристика предприятия ……………….…………..15
2.2Анализ количественного и качественного состава предприятия 19
2.3 Оценка эффективности действующей в магазине «А-продукт» системы стимулирования труда……………………………………………..23
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования работников магазина «А-продукт»……………………………………………..34
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий по модернизации системы стимулирования работников магазина «А-продукт»……………………..………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
· продвижение в должности, объединяющее все рассмотренные методы стимулирования, т.к. оно дает более высокую заработную плату (экономический мотив), интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (социальный мотив). В то же время этот метод стимулирования является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся; продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку;
· похвала при завершении
работы большого объема, освоении новых
методов труда или новой
· одобрение в ходе процесса, если работа выполняется качественно;
· поддержка, когда работник сомневается, не уверен, не может определиться с выбором целей, задач, способов поведения и действия;
· порицание, т.е. использование при общении с человеком приема обращения к совести.
Одним из путей решения практической задачи создания и совершенствования системы стимулирования труда является разработка иерархии мотивов коллектива, отдельных профессиональных групп и конкретных работников.
В зависимости от основных
групп потребностей различают мотивацию
материальную, трудовую и статусную.
Материальная мотивация - это стремление
к достатку, более высокому уровню
жизни. Она зависит от уровня личного
дохода, его структуры, дифференциации
доходов в организации и
Трудовая мотивация
Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидерству в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом.
По используемым способам
различают мотивацию
Нормативная мотивация - это
побуждение человека к определенному
поведению посредством идейно-
Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
Стимулирующая мотивация - это
воздействие не на личность как таковую,
а на внешние обстоятельства с
помощью благ - стимулов, побуждающих
работника к определенному
Первые два вида мотивации в данной группе являются прямыми, так как предполагают непосредственное воздействие на членов коллектива, третий вид - косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов.
По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы самостоятельно. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх.
На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее; они добросовестнее выполняют работу, затрачивают меньше сил, лучше понимают задания и овладевают знаниями. Внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной совокупности изменяющихся потребностей, поэтому руководитель для осуществления мотивации должен определить эти потребности и найти способы их удовлетворения.
При внешней мотивации воздействие на субъект происходит извне, например, через оплату за работу, распоряжения, правила поведения и т.д.
Внутренняя и внешняя
мотивации четко не разграничены,
поскольку в различных
По направленности различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую определенным способам поведения сотрудников. К основным видам положительной мотивации относятся: материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий; повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе; поручение особо важной работы и т.п. Отрицательная мотивация - это, прежде всего: материальные взыскания (штрафные санкции); снижение социального статуса в коллективе; психологическая изоляция работника; создание атмосферы нетерпимости; понижение в должности. Система штрафных санкций должна быть непрерывной, не иметь "запретных зон", последствия санкций должны доводиться до всех работников и быть понятны им.
Таким образом, создание системы
стимулирования труда в организации
является сложной комплексной задачей,
предполагающей решение ряда экономических,
социальных, психологических, организационных
задач. При этом используемая система
стимулирования должна иметь как
прямой коммуникационный поток, позволяющий
передавать воздействие на трудовой
коллектив, так и каналы обратной
связи, позволяющие отслеживать
эффективность различных
В связи с этим были предприняты
попытки разработать и
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «А-ПРОДУКТ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Магазин «А-продукт» входит в сеть магазинов Торговой сети «Атлант», генеральным директором является Павел Николаевич Алянич.
Ведущими направлениями деятельности Торговой сети «Атлант» является:
Девиз сети продуктовых магазинов «А-продукт» - «Дешевле, ближе, удобнее». Девиз был выбран не случайно. Только в сети магазинов продуктов питания «А-Продукт» самые выгодные ценовые предложения. Сеть магазинов продуктов питания «А-Продукт» расположена таким образом, что независимо от Вашего места проживания Вы всегда окажетесь в непосредственной близости с магазинами данной компании. Ассортимент товаров в магазинах продуктов питания «А-Продукт» постоянно обновляется и расширяется, способствуя тем самым увеличению постоянных клиентов сети.
«А-продукт» предлагает приобрести продукты питания от лучших отечественных производителей. Не остаются без внимания и зарубежные производители продуктов питания. В магазинах данной компании представлены лучшие представители молочных и мясных изделий, самая свежая продукция хлебокомбинатов г.Екатеринбурга ,Свердловской области и РФ,отборные сорта вино-водочной продукции, свежие овощи и фрукты и сопутствующие товары.
Руководство компании «Атлант»
ведет политику, направленную на создание
благоприятных условий для
Из 3-х ведущих направлений Торговой сети «Атлант», я выбрала сеть супермаркетов «А-Продукт», а конкретно супермаркет, расположенный на ул. Комсомольская 17. Вблизи имеется удобная парковка, автобусная и троллейбусная остановки, что делает супермаркет транспортно доступным. Общая площадь магазина 220 м2. Большим плюсом является то, что вблизи данного супермаркета нет сильных конкурентов.
«А-продукт» поддерживает хозяйственные связи с 1800 поставщиками г. Екатеринбурга, Свердловской области и РФ, что ставит перед руководством магазина трудную задачу поддержания этих целей.
Большой ассортимент товаров (свыше 2000 наименований), имеющих различный срок реализации, хранения, требует правильного технологического подхода, который используется при продаже и предварительной доработки перед подачей в торговый зал. Для продовольственных товаров -это фасовка, упаковка, разделка отдельных товаров, продуктов и хранение в соблюдаемых температурных условиях. Для непродовольственных товаров – освобождение от тары, раскладка товара в торговом зале и т.д.
Миссия данного супермаркета - создать комфортные условия для каждого покупателя, чтобы он получал удовлетворение и положительные эмоции от каждого посещения магазина и сделанных покупок. Поставщикам – строить долгосрочные надежные, взаимовыгодные и благоприятные отношения. А персоналу предоставляет возможность постоянно обучаться, развиваться, проявлять себя в работе магазина, а также возможность карьерного роста.
Супермаркет «А-продукт» основные доходы получает от розничной торговли продуктами питания.
Основные технико-
Таблица 1.
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
Отклонение | |
Абсолютные (+,-) |
Относительные % | |||
Годовой товарооборот тыс.руб. |
36875,3 |
42138,5 |
5263,2 |
114,3 |
Валовой доход, тыс. руб. В % к товарообороту |
13618 36,93 |
15780,9 37,45 |
2162,9 0,52 |
115,9 101,4 |
Издержки обращения, тыс. руб. В % к товарообороту |
6069,7 16,4 |
6784,3 16,1 |
714,6 -0,3 |
111,8 97,8 |
Расходы на оплату труда, тыс. руб. В % к издержкам обращения |
3055,2 50,3 |
4754,4 70 |
1699,2 19,7 |
155,6 139,2 |
Отчисления в соц. фонды |
794,3 |
1236,0 |
441,7 |
155,6 |
Прибыль от реализации, т.р |
7548,4 |
8988,1 |
1439,7 |
119,1 |
Рентабельность продаж, % |
20,47 |
21,33 |
0,86 |
104,2 |
Численность персонала на конец года, чел В том числе: |
25 |
36 |
11 |
144,0 |
руководители |
5 |
6 |
1 |
120,0 |
специалисты |
2 |
2 |
0 |
100 |
торгово-оперативные работники |
12 |
22 |
10 |
183,3 |
обслуживающий персонал |
6 |
6 |
0 |
100 |
Выработка среднегодовая на одного работающего, руб. |
1475,0 |
1170,5 |
-304,5 |
79,3 |
Фондоотдача руб. |
5,997 |
2,194 |
-3,083 |
215,9 |
Торговая площадь, м2 |
220 |
220 |
0 |
100 |
Общий товарооборот в 2010 году
составил 5263,2 тыс.руб., что на 114,3% выше,
чем в 2009 г. В динамике сумма валового
дохода в 2010 г. возросла на 115,9%. Ее уровень
к товарообороту также вырос
на 101,4%. Рентабельность продаж увеличилась
на 104,2%. Расходы на оплату труда увеличились
на 155,6%, а их уровень в совокупных
издержках обращения на 139,2%, что
связанно с повышением заработной платы
отдельным категориям персонала, так
и с принятием новых
Рост доли оплаты труда в совокупных издержках связан с темпом ростом общей величины затрат (111,8%), ниже, чем темп роста расходов на оплату труда (139,2%).
На основании произведенных
расчетов можно сделать вывод, что
в 2010 г. супермаркет работал
Среднесписочная численность работников в 2010 г. увеличилась на 11 чел., с этим же увеличились расходы на оплату труда, а среднегодовая выработка на одного работающего сократилась на 304,5 руб. или на 79,3%, производительность труда сократилась на 70,4 руб., что говорит об не эффективности использования трудовых ресурсов.
2.2 Анализ количественного и качественного состава предприятия
В настоящее время кадровый состав супермаркета укомплектован на 96%. Требуется персонал на такие должности как продавец колбасного отдела, кассир, менеджер по работе с поставщиками.
Структура персонала супермаркета «А-продукт» за 2009-2010 гг.
Таблица 2.
Категории персонала |
Численность, чел |
Удельный вес, % | ||||
2009г |
2010г |
2010/2009 |
2009г |
2010г |
2010/2009 | |
Руководители |
5 |
6 |
120 |
20 |
16,5 |
82,5 |
Специалисты |
2 |
2 |
100 |
8 |
5,6 |
70 |
Торгово-оперативные работники |
12 |
22 |
183,3 |
48 |
61,2 |
127,5 |
Вспомогательный персонал |
6 |
6 |
100 |
24 |
16,7 |
69,6 |
Всего |
25 |
36 |
144 |
100 |
100 |
100 |
Рассматривая данную таблицу
можно сделать вывод, что рост
численности персонала на 144% произошел
за счет увеличения численности торговых
работников-продавцов и