Стандарты качества и сертификация продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Подготовка квалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем управления.

Содержание

Введение……...………………………………………………………………….…..3
I. Стандарты и сертификация товаров и услуг………………………………...…..6
Сертификат товаров и услуг………………………...……………………..…...6
Закон Российской Федерации о сертификации……………………………....10
Закон Российской Федерации о единстве изменений……...…………….….14
Закон Российской Федерации о стандартизации……………...……………..16
Стандарты Международной организации по стандартизации…...……..…..18
1.6 Сертификация производства……………………………………….……….…23
1.7 Проведение работ по сертификации производства……………...……….….23
1.8 Структура типовой методики проверки производства при сертификации………………………………………………………….……………25
1.9 Схема сертификации и их выбор…………………………………..………….31
2 Методика выбора схемы сертификации……………...…………………...……34
II Анализ качества продукции на ОАО «Чебоксарский хлебозавод»…………..42
2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Чебоксарский хлебзавод»……………………………………….…………………...……………..42
2.2 Структура производства и управления…………………………….…………42
2.3 Анализ технико-экономических показателей……….…………....………….43
2.4 Анализ качества продукции……………………...…………....………………47
2.5 Анализ качества сырья и продукции………………….………………………47
2.6 Дефекты хлебобулочных изделий………………………………….…………53
2.7 Анализ качества продукции…………………………………..……………….57
2.8 Анализ брака продукции на предприятии…………….…………………..….60
Заключение…………………………………………………...………………….…62
Используемая литература………………...………………………………………..64

Работа содержит 1 файл

Экономика организаций.doc

— 517.00 Кб (Скачать)

     Структура метрологической  службы. Территориальный центр стандартизации и метрологии (ЦСМ) выполняет государственный надзор за средствами измерений, каждое средство подвергается либо поверке либо калибровке.

     Поверка заканчивается получением клейма или  свидетельства о поверке. Калибровка заканчивается получением калибровочного знака (или сертификата) и записью в эксплуатационных документах. Предусматривается добровольная сертификация средств измерений.

     При обнаружении нарушений, касающихся закона о единстве измерений принимаются  меры уголовного, административного  или гражданско-правового характера. В частности, может быть вообще остановлено производство.

     Чем принципиально отличаются поверка  и калибровка?

     Все измерительные средства, используемые в производстве продукции, подвергающейся обязательной сертификации подлежат поверке, и за этим бдительно следит Госстандарт через свою структуру.

     Каждые  пять лет лица, занятые поверкой, проходят переподготовку с получением соответствующих документов, периодически поверяются все средства измерения.

     Калибровке  подвергаются измерительные средства и вне процедуры обязательной калибровки. Чаще всего это средства, приобретенные за рубежом.

     Взаимодействие  метрологических служб можно  представить в виде схемы, показанной на рис. 1.3.

    1. Закон Российской Федерации  о стандартизации
 

     Закон касается всех субъектов хозяйственной деятельности и защищает интересы потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных актов по стандартизации. Закон предусматривает следующее общее определение стандартизации:

     Стандартизация—это  деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: 1) безопасности продукции и услуг; 2) технической и информативной совместимости; 3) взаимозаменяемости; 4) качества продукции; 5) соответствия уровню техники и технологии; 6) единства измерений; 7) безопасности хозяйственной деятельности; 8) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

 

     

       

     

       

       

     

     

     

     

       

       

     

       
 

     Рис.1.3. Схема взаимодействия и подчиненности метрологических служб 

     Согласно  закону, разработка государственных  стандартов обычно поручается ведущей в отрасли фирме, проект получает отзывы, корректируется, принимается и становится обязательным для субъектов хозяйственной деятельности. Другие государственные органы участвуют в стандартизации в пределах их компетенции.

     Надзор  за соблюдением стандартов производится с привлечением государственных  инспекторов. Государственные инспекторы обладают широкими полномочиями, имеют  беспрепятственный доступ к процессам  производства и технологической  документации.

     При невыполнении субъектами производства требований госинспектора, он направляет материалы в арбитражный суд, орган прокуратуры для принятия мер в установленном законодательством порядке.

     Продукция, соответствующая требованиям стандартов России заносится в государственный  реестр и маркируется знаком соответствия государственным стандартам.

    1. Стандарты Международной организации  по стандартизации
 

     Серия стандартов Международной  организации по стандартизации ИСО-9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Она является основой для достижения стабильного качества любым предприятием.

     Серия международных стандартов ИСО-9000 включает следующие документы:

     1) ИСО-8402, содержит словарь основных  терминов по качеству; 1) ИСО-9000, представляет  собой руководящие указания по выбору и применению стандартов этой серии; 3) ИСО-9001, 9002, 9003 излагают модели системы и требования по обеспечению качества на различных этапах цикла жизни продукции; 4) ИСО-9004 содержит рекомендации по общему руководству качеством и элементы системы качества.

     Для того чтобы выпускаемая продукция  соответствовала требованиям рынка  в определенный период времени, была конкурентоспособной, предприятие-изготовитель должно стремиться внедрить и поддерживать на должном уровне систему качества. Для обеспечения и поддержания качества продукции деятельность предприятия необходимо организовать таким образом, чтобы под контролем находились все факторы, влияющие на качество продукции (услуг).

     В условиях рынка система качества должна быть выбрана так, чтобы предприятие могло не только удовлетворить запросы потребителя, но и могло защитить свои интересы. Правильно выбрав структуру управления качеством, руководство предприятия может снизить риск издержек и увеличить свою прибыль, в то же время постоянно повышая качество выпускаемой продукции.

     На  схеме, приведенной на рис. 1.4 дан  перечень и показаны взаимосвязи  семейства стандартов ИСО 9000.

     ИСО-9000-2 Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

     ИСО-9000-4 (МЭК 300-1) Руководство по управлению программой надежности.

     ИСО-9004-4 Руководящие указания по улучшению качества.

     ИСО-10005 Руководящие указания по программе качества.

     ИСО-10006 Руководящие указания по качеству при управлении проектом.

     ИСО-10007 Руководящие указания по управлению конфигурацией.

     ИСО-10012-1 Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования.

     ИСО/ПМС-10012-2 Управление процессом измерения.

     ИСО-10013 Руководящие указания по разработке руководств по качеству.

     ИСО/ПМС-10014 Руководящие указания по управлению экономическими аспектами качества

     ИСО/ПСК 10015 Руководящие указания по непрерывному обучению и подготовке кадров.

     ИСО/РП 10016 Протоколы контроля и испытаний. Представление результатов.

     ИСО/РП 10017 Руководство по применению статических методов в семействе стандартов ИСО-9000.

 

     

       
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

       

       

     Рис. 1.4. Перечень и взаимосвязи семейства стандартов ИСО-9000 

     Функционирование  системы качества происходит одновременно со всеми видами производственной деятельности, влияющими на качество продукции и взаимодействует с ними. В основе всех систем качества лежит так называемая «петля качества». Она включает в себя все стадии жизни изделия.

     Стандарт  ИСО-9004. Согласно стандарту ИСО-9004 жизнь изделия подразделяют на 11 этапов: 1) маркетинг, поиски и изучение рынка (МРК) (необходимо установить, какая продукция нужна потребителю, какого качества и по какой цене); 2) проектирование и разработка технических требований, разработка изделия, конструкторская подготовка производства (КПП) (конструктор устанавливает возможность изготовления продукции, материалы и ориентировочную цену); 3) материально-техническое обеспечение (МТО); 4) технологическая подготовка производства (ТПП); 5) производство (ПР); 6) контроль, проведение испытаний и обследований (КИС); 7) упаковка и хранение (УХ); 8) реализация и распределение продукции (РСП); 9) монтаж и эксплуатация (МИЭ); 10) техническая помощь и обслуживание (ОБС); 11) утилизация после использования (УТ).

     На  стадии маркетинга необходимо продумать  все этапы вплоть до утилизации продукции. На каждом этапе должна осуществляться оценка качества.

     На  стадии материально-технического обеспечения  материалы, комплектующие детали и  узлы, покупаемые предприятием, становятся частью выпускаемой продукции и  оказывают непосредственное влияние на качество изделия. Поэтому поступление поставок должно планироваться и контролироваться на основе четко определенных требований к техническим условиям, чертежам, договорам и заказам на поставку.

     На  стадии производства продукции планирование производственных операций должно давать уверенность в том, что эти операции осуществляются определенным образом и в определенной последовательности. Выбранные технологические процессы должны производить продукцию в соответствии с установленными техническими условиями. На протяжении всего производственного процесса должна производиться проверка соответствия продукции характеристикам качества и установленным требованиям.

     Управление  качеством предусматривается на протяжении всего цикла жизни  изделия. При этом стандарты требуют учитывать аспекты безопасности продукции для человека и окружающей среды.

     Стандарт  ИСО 9004 является руководящим документом, влияющим на качество продукции на всех этапах «петли качества» —  выявления потребностей до удовлетворения нужд потребителей. Все рекомендации стандарта должны учитываться при разработке эффективной системы качества.

     Показатели  качества определены стандартом ИСО 8402 — 86 «Качество. Словарь». Предусмотрено 10 групп показателей: 1) назначения; 2) надежности; 3) технологичности; 4) унификации 5) патентно-правовые; 6) эргономические; 7) эстетические 8) транспортабельности; 9) безопасности; 10) экологические.

     Значимость  показателей каждой группы для определенного  типа продукции выражаются весовыми показателями. Сумма числовых значений всех показателей должна быть равна единице: 

       

     Каждую  группу определяют численным значением, например, . Это является основанием для сравнения различных видом продукции. Численные значения показателей должны отражаться в паспорте изделия, в технических условиях на его изготовление.

     В свою очередь, приведенные группы показателей  могут подразделяться на более детальные. Например, показатели надежности могут подразделяться на показатели, характеризующие безотказность, долговечность, средний ресурс, установленный срок службы, наработку на отказ и др.

 

      2. Сертификация производства

     2.1 Проведение работ по сертификации производства

 

     Различают сертификацию производства, продукции  и систем обеспечения качества. Сертификация производства занимает начальную ступень  в иерархии процедуры сертификации.

     Сертификация  производства —  это действие третьей стороны по оценке определенных объектов и элементов производства с целью подтверждения его способности обеспечить стабильное изготовление конкретной продукции в соответствии с требованиями, заданными стандартами или техническими условиями на эту продукцию.

     Сертификация  производства осуществляется в следующих случаях:

     1. Как составная часть работ  по сертификации продукции в  соответствии с требованиями  безопасности, гигиены и здоровья  людей и охраны окружающей  среды.

     2. Как составная часть работ по сертификации системы качества либо по первой (ИСО-9001), либо по второй модели (ИСО-9002).

Информация о работе Стандарты качества и сертификация продукции