Стабилизация финансово-хозяйственной деятельности предприятия как внутренний механизм газового комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является повышение эффективности деятельности ЗАО «Роспан Интернешнл».
Задачами работы является:
- проведение анализа финансово – экономической деятельности хозяйствующего субъекта;
- мероприятия по повышению эффективности деятельности Предприятия.

Работа содержит 1 файл

Диплом. продолжениеdocx.docx

— 578.11 Кб (Скачать)

                  Введение 
 

      Целью данной дипломной работы является повышение  эффективности деятельности ЗАО «Роспан Интернешнл».

Задачами  дипломной работы является:

- проведение анализа финансово – экономической деятельности хозяйствующего субъекта;

- мероприятия по повышению эффективности деятельности Предприятия. Анализ финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта необходим, так как он позволяет оценить текущее и перспективное финансовое состояние, выявить возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Необходимость анализа финансово-экономической деятельности так же заключается в выявлении изменений в пространственно-временном разрезе, основных факторов, вызвавших изменение в финансовом состоянии, в прогнозировании основных тенденций в финансовом состоянии. Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную оценку финансового состояния предприятия, его прибыли и убытков, изменения в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом одним из главных моментов является выявление причин обусловивших сложившееся финансовое состояние и изменение. Финансово-экономический анализ проводится на основе, данных квартальной отчетности, представляемой хозяйствующим субъектом в налоговые органы. К ним относятся: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибыли и убытках» и форма №5 за два года. После проведения анализа финансово – экономической деятельности, предлагаются мероприятия по повышению эффективности деятельности Предприятия. Данные для проведения мероприятия предоставлялись плановым отделом, геологическим отделом, бухгалтерией Предприятия, отделом бурения. В данном дипломном проекте показаны расчеты мероприятия по приобретению новых скважин: капитальных вложений, амортизации, денежных потоков на расчетном счете Предприятия, денежных потоков с учетом погашения задолженности Предприятия и перед Предприятием, основных показателей финансово – экономической деятельности после проведения мероприятия и их изменения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Газовая промышленность России: состояние и перспективы

     1.1 Российская газовая промышленность – первые полвека развития 
 

      В 1996 г. газовой промышленности России исполнилось 50 лет. Конечно, среди других крупных отраслей ТЭК – угольной, нефтяной, электроэнергетики, имеющих более чем столетнюю историю, она представляется довольно юным организмом. Но отрасль демонстрирует гибкость и умение находить зоны стабильности и ниши роста. Какие же факторы сделали возможным такое положение, какова роль газовой промышленности в экономике страны и шире – в мировом хозяйстве сегодня и перспективе? Газовая промышленность не является чисто монопродуктовой отраслью. Наряду с поставками по магистральным трубопроводам природного газа, производятся нефть, конденсат, сера, сжиженные газы, машиностроительная и сельскохозяйственная продукция и т.п. Однако основу отрасли, обеспечивающие ее конкурентные преимущества, составляет Единая система газоснабжения (ЕСГ), которая объединяет добычу и транспорт природного газа в единую технологическую, техническую и экономическую систему в рамках России, связанную с газоснабжающими системами центрально-азиатских и закавказских республик СНГ и двадцать других государств Европы. За последние полвека система газоснабжения прошла несколько фаз развития. В бывшем СССР она представляла собой общесоюзный народнохозяйственный комплекс. Поскольку и после распада СССР это накладывает заметный отпечаток на функционирование ЕСГ России, целесообразно рассмотреть основные этапы ее становления. Первый этап охватывающий 40-е начало 60-х годов, связан с освоением отдельных групп саратовских, краснодарских, ставропольских, восточно-украинских, западно-украинских и ряда других газовых месторождений. Это относительно небольшие по объему и расположенные недалеко от возможных потребителей источники газа. В каждом случае проектировался и сооружался отдельный газопровод, связывающий с потребителями газа – газопроводы Саратов-Москва, Дашава-Минск, Дашава-Киев-Брянск-Москва, Северный Кавказ – Центр и др. Эти газопроводы, как правило, функционировали независимо друг от друга. Такому состоянию системы газоснабжения соответствовали планирование, проектирование и управление отдельными газопроводами. Уровень добычи и потребления газа к 1960г. достиг 45 млрд. куб. м., что составляло около 8% общего объема добычи и потребления топлива в стране. На втором этапе, 60-е годы, стали вводится в разработку крупные газоносные районы – прежде всего, резко увеличилось использование ресурсов Средней Азии, затем республики Коми. Однако из-за значительной удаленности этих источников от основной части потенциальных потребителей, расположенных на Урале, в центральном и западных районах Европейской части страны, потребовалось сооружение первых сверхдальних газопроводов Бухара – Урал, Средняя Азия - Центр, Вуктыл – Торжок.. Для обеспечения надежности функционирования газопроводов потребовалось строительство многониточных систем, а возросшие объемы передачи газа создали для этого объективные предпосылки. Главным последствием усложнения схемы газопроводов стало взаимопересечение в районе Москвы и на Украине. Таким образом, появилась возможность для взаимодействия газопроводных систем  и перераспределение потоков по ним, т.е. для формирования Единой системы газоснабжения страны. Концентрация мощностей как в добыче, так и при транспортировке газа, процесс строительной индустрии, насущные потребности народного хозяйства способствовали ускорению развития газовой промышленности – среднегодовая добыча газа в 60-е годы возросла с 45 млрд. до 200 млрд. куб. м., а его доля в топливном балансе страны – до 18- 19%.

      К началу 70 – х годов открытия геологов показали, что в Западной Сибири, прежде всего в Надым – Пур – Тазовском районе сосредоточены уникальные запасы газа. Наступил этап форсированного развития газовой промышленности и Единой системы газоснабжения, характеризующийся следующими важными чертами: создание дальних и сверхдальних магистральных газопроводов; переход к индустриальной технологии и организации строительства, использованию наиболее прогрессивных технических решений – применению труб с большим диаметром, резким усложнениям структуры ЕСГ; наличием многочисленных связей различных газотранспортных систем; расширением возможностей маневрирования потоками газа.

      К концу 80-х годов ЕСГ СССР приобрела  современный облик, став крупнейшей в мире газоснабжающей системой, обеспечивающей свыше 40% потребности СССР в топливе, значительную долю потребления топлива в странах восточной Европы и многих западноевропейских государствах.

      Во  второй половине 80-х годов Единая система газоснабжения подошла  к новому зрелому этапу своего развития. Масштабы газоснабжения и роль ЕСГ оказались настолько важными, что от эффективного и устойчивого ее функционирования стала зависеть нормальная работа многих крупных потребителей, целых отраслей и регионов. Плановая экономика ориентировала газовую промышленность на предельно высокие темпы  валового роста по принципу «любыми средствами». Но одновременно с позиций потребителя главными становились качественные показатели газоснабжения – надежность поставок, реакция на изменения условий работы, компенсация «возмущений» в ТЭК страны и за ее пределами. Это вело к усложнению режимов функционирования и повышению роли регулирования и резервирования газоснабжения.

      В конце 80-х годов кризисные явления  в экономике затронули газовую промышленность. Это было связано с нехваткой инвестиций, первыми признаками нестабильности спроса, проявившимися в резком снижении его темпов. Тем не менее большая инертность процессов и накопленный ранее потенциал развития способствовали процветанию отрасли в период 1985-1990гг. Суммарные инвестиции в газовую промышленность достигали в середине 80-х годов 10-11 млрд. руб. в год, а основные фонды были оценены на начало 1991г. лишь в 65 млрд. руб. Правда, прямой пересчет этих величин в современные значения или в долларовый эквивалент весьма затруднителен хотя бы потому, что весомая часть инвестиций осуществлялась за счет импорта, прежде всего труб большого диаметра, а их учет внутри страны проводился с применением искусственных переводных коэффициентов, индивидуальных для различных групп товаров и оборудования. Из-за этого была явная недооценка объема инвестиций и тем самым стоимости фондов. Не претендуя на точность, пожалуй, можно говорить о величине не менее 100 млрд. долларов. Действительно, только 17 магистральных газопроводов стоят 70-80 млрд. долларов. Амортизация этих фондов ненамного снижает общие значения, поскольку инвестиции преимущественно были осуществлены всего 6-12 лет назад. Таким образом, на интенсивное развитие ЕСГ были направлены огромные по любым оценкам средства. Итак, к началу 90-х годов газотранспортная система ЕСГ была в основном завершена. В пределах России она позволяла транспортировать свыше 600 млрд. куб. м. Природного газа в год, являясь крупнейшей такого рода системой в мире.

      В начале 90-х годов наиболее важным было то, что добыча газа базировалась на разработке уникальных Уренгойского, Ямбургского и Медвежьего месторождений, из которых только последнее приблизилось к стадии падающей добычи. Это обеспечивало необходимый запас прочности для системы в целом. 
 

1.2 Проблемы регулирования  газовой промышленности  России и мировой  опыт 
 

      Представляется, что процесс приобретения газовой  промышленностью своего нового статуса в меняющейся экономике России еще не завершен. Действительно, отрасли удалось избежать разрушения своего ядра, более того, фактически только в новых условиях ее подлинная роль в народном хозяйстве, долгое время затенявшаяся первенством нефтяной промышленности, оказалась в центре общественного внимания. Тем не менее до сих пор остро ощущается неурегулированность многих вопросов функционирования отрасли и РАО «Газпром». В основном все концентрируется вокруг проблемы перехода к цивилизованному регулированию работы отрасли и возможных мерах по ее либерализации. Следует отметить, что газовая промышленность как объект рыночной экономики – весьма специфическая отрасль, для которой стандартные подходы малоприемлемы.

      В развитых странах Запада, в том, числе  в тех, где газовая промышленность пошла длительный путь развития, современное  понимание ее статуса или сложность  в последние 10-15 лет, или в настоящее  время является предметом острой дискуссии. Проблемы либерализации  газовой отрасли объективно связаны  с необходимостью привлечения крупных  финансовых средств для создания новых газотранспортных систем, гарантией  возврата которых обычно выступает  наличие значительных подтвержденных запасов газа, предназначенных для  его подачи по этим системам, и предварительных  договоренностей с потребителями  на поставки газа по ним. Однако для  достижения таких договоренностей  нужно подтверждение реальности сооружение системы в требуемые  сроки и возможности обеспечения  надежных поставок газа. Все это  легче сделать крупным интегрированным  компаниям, зачастую опирающимся на государственную поддержку, чем  потенциальному консорциуму мелких коммерческих образований. Регулирование  отрасли, на наш взгляд, будет происходить  параллельно с развитием и  унификацией методов регулирования  газовой промышленности в странах  Европы. Именно европейский вариант  станет решающим. Североамериканский опыт, на который обычно ссылаются, играет гораздо меньшую роль, поскольку  отсутствует практическое взаимодействие с инфраструктурой этого рынка: российский газ экспортируется в  основном на европейский рынок, конкуренция  и деловое сотрудничество осуществляются с его представителями и по принятым на нем правилам. Надо отметить, что в настоящее время в  Европе нет унифицированной модели организации и функционирования газовой промышленности. Газовые  рынки европейских стран за редким исключением не либерализованы. В  большинстве случаев государство  в той или иной степени контролирует отечественную газодобывающую отрасль, а также магистральный транспорт  газа. Европейская комиссия неоднократно пыталась продвинуться в решении  вопроса об определении единых правил организации рынка газа в странах - членах ЕС и переходе от национальных моделей к функционированию единого газового рынка. Генеральный секретариат Совета ЕС подготовил так называемое президентское компромиссное предложение о принципах работы газовой промышленности, которое стало объектом жестокой дискуссии и пока окончательно не принято. Разногласия в основном возникают из-за опасения, что нововведения не приведут к равноправию поставщиков и потребителей в различных странах ЕС. Это понятно, поскольку позиции привилегированных национальных участников газового рынка в европейских странах хорошо защищены, и главную угрозу влиятельные газовые компании видят в международной конкуренции и открытии рынка. Интенсивные реформы в газовой промышленности США в 80-е годы были во многом вызваны падение спроса на газ. Последнее произошло по ряду причин. Главная из них – господство традиционного, очень жесткого по форме, но мало ориентированного на экономические стимулы и развитие конкуренции регулирования, включающего контроль цен как в добыче газа, так и у потребителей. Параллельно была создана система долгосрочных контрактов по принципу «бери или плати». Подобная система могла существовать только в условиях достаточно стабильных или растущих цен на альтернативные топливно-энергетические ресурсы. Когда же в начале 80-х годов цены на нефть стали снижаться, отсутствие гибкости в методах регулирования и ценообразования в газовой промышленности США сделало ее неконкурентоспособной, предопределило сокращения спроса на газ и трудности с выполнением долгосрочных контрактов. Вскоре аналогичная ситуация возникла в газовой промышленности Канады. Сейчас сложились два подхода к решению указанных проблем. Согласно одному из них, вполне достаточна внешняя конкуренция газовой промышленности с поставщиками других топливно-энергетических ресурсов. Для выражения такой конкуренции во многих случаях, в том числе импортно-экспортных контрактах, стали применяться формулы для цены газа как производной от «корзины цен» иных ресурсов (мазута, угля и т.п.). Эти изменения условий контрактов получили широкое распространение после нефтяных кризисов. Другой подход наряду с гибкой реакцией на внешнюю конкуренцию предусматривает также внутренние преобразование в газовой промышленности для создания в ней стимулов повышения эффективности.

      В целом в Северной Америке кризисные  явления конца 70-х годов способствовали реализации второго подхода. В 1984г. в США были одновременно отменены условия оплаты минимальных объемов  поставок в долгосрочных контрактах и введены требования открытого  доступа поставщиков к сетям  трубопроводного транспорта. Затем  логика преобразований постепенно привела  к необходимости разделения видов деятельности и предоставляемых услуг, к формированию уже в начале 90-х г. полностью конкурентного рынка. Таким образом, развитие рыночных отношений в газовой промышленности США и их глубина в значительной мере определялись остротой возникших проблем и наличием соответствующих предпосылок – большого количества субъектов рынка, длительным периодом предшествующего развития, приведшего к созданию широкой и даже чрезмерно разветвленной газотранспортной сети и других мощностей. В Европе к периоду ценовых кризисов газовая промышленность не успела пройти столь длительный путь развития и находилась на этапе становления. Решения принимались преимущественно на межгосударственном уровне, поскольку зачастую определяющим фактором был импорт газа, в том числе из Советского Союза с его плановой экономикой. Это облегчало решения проблемы покрытия рисков, но одновременно усиливало государственное влияние. Неудивительно, что вполне естественным стало появление так называемых «уполномоченных» компаний, т.е. по сути государственных или ориентированных на государство фирм, занимающихся импортом газа, формированием газового рынка и имевших монопольные или близкие к этому статусу права в соответствующих странах. Кроме того, функционирование ограниченных национальными рамками рынков газа и других энергоносителей со своим специфическим законодательством препятствовало расширению конкуренции.

      В России к настоящему времени создание основной инфраструктуры магистрального транспорта газа для снабжения внутренних потребителей в целом завершено. Конечно, в результате начавшегося с 1990 года снижения объемов газопотребления, неясности с темпами и сроками восстановления его уровня, особенно учитывая растущие стремление к сохранению только платежеспособного спроса, возникла определенная пауза в развитии отрасли. Однако это отнюдь не исключает необходимости сооружения специализированных газопроводов для газоснабжения новых регионов, а также газификации мелких и рассредоточенных потребителей, в том числе сельских. Тем не менее, на внутреннем рынке в ближайшей перспективе вряд ли снова возникнет потребность в высоких темпах роста объемов поставок газа, что создает благоприятный фон для повышения качества газоснабжения. Причем возможная неустойчивость внутреннего рынка не окажет решающего воздействия на инвестиционные решения. В то же время крупные инвестиции требуются для завоевания новых позиций для российского газа на устойчиво растущем европейском рынке. На внутреннем рынке долгосрочные контракты на поставку газа практически отсутствуют. Это снимает ряд проблем, возникающих при либерализации газового рынка в других странах, и облегчает ведение новых форм регулирования. Сейчас регулирование в газовой промышленности России носит достаточно фрагментарный характер. В течение 1993-1995 гг. действовала формула ценообразования, предусматривающая ежемесячную коррекцию цен на газ у промышленных потребителей в соответствии с темпом роста цен на промышленную продукцию за предшествующий месяц. Для нынешних трудностей с неплатежами критически важным оказался не столько общий уровень роста цен, сколько то, что цены на газ и другие энергоносители в долларовом эквиваленте приблизились к мировым (европейским) ценам. При калькуляции продукции на экспорт, а также при конкуренции с импортируемыми товарами это становится определяющим фактором. Газовое законодательство как таковое в России практически отсутствует. Основу законодательной базы составляют закон РФ о недрах, закон о естественных монополиях и ряд правительственных положений и актов. Основываясь на этих документах, нынешнюю ситуацию, рациональные пути развития отрасли можно охарактеризовать следующим образом. Объективно необходима высокая степень целостности газовой промышленности России. Это обуславливается как решающей ролью транспортного фактора, так и высокой, не имеющей мировых аналогов концентрацией ресурсов. Добыча газа, как и других ресурсов, по закону РФ о недрах, осуществляется в соответствии с лицензиями на их разработку и добычу, выдаваемыми на конкурсной основе. Лицензии на уже находящиеся в эксплуатации месторождения были переданы «Газпрому». Он же получил лицензии на основные намечаемые к разработке месторождения Западной Сибири. Одновременно в ЕСГ поступает попутный газ нефтяных месторождений, также являющийся для системы газоснабжения продуктом сторонних поставщиков. Транспорт газа по ЕСГ признан и считается естественной монополией, что фактически означает неделимость существующей газотранспортной системы. Целесообразно создать такую регулирующею систему, при которой «Газпрому» будет выгодно расширение немонопольного сектора в газоснабжении. Последнее может быть связано с разработкой все большей части новых месторождений не входящими в него структурами и поступление этого газа через транспортную сеть ЕСГ на рынок конечного потребления, ценовые и прочие условия которые могут формироваться на более конкурентной основе, чем в секторе поставок газа самим «Газпромом». Важно разработать и ввести в действие экономические механизмы стимулирования резервирования газоснабжения, в первую очередь подземного хранения газа. Формально надежное газоснабжение является обязанностью «Газпрома». И надо отметить, что при всех трансформациях последнего периода это требование практически не нарушалось. Увеличение количества отказов и аварий в системе газоснабжения не наблюдалось. Вообще качество газоснабжения обеспечивается применяемыми в системе несколькими способами резервирования: от объективного резервирования (резервные агрегаты на компрессорных станциях, резервные мощности в добыче и на транспорте) до многониточной и закольцованной структурой газоснабжающей сети и объектов хранения газа, прежде всего подземных газохранилищ. Роль последних многофункциональна: они позволяют сочетать высокую внутригодовую загрузку базовых магистральных газопроводов с переменным во времени уровнем потребления газа отдельными потребителями, показывать при необходимости экстремальные потребности, обеспечивать резервные поставки газа при технических отказах и авариях на объектах газоснабжения. К сожалению, несмотря на такую бесспорно высокую ценность подземных хранилищ газа, очень мало сделано для стимулирования их развития. Их функции носят описательный характер, не подкреплены конкретными диверсифицированными контрактными соглашениями с потребителями, нуждающимися в соответствующем качестве услуг по газоснабжению. Важно отметить, что при транспортировке по ЕСГ как собственного газа «Газпрома», так и газа сторонних производителей обеспечение надежности обоих видов поставок по крайней мере в течении достаточно длительного периода будет осуществляться оператором сети. Экономические условия выполнения этих функций, а также правила справедливого поведения оператора по отношению к поставкам своего и стороннего газа в случае возникновения отказов оборудования или аварийных ситуаций еще предстоит разработать. В Нидерландах и Норвегии, являющихся крупнейшими экспортерами газа, государство осуществляет строгий контроль за добычей и коммерческим использованием национальных ресурсов природного газа. В Норвегии производители газа должны заключать соглашения о совместной деятельности, в соответствии с которыми переговоры об условиях продаж добываемого газа ведутся специальным органом – Комитетом по переговорам по газу (КПГ), где представлены три норвежские основные газовые компании. В случае, если Комитет не может придти к общему мнению, он обращается в правительство за окончательным решением. При создании КПГ предполагалось, что он будет выступать как единый экспортер норвежского газа и тем самым даст возможность снизить степень давления консорциума крупных европейских покупателей газа. В Нидерландах централизованные закупки и перепродажа всего газа, подпадающего под юрисдикцию страны, осуществляется компанией «Газюни», наполовину принадлежащей государству. Добыча газа также подлежит законодательному регулированию и утверждению правительством. Практически везде, кроме Великобритании, отсутствует или крайне затруднен доступ третьих сторон в газотранспортную систему. При этом в ряде стран, например, в Германии, предоставляются достаточно широкие возможности для сооружения независимых газопроводов. Но вместе с тем в той же Германии применяется специфическая система регионализации рынков газа, препятствующей непосредственной конкуренции поставщиков за конечного потребителя.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стабилизация финансово-хозяйственной деятельности предприятия как внутренний механизм газового комплекса