Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
1. Антимонопольная политика: сущность, направление………….….....6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды….…………………6
1.2 Антимонопольная политика: сущность, её необходимость…….9
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики………………….13
2.Анализ развития антимонопольной политики в Республике Беларусь..19
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ……………………19
2.2 Динамика показателей, характер развития антимонопольной
политики в Республике Беларусь за период 2008-2010гг……………24
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………35

Заключение………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование (Автосохраненный).docx

— 139.68 Кб (Скачать)

     3    Антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему постоянно действующих, мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и поощрительный характер. В целом можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.

  1. В Республике Беларусь нынешняя система хозяйствования унаследовала экономику с высокой степенью монополизации. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.
  2. В настоящее время антимонопольная политика направлена на регулирование естественных монополий, где действует Закон РБ « О естественных монополиях».  Принимаются постановления, улучшающие эффективность работы закона. Также разрабатываются и претворяются в жизнь реформы, призванные снизить влияние естественных монополий на экономику республики. Об эффективности антимонопольного регулирования можно судить по проведению демонополизации в сфере искусственных монополий, в ходе которой происходило разгосударствление и разукрупнение.
  3. Антимонопольная служба Беларуси еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам, принят Указ Президента № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», перенимается опыт по  улучшению конкурентной среды и борьбы с монополиями в развитых странах. Республика Беларусь принимает участие во  всевозможных встречах и конференциях, проводимых по совершенствованию антимонопольного регулирования.

     Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное  законодательство и антимонопольную  политику РБ как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Намного больше предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Беларуси. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.

     Окончательная цель заключается в том, чтобы  на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое  качество товара или услуги, относительно более низкие цены и своевременную  сменяемость ассортимента.

      

     Список  использованной литературы

  1. Ганакова  Е.В. Государственный реестр хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках// Главный бухгалтер. Ценообразование. 2007г. №3.
  2. Ганакова Е.В. О государственных реестрах хозяйствующих субъектов. // Экономика. Финансы. Управление. - №3 – 2006.
  3. Головачев А.С.   Микроэкономика: Курс лекций / Головачев А.С., Головачева  И.В., Лутохина Э.А.– 2-е изд. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.
  4. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках www. economy.gov.by
  5. Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции"
  6. Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 г. № 162-З «О естественных монополиях»
  7. Интернет источник http://www.economy.gov.by
  8. Качалин В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования / Владимир Викторович; В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. - 2006.
  9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. -  М. Инфра-М, 2004.
  10. Манюк Т. Энергетике объявлена реформа.// «Наше мнение» от 09.09.2010
  11. Монополисты сезона. // Экономическая газета - №66 (1184) – 2008.
  12. Нац. стратегия устойчивого соц.-эконом. развития РБ на период до 2020г./ Нац. комиссия по устойчивому развитию РБ, редкол.: Я.М.Александрович (и др.) .-Минск: Юнипак, 2004
  13. Новиков В. Российский Антитраст: Антимонопольное ретро.// «Ведомости» №123 от 07.07.2010
  14. Пилипцов Н. Ценовое соглашение с монополистами как новое оружие антимонопольных органов. // «Налоговый вестник» №20 2009.
  15. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 10 «Инструкция по выявлению монопольных цен»
  16. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 г. № 13 «Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках»
  17. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках»
  18. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 23.04.2003 №98 «Положение о Государственном реестре субъектов естественной монополии»
  19. Розанова Н.М. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. М.:МАКС Пресс 2001
  20. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование 1997
  21. Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции»     
 

             

           

Информация о работе Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь