Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.
Введение……………………………………………………………………4
1. Антимонопольная политика: сущность, направление………….….....6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды….…………………6
1.2 Антимонопольная политика: сущность, её необходимость…….9
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики………………….13
2.Анализ развития антимонопольной политики в Республике Беларусь..19
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ……………………19
2.2 Динамика показателей, характер развития антимонопольной
политики в Республике Беларусь за период 2008-2010гг……………24
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………
Источник: собственная разработка на основе [1 стр.51, 4]
Если
доля на рынке определённого товара
не превышает установленную
В соответствии
с действующим
Основанием для исключения хозяйствующего субъекта из Госреестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, является устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определённая в установленном законодательном порядке, утрата им статуса юридического лица или ликвидация хозяйствующего субъекта.
Данный
реестр состоит из трех разделов. В
первый раздел включается перечень предприятий,
относящихся к естественной монополии,
цена на продукцию и услуги которых
устанавливаются
Государственный реестр субъектов естественных монополий – совокупность данных, содержащих перечни объектов учёта (субъектов естественных монополий) и информацию о них.
В Госреестре субъектов естественных монополий включаются субъекты естественных монополий – организации (юридические лица), осуществляющие производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий.
Основанием для анализа соответствующего товарного рынка в целях определения организаций, осуществляющих производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий в сферах, определённых законодательством, являются:
-информация,
полученная от государственных
органов, государственных
-заявления организаций о включении в Госреестр субъектов естественных монополий.
В Госреестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включаются юридические лица – субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность в следующих сферах естественных монополий:
-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
-транспортировка
газа по магистральным и
-передача и распределение электрической и тепловой энергии;
-централизованное водоснабжение и водоотведение;
-услуги
электрической и почтовой
-услуги,
оказываемые коммуникациями
-услуги транспортных терминалов, аэропортов;
-обслуживание
и эксплуатация воздушных
В Госреесте субъектов естественных монополий местного уровня, осуществляющих деятельность на местных рынках областей и города Минска, включаются юридические лица – субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность в таких сферах, как:
-передача
и распределение тепловой
-централизованное водоснабжение и водоотведение;
-включение в Госреестр субъектов естественных монополий не зависит от их доли на товарном рынке.
Основанием для исключения организации из Госреестра субъектов естественных монополий является:
-ликвидация
в установленном
-переход
хозяйствующего субъекта из
Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на: формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исключающих монополизацию рынка; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики.
Главными задачами антимонопольной политики являются устранение экономических основ (условий), порождающих монополизм, и формирование конкурентных отношений.
Антимонопольная политика в Республике Беларусь предполагает:
- выявление природы монополий, их видов, возможностей субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;
- отказ
от тотального устранения
- не столько реорганизацию функционирующих монополий, сколько изменение окружающей их экономической среды, разумную либерализацию национального рынка, развитие производственной инфраструктуры: транспорта и связи; стимулирование производства товаров-субститутов и т. д.
Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще, формироваться как орудие его тотального разрушения. Существуют сферы, где монополия неизбежна и эффективна.
Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное положение на рынке достигалось законным путем, опиралось на правовые нормы. Критерием допустимости монополизма должно быть оздоровление экономики, т. е. способность той или иной его формы влиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов.
Преобладающим способом государственного регулирования до недавнего времени являлось или декларирование цен, или установление предельного норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. Однако практика показала, что такой системе регулирования был присущ ряд недостатков: ущемление экономических интересов производителей и поощрение спекулятивной деятельности посредников-перекупщиков, бюрократическая громоздкость самой процедуры согласования цен, снижение налоговых поступлений в бюджет.
Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.
Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
В
результате процессов реформирования
собственности, демонополизации экономики
в республике сформировались товарные
рынки с конкурентной структурой.
Вместе с тем некоторые товарные
рынки по своей природе остаются
монополизированными. В этой связи
необходимо определение статуса
и роли рыночных монополий в процессе
мониторинга товарных рынков, а также
соответствующих методов
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.
В
настоящее время
В этой сфере используются меры прямого и косвенного государственного вмешательства. Прямое регулирование включает любую меру, непосредственно направленную на субъекты естественной монополии. Это может быть контроль за действиями субъектов естественных монополий, которые имеют своим результатом или ущемление интересов потребителей, или сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего сегмента естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Государство осуществляет контроль за соблюдением договоров между поставщиками и потребителями услуг. Оно также устанавливает цены и тарифы или их предельные уровни исходя из обоснованности затрат. Государственные органы определяют потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию или установлению минимального их обеспечения. Косвенные методы охватывают все, что влияет на экономические условия, общие для всех субъектов естественных монополий. Общий порядок регулирования уровня цен на отдельные товары и тарифов на услуги установлен Постановлением Совета Министров РБ от 14.04.1992г. №207 «О предельных уровнях цен на отдельные товары и тарифов на услуги».
В
Беларуси инструментами государственного
регулирования естественной монополии
и создания барьеров для вступления
в отрасль в целях сохранения
естественно монопольной
Информация о работе Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь