Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
1. Антимонопольная политика: сущность, направление………….….....6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды….…………………6
1.2 Антимонопольная политика: сущность, её необходимость…….9
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики………………….13
2.Анализ развития антимонопольной политики в Республике Беларусь..19
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ……………………19
2.2 Динамика показателей, характер развития антимонопольной
политики в Республике Беларусь за период 2008-2010гг……………24
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………35

Заключение………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование (Автосохраненный).docx

— 139.68 Кб (Скачать)

Источник: собственная разработка на основе [1 стр.51, 4]

Если  доля на рынке определённого товара не превышает установленную предельную величину, факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нём принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующих его критериев.

В соответствии с действующим законодательством  основанием для включения хозяйствующего субъекта в Госреестр является установление факта его доминирования на соответствующем товарном рынке.

Основанием  для исключения хозяйствующего субъекта из Госреестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, является устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определённая в установленном законодательном порядке, утрата им статуса юридического лица или ликвидация хозяйствующего субъекта.

Данный  реестр состоит из трех разделов. В  первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цена на продукцию и услуги которых  устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят субъекты хозяйствования, за деятельностью которых  ведется наблюдение со стороны государственных  антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет  допущено злоупотребление доминирующим положением, то оно исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит  из предприятий, в отношении которых  применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе и ценовых. Каждый из разделов содержит два подраздела: республиканский, включающий предприятия — монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий — монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов)[9].

Государственный реестр субъектов  естественных монополий – совокупность данных, содержащих перечни объектов учёта (субъектов естественных монополий) и информацию  о них.

В Госреестре субъектов естественных монополий включаются субъекты естественных монополий – организации (юридические лица), осуществляющие производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий.

Основанием  для анализа соответствующего товарного  рынка в целях определения  организаций, осуществляющих производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий в сферах, определённых законодательством, являются:

-информация, полученная от государственных  органов, государственных организаций,  подчинённых Правительству Республики  Беларусь, потребителей, общественных  организаций (объединений) потребителей, а также аналитические материалы,  полученные в результате анализа  товарных рынков;

-заявления  организаций о включении в  Госреестр субъектов естественных монополий.

В Госреестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включаются юридические лица – субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность в следующих сферах естественных монополий:

-транспортировка  нефти и нефтепродуктов по  магистральным трубопроводам;

-транспортировка  газа по магистральным и распределительным  трубопроводам;

-передача  и распределение электрической  и тепловой энергии;

-централизованное  водоснабжение и водоотведение;

-услуги  электрической и почтовой связи  общего пользования;

-услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного  транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

-услуги транспортных терминалов, аэропортов;

-обслуживание  и эксплуатация воздушных трасс  сообщения, управление воздушным  движением.

В Госреесте субъектов естественных монополий местного уровня, осуществляющих деятельность на местных рынках областей и города Минска, включаются юридические лица – субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность в таких сферах, как:

-передача  и распределение тепловой энергии;

-централизованное  водоснабжение и водоотведение;

-включение  в Госреестр субъектов естественных монополий не зависит от их доли на товарном рынке.

Основанием  для исключения организации из Госреестра субъектов естественных монополий является:

-ликвидация  в установленном законодательством  порядке;

-переход  хозяйствующего субъекта из сфер  деятельности субъектов естественных  монополий в сферу конкуренции[4].

Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на: формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исключающих монополизацию рынка; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики.

Главными  задачами антимонопольной политики являются устранение экономических основ (условий), порождающих монополизм, и формирование конкурентных отношений.

Антимонопольная политика в Республике Беларусь предполагает:

-  выявление  природы монополий, их видов, возможностей субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;

- отказ  от тотального устранения монопольных  структур, дифференцированный подход  к монополистам, способствующим оздоровлению экономики, и лишение монопольной власти тех, которые не способствуют прогрессивным сдвигам в экономике, тормозят развитие НТП, допускают расточительство и производят морально устаревшие виды продукции;

- не  столько реорганизацию функционирующих монополий, сколько изменение окружающей их экономической среды, разумную либерализацию национального рынка, развитие производственной инфраструктуры: транспорта и связи; стимулирование производства товаров-субститутов и т. д.

Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще, формироваться  как орудие его тотального разрушения. Существуют сферы, где монополия неизбежна и эффективна.

Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное положение на рынке достигалось законным путем, опиралось на правовые нормы. Критерием допустимости монополизма должно быть оздоровление экономики, т. е. способность той или иной его формы влиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов.

     Преобладающим  способом  государственного  регулирования  до  недавнего времени  являлось  или  декларирование  цен,  или  установление  предельного норматива  рентабельности  на  продукцию  предприятий-монополистов.   Однако практика  показала,  что  такой системе  регулирования  был присущ ряд недостатков: ущемление экономических интересов производителей и поощрение спекулятивной деятельности посредников-перекупщиков, бюрократическая громоздкость самой процедуры согласования цен, снижение налоговых поступлений в бюджет.

2.2 Динамика показателей, характер развития антимонопольной политики в Республике Беларусь за период 2008-2010гг

     Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

     Основу  антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь  «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции в  целях обеспечения необходимых  условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов  потребителей.

     Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической  деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных  барьеров для входа на рынки новых  хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников  и равных условий конкуренции  для предприятий всех форм собственности.

     В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики  в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи  необходимо определение статуса  и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также  соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и  контроля их деятельности и поведения  на товарных рынках.

     Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа  товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению  на рынок новых производителей.

     В настоящее время республиканскими и местными органами управления осуществляется ценовое регулирование на основные виды продукции естественных монополий: электроэнергию, газ, транспорт, услуг  связи, коммунального хозяйства. В  республике выделяются два уровня естественно  монопольных структур: республиканский  и местный. На республиканском уровне в реестр естественных монополистов включены 29 субъектов. В числе этих субъектов республиканские унитарные предприятия энергетики «Брестэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнерго», «Минскэнерго», «Могилевэнерго»; «Белтелеком», ОАО «Белтрансгаз», «Гомельтранснефть «Дружба»», «Белпочта», «Аэропорт Гомельавиа», Национальный аэропорт «Минск», Белорусские железные дороги и многие другие. На местном уровне, например в Гомельской области, субъектами естественных монополий являются предприятия, оказывающие услуги по электро-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и распределению тепловой энергии.

     В этой сфере используются меры прямого  и косвенного государственного вмешательства. Прямое регулирование включает любую  меру, непосредственно направленную на субъекты естественной монополии. Это  может быть контроль за действиями субъектов естественных монополий, которые имеют своим результатом или ущемление интересов потребителей, или сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего сегмента естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Государство осуществляет контроль за соблюдением договоров между поставщиками и потребителями услуг. Оно также устанавливает цены и тарифы или их предельные уровни исходя из обоснованности затрат. Государственные органы определяют потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию или установлению минимального их обеспечения. Косвенные методы охватывают все, что влияет на экономические условия, общие для всех субъектов естественных монополий. Общий порядок регулирования уровня цен на отдельные товары и тарифов на услуги установлен  Постановлением Совета Министров РБ от 14.04.1992г. №207 «О предельных уровнях цен на отдельные товары и тарифов на услуги».

     В Беларуси инструментами государственного регулирования естественной монополии  и создания барьеров для вступления в отрасль в целях сохранения естественно монопольной структуры  являются: установление цен (тарифов) на уровне, выгодном обществу, – это  могут быть фиксированные или  предельные цены; целенаправленное выделение  средств на новые технологии; ограничение  уровня рентабельности (например, в  Беларуси для субъектов естественных монополий на местном уровне –  для теплоснабжающих организаций  рентабельность должна составлять 10%) и т.п.

Информация о работе Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь