Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
1. Антимонопольная политика: сущность, направление………….….....6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды….…………………6
1.2 Антимонопольная политика: сущность, её необходимость…….9
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики………………….13
2.Анализ развития антимонопольной политики в Республике Беларусь..19
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ……………………19
2.2 Динамика показателей, характер развития антимонопольной
политики в Республике Беларусь за период 2008-2010гг……………24
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………35

Заключение………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование (Автосохраненный).docx

— 139.68 Кб (Скачать)

     Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

     Важным  и актуальным направлением регулирования  отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлено прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

      В последние годы наблюдается  тенденция снижения количества хозяйствующих  субъектов, включенных в Госреестр как занимающих доминирующее положение на товарных рынках. О чем свидетельствуют данные рисунка 2.1.

     Рисунок 2.1 - количество хозяйственных  субъектов, включенных в Госреестр  как занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Источник: собственная разработка на основе [1 с. 52-53]

Перечень  хозяйствующих субъектов, включённых в Государственный реестр хозяйствующих  субъектов,  занимающих доминирующее положение на  товарных рынках (республиканский уровень), утверждён Приказом Департамента ценовой политики Министерства экономики от 21 января 2011 года № 01-2001 (д).

В сравнении  с 2000 годом, на начало 2011 года количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных  республиканских товарных рынках Республики Беларусь, уменьшилось с 312 до 156 хозяйствующих  субъектов (или на 50%).

Советом Министров утверждены следующие  предельные уровни рентабельности на товары, производимые и реализуемые  организациями-монополистами на территории Беларуси[2,с. 24-25, 29].

Таблица 2.3. - Предельные уровни рентабельности на товары, производимые и реализуемые  организациями-монополистами  на территории Беларуси

     
    Товары Уровень рентабельности

    (в % к  себестоимости)

    Топливные брикеты 40
    Товары (работы, услуги) металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих организаций, организаций  химической, нефтехимической, промышленности строительных материалов, других отраслей 25
    Товары (работы, услуги) организаций легкой промышленности 35
    Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское  питание 15
    Молоко  и молочные товары 15
    Мясо  и мясные товары 10
    Пищевая соль 40
    Товары  издательской деятельности 30
    Лекарственные средства и изделия медицинского назначения 25

Источник: [2, с. 24-25, 29]

Для того чтобы проследить характер развития антимонополного регулирования, нужно детально изучить показатели динамики за период 2008-2010.

По результатам  проведенного в январе-августе 2008 г. Департаментом ценовой политики Минэкономики мониторинга более 30 товарных рынков на предмет подтверждения  либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на товарных рынках установлен факт монополизма:

-ПРУП облгазы (ПРУП «Брестоблгаз», ПРУП «Витебскоблгаз», ПРУП «Гомельоблгаз», ПРУП «Гроднооблгаз», ПРУП «Минскоблгаз», РУП «Мингаз», ПРУП «Могилевоблгаз» по товарной позиции «распределение газообразного топлива по трубопроводам и его продажа»;

-РПУП «Строммашина» по товарной позиции «краны башенные»;

-РУП «Главгосстройэкспертиза» по товарной позиции «услуги по проведению государственной экспертизы архитектурных и строительных проектов».

Утратили  доминирующее положение на товарных рынках республики:

-РТУП «Беларусьторг» по товарной позиции «оптовая торговля каменным углем»;

-СМ РУП «Дорстроймонтажтрест» по товарным позициям «строительство и ремонт сооружений на железных дорогах» и «строительство и ремонт сооружений на железных дорогах»;

-РУП «Минский вагоноремонтный завод» по товарной позиции «ремонт железнодорожных вагонов»;

-КУП «Новогрудский завод металлоизделий» по товарным позициям «стеллажи библиотечные мобильные» и «стеллажи библиотечные стационарные».

Все они  включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Всего в этом Реестре (республиканский  уровень) по состоянию на 19.08.2008 г. находятся 153 хозяйствующих субъекта[11].

Краткие итоги работы в  области антимонопольного контроля и регулирования  за 2009 год.

В целях  формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических  проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках и органов государственного управления.

С целью  совершенствования и усиления мер  антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых  мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

По вопросам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществлен анализ 40 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами доминирующего положения.

По результатам  анализа товарных рынков установлено  доминирующее положение и включены в Реестр 8 хозяйствующих субъектов; утратили доминирующее положение и исключены из Реестра 7 хозяйствующих субъектов, по 3 хозяйствующим субъектам исключен ряд товарных позиций; сохранили свое доминирующее положение на соответствующих товарных рынках 9 предприятий.

В целях  предупреждения возникновения и  предотвращения усиления доминирующего  положения на товарных рынках постоянно  осуществлялся государственный  контроль за экономической концентрацией, в том числе согласованы 4 реорганизации в форме присоединений хозяйствующих субъектов; создание 6 ассоциаций и хозяйственной группы.

По вопросам осуществления реорганизации хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарном рынке, дано 8 заключений по условиям преобразования субъекта хозяйствования в ОАО в процессе приватизации государственной собственности.

Рассмотрены и удовлетворены с условиями  соблюдения требований антимонопольного законодательства 2 Ходатайства о  получении согласия на совершение сделок по приобретению физическими лицами акций, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства. Даны разъяснения по сделкам с акциями 16 хозяйствующим субъектам.

В рамках государственного антимонопольного контроля рассмотрены 36 обращений хозяйствующих  субъектов, органа управления и граждан  по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе 22 заявления о нарушениях антимонопольного законодательства, в части осуществления  недобросовестной конкуренции, в ходе рассмотрения которых установлены 5 нарушений статьи 14-2 Закона «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» и 1 нарушение статьи 17 Закона[7].

Об  итогах работы в области  антимонопольной  политики на республиканских  и местных товарных рынках за 2010 год.

В  целях  формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским  горисполкомом в  2010 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических  проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках, и органов государственного управления.

11.03.2010 подписан Указ Президента Республики  Беларусь № 149 «О внесении изменений  и дополнений в указы Президента  Республики Беларусь от 19 мая  1999 г. № 285 и от 23 октября 2006 г. № 631», предусматривающий  выделение управлений антимонопольной  и ценовой политики в самостоятельные  структурные подразделения облисполкомов.

Оценка  уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В  отчетном периоде  изучено:

на республиканском  уровне – 23 товарных рынка;

на местном  уровне - 96 местных товарных рынков.

По вопросам формирования и ведения Государственного реестра  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, по результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Реестр включены:

на республиканском  уровне - 6 хозяйствующих субъектов;

на местном  уровне - 66 хозяйствующих субъектов.

В связи  с утратой доминирующего положения  исключены из Реестра:

на республиканском  уровне - 2 хозяйствующих субъекта;

на местном  уровне - 22 хозяйствующих субъекта.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах  по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», заключено 7 соглашений с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение. Соглашениями определяются обязательные условия, исключающие монополистическую  деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения  цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

В целях  предупреждения возникновения и  предотвращения усиления доминирующего  положения на товарных рынках постоянно  осуществлялся государственный  контроль экономической концентрации.

По состоянию  на 1 января 2011 года количество организаций  – монополистов республиканского и  местного уровней в Республике Беларусь составляет 738 организаций, в том  числе: 
 
 
 
 
 

Таблица 2.4 – количество организаций-монополистов в РБ на 1 января 2011г.

     
Уровень реестра Количество  предприятий, находящихся: Всего
В Реестре субъектов естественных монополий В Реестре хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение
Брестская обл. 25 34 59
Витебская обл. 35 68 103
Гомельская  обл. 24 46 70
Гродненская обл. 23 71 94
г. Минск 4 29 33
Минская обл. 35 53 88
Могилёвская обл. 31 75 106
Областная 177 376 553
Республиканские 29 156 185
Всего в Реестрах 206 532 738

Информация о работе Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь