Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
1. Антимонопольная политика: сущность, направление………….….....6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды….…………………6
1.2 Антимонопольная политика: сущность, её необходимость…….9
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики………………….13
2.Анализ развития антимонопольной политики в Республике Беларусь..19
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ……………………19
2.2 Динамика показателей, характер развития антимонопольной
политики в Республике Беларусь за период 2008-2010гг……………24
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………35

Заключение………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование (Автосохраненный).docx

— 139.68 Кб (Скачать)

     1.2 Антимонопольная политика: сущность, её необходимость

     Антиподами  монополизма всегда были рынок и  конкуренция, основанные на частной  собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей  рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также  разгосударствление собственности  и приватизация предприятий. Одним  словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики[10, c.17-19].

               Демонополизация экономики - это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

               Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

     Целью антимонопольной политики является обеспечение условий для свободной конкуренции; проведение контроля над предприятиями-монополистами; контроль за процессами слияния, поглощения, обеспечение защиты прав потребителей;  поддержка малого и среднего бизнеса, предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и сокращение совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

     Инструменты антимонопольной политики подразделяются на: прямые (административные) и косвенные (экономические). Административные меры применяются к фирмам, осуществляющие следующие типы действий: 1) фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка; 2) ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом; 3) ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем; 4) связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы; 5) недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара, таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи. Косвенные инструменты на объект воздействуют: 1) ограничение минимальной и максимальной цены;2) ограничение нормы рентабельности (можно получить прибыль не более допустимой).

     Антимонопольное регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование определяют как реализация государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения. Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились: а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращения их проявлений; б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики; в) необходимость защиты интересов общества от некоторых предпринимателей.

     В современных условиях антимонопольная  политика ведется по двум направлениям. К первому из них относятся  формы и методы регулирования, назначение которых состоит в последовательной либерализации рынков. Главная задача сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным  отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата для зарубежных вкладчиков капитала, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми.

     Второе  направление объединяет способы  воздействия на монополию: государственное регулирование и антимонопольное законодательство. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции, то она подвергается раздроблению. При демонополизации экономики к указанным направлениям надо добавить разгосударствление.

     Можно выделить три основных наблюдающихся  в мире тенденции развития антимонопольной  политики: 1) приобретение политикой  сетевого (децентрализованного) характера; 2) ужесточение норм в отношении  картелей; 3) введение ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот.

     Что касается первой тенденции - приобретения антимонопольной политикой сетевого (децентрализованного) характера - то в 2001 году произошло уникальное для  международных экономических отношений  событие - возникла международная общественная организация «Международная конкурентная сеть» (International Competition Network - ICN) объединяет на добровольных основах около 100 конкурентных ведомств развитых и развивающихся стран. Деятельность МКС направлена на распространение передового опыта в сфере внедрения конкуренции, сближения правовых норм государств - участников, создание наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития конкурентной политики каждой из стран и международного сотрудничества в этой сфере.

     МКС призвана стимулировать сотрудничество антимонопольных органов по всему  миру. Раз в год МКС проводит конференцию с целью изучения и оценки результатов прошедших  лет, а также обозначения направлений  осуществления дальнейших работ.

     Членство  в МКС позволяет антимонопольному органу Республики Беларусь принимать  участие в решении вопросов, возникающих  в сфере международной экономической  конкуренции, способствует разработке механизмов применения антимонопольного законодательства Республики Беларусь и формированию единой точки зрения с международной практикой, а  также дает возможность информировать  международную общественность о  процессах, происходящих в Республике Беларусь[7].

     Что касается второй тенденции - ужесточения  норм в отношении картелей - то оно  в мировой экономике началось с принятия в 2004 году Советом ОЭСР Рекомендаций по эффективным действиям  против «злостных» картелей (Recommendation on Effective Action against Hard Core Cartel). Данный документ предписывал ужесточение санкций по отношению к картелям (к «злостным картелям», предусматривающим фиксацию цен или раздел рынков), усиление кооперации между ведомствами стран-членов организации, определение существующих в законодательстве препятствий. После этого в течение последних лет картели были основной повесткой дня всех международных форумов, касающихся вопросов конкуренции.  Эффективной борьба с картелями является в первую очередь в США, где в 1980-е годы средняя сумма штрафов составляла $29 млн., а в 1999 г. она достигла $1,1 млрд. В других странах картина менее впечатляющая: антимонопольные органы сталкиваются с проблемами при доказывании согласованных действий компаний в суде.

     Что касается третьей тенденции - введения ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот  - то это направление, в принципе нехарактерно для антимонопольных  органов, и было распространено в  первую очередь в Европейском  Союзе. В 2004 г. экспертами ЮНКТАД был предложен «Модельный закон о конкуренции». Одной из наиболее значимых новаций законопроекта является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на её предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях [3 , стр. 45-47].

     1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики 

       Хотелось бы отметить, что мировой опыт доказывает, что антимонопольная политика оказывает большое влияние на социально-экономическое развитие.

     В странах с развитыми рыночными  системами ответственность за судьбу рынка и создание условий для  его эффективного функционирования взяло на себя государство, встав  на защиту рыночной конкуренции, найдя  действенные средства антимонопольной  профилактики.

     Во  всех промышленно развитых странах  в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции  в целях смягчения экономических  и социальных последствий монополистической  практики.

                Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма[8, c.49-53].

     В развитых странах антимонопольное  регулирование стало регулярной функцией государства с конца 19 века и базируется на сложившейся системе  рыночных отношений, антитрестовском  законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с  ограничительной хозяйственной  практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями. В ряде стран приняты  также законы против недобросовестной конкуренции (включая мошенничество) в производстве и торговле. На общегосударственном  уровне существуют антимонопольные  органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США это – Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства юстиции. В Германии действует Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия, в Англии - Комиссия по вопросам слияний и монополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли, во Франции и Испании – Совет по делам конкуренции, в Японии – Комитет по справедливым сделкам.

     Исторически сложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает  отношение к монополии. Первая - объявляет  все монополии противоправными. Вторая - запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной  властью. Правительства учитывают  плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной  политики, препятствуя проявлению антиконкурентного  поведения, но не сдерживая эффективное крупномасштабное производство[20, c. 56-57].

         Впервые антимонопольные законы были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.

     Наиболее  разработанным принято считать  антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю.

     Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической  жизни США. Согласно ему вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности". В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.

     С точки зрения американского законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.

     Достаточно  жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.

Информация о работе Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь