Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
1. Антимонопольная политика: сущность, направление………….….....6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды….…………………6
1.2 Антимонопольная политика: сущность, её необходимость…….9
1.3 Зарубежный опыт антимонопольной политики………………….13
2.Анализ развития антимонопольной политики в Республике Беларусь..19
2.1 Становление антимонопольной политики в РБ……………………19
2.2 Динамика показателей, характер развития антимонопольной
политики в Республике Беларусь за период 2008-2010гг……………24
3. Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь………………………………………………………………………35

Заключение………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование (Автосохраненный).docx

— 139.68 Кб (Скачать)

     Исключения  существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.

     Вертикальные  слияния — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях  производительного процесса в одной  отрасли. Такие слияния также  не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности  конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное  законодательство по существу разрешает  конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховой компаний, так как монополизация рынка  одного из товаров в данном случае не происходит.

     В США предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение  антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и  потребителям, обязано возместить причиненные  убытки в трехкратном размере.

     Однако  в действительности случаи ужесточения  по отношению к компаниям-монополистам применяются не так часто. К примеру, за всю историю американского  антимонопольного законодательства расформировано было около 30 компаний.

     В европейских странах антимонопольное  законодательство было принято значительно  позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны.

     В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей  целью, как правило, следование букве  закона, для европейских стран  решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной  политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции  за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими  антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.

     Великобритания, в которой сложились две системы контроля монополий. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Основная задача Комиссии по монополиям слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.

     Во  Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что  жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.

     В вопросе контроля процессов слияния  более жесткую позицию антимонопольное  законодательство занимает в отношении  горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.

     Принятие  окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль государственной дисциплины цен. Контроль монополистической деятельности возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.

     Совет по вопросам конкуренции считается  независимым административным органом, на решения которого министр экономики  не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд[19, c. 213-219].

     Из  европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных  в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.

     В последние годы контроль деятельности монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

     Достаточно  либеральным считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75 %.

     Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.

     На  Западе антимонопольная политика –  это гибкая система постоянно  действующих, мобильно перестраивающихся  мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер[8, c.49-53].

     Антимонопольная политика ЕС в целом направлена на недопущение ограничения свободы конкуренции как предприятиями и индивидуальными предпринимателями, так и государствами-участниками путем введения протекционистских мер, предоставляющих национальным предпринимателям необоснованные преимущества и льготы.

     ГЛАВА 2

     АНАЛИЗ  РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     2.1 Становление антимонопольной  политики в Республике Беларусь

     Построение  в Республике Беларусь социально-ориентированной  рыночной экономики предусматривает  осуществления комплекса мер, в  ряду которых важнейшее место  принадлежит созданию конкурентной среды. Это, в свою очередь, требует  дальнейшего совершенствования  действующей и формирования новой  правовой базы антимонопольного регулирования.

     Необходимость антимонопольного регулирования в  Республике Беларусь обусловливают:

     1. Высокий уровень концентрации  производства;

     2.Преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;

     3.  Усиление монополистических тенденций  со стороны хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке.

     Начало  государственной политики в области  антимонопольного регулирования положено принятием 10 декабря 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 г. В январе 2000г. была утверждена новая редакция антимонопольного закона, не изменившая его сути. Кроме этого закона антимонопольная политика РБ регулируется и другими законодательными актами: Законами РБ  "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности", «О естественных монополиях», и т.д.

     Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль  мер по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, развитию конкуренции и предпринимательства выступает Министерство предпринимательства и инвестиций.

     Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и г. Минске, функционально подчиненные этому Министерству.

     Образование территориальных органов обусловлено  особенностями географии рынка, объемами, структурой и характером производства и потребления товара, а также расстоянием транспортировки  грузов. В республике сложились и  функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику, своих местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами.

     Объектами государственного антимонопольного регулирования  являются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках республики, включенные в Государственный реестр.

     Формирование  Государственного реестра хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках, и Государственного реестра субъектов естественных монополий осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами:

     - Закон Республики Беларуси «О  противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции»  от 10 декабря 1992 года ( с изменениями и дополнениями);

     - Законом Республики Беларусь  «О естественных монополиях»  от 16.12.2002 №162-3;

     - Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 29.07.2006 №  967 «Отдельные вопросы Министерства  экономики Республики Беларусь»;

     - Положением о Государственном  реестре хозяйствующих субъектов,  занимающих доминирующее положение  на товарных рынках, утверждённым  постановлением Министерства предпринимательства  и инвестиций Республики Беларусь  от 07 июля 2000г. № 13» (с изменениями  и дополнениями);

     - Положением о Государственном  реестре субъектов естественных  монополий, утверждённым постановлением  Министерства экономики от 29.04.2003 № 9.

           Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, - перечень физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и доминирующих на республиканских и местных товарных рынках по определённому товару.

     Факт  доминирования, устанавливается в  соответствии с Инструкцией по определению  доминирующего положения хозяйствующих  субъектов на товарных рынках, утверждённой постановлением Министерства экономики  от 17.10.2002г. № 229, а именно, если величина доли на соответствующем товарном рынке превышает следующие предельные величины:

     - для хозяйствующих субъектов  – производителей товаров народного потребления и  оказывающих услуги:

Таблица 1 – величина доли рынка, которую не должны превышать производители товаров и услуг народного потребления

     
Количество  крупнейших субъектов, поставляющих произведённые товары на товарный рынок Значение минимальной  предельной величины(%)
Один 30
Два 54
Три 78
Четыре 95

Источник: cобственная разработка на основе [1 стр.51, 4]

     -для хозяйствующих субъектов – производителей товаров производственно-технического назначения: 

Таблица 2 – величина доли рынка, которую не должны превышать  производители производственно-технических  товаров

     
Количество  крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведённые товары на товарный рынок Значение минимальной  предельной величины(%)
Один 45
Два 67
Три 86
Четыре 100

Информация о работе Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь