Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:08, курсовая работа
Цель курсовой работы является исследовать социально-экономические проблемы безработицы в условиях рыночных отношений в Свердловской области (города Екатеринбурга). Выяснить, что приводит к тому, что люди становятся безработными.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Социально – экономические проблемы безработицы в условиях рыночных отношений………………………………………………………………………….
1.1 Безработица ее виды и причины………………………………………..
1.2 Экономические последствия безработицы…………………………….
1.3 Социальные последствия безработицы………………………………..
2. Социально-экономическое исследование проблем безработицы в городе Екатеринбурге………………………………………………………………………
2.1 Характеристика города Екатеринбурга………………………………...
2.2 Анализ социально-экономических проблем безработицы в Екатеринбурге………………………………………………………………………
3. Методы решения социально-экономических проблем безработицы в условиях рыночных отношений…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………...
Инструментом, способным смягчить остроту проблем на рынке труда, выступает оплачиваемые общественные работы. В качестве основного направления здесь можно рекомендовать временные бригады по благоустройству территории, оказанию помощи строительным организациям, больницам, школам, детским дошкольным учреждениям, ЖКХ, сельскому хозяйству.[6]
Какого-либо улучшения материального положения безработных можно было бы добиться, сократив количество безработных и соответственно увеличив выплаты на одного безработного. Такой механизм в программе указан: "Предполагается усовершенствовать порядок назначения пособий по безработице в повышенном размере, увязав его с продолжительностью периода уплаты страховых взносов (стажем работы) и причиной увольнения". В большинстве стран с рыночной экономикой пособие или страховка по безработице не выплачивается работникам, уволившимся по собственному желанию. В российской экономике число подобных увольнений (другими словами, вынужденных увольнений из-за остановок производства, невыплат заработной платы и т.п., поощряемых администрацией, которой выгоднее такая форма выбытия занятых, чем сокращение персонала, поскольку последнее влечет за собой выплату трехмесячного выходного пособия) намного опережает количество высвобождений работников по инициативе администрации.
Как подтверждает практика, профессиональное обучение безработных -наиболее эффективное направление и с позиции решения проблем занятости, и с точки зрения рационального расходования государственных средств. Неспоримое доказательство – соотношение удельных затрат на выплату пособия по безработице с затратами на обучение.
Трудоустроенный после прохождения профподготовки бывший безработный вносит свой вклад в создание ВВП, расширение налогооблагаемой базы.
Специалистами управления разработаны алгоритм реализации программы обучения безработных и критерии оценки эффективности использования бюджетных средств:
- трудоустройство безработных граждан в результате прохождения профессионального обучения;
- закрепляемость безработных граждан, завершивших обучение, на постоянных рабочих местах на период трех месяцев;
- период возмещения бюджетных расходов на профессиональное обучение безработных посредством налогов, выплачиваемых трудоустроившимся гражданином после прохождения профподготовки по направлению СЗ;
- карьерный рост безработных граждан, закрепившихся на постоянных рабочих местах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы будет снята в ближайшие годы. Она будет либо достаточно интенсивно расширяться, либо сохранит «ползучий» характер. Не исключено, что увеличение безработицы будет происходить параллельно с позитивными переменами в ВВП и производительности на стадии подъема. Весьма вероятно, что российская экономика столкнется с достаточно уникальной ситуацией – «оживлением без рабочих мест».
В целом же, как представляется, вопрос состоит не в том, каких позитивных перемен нужно ожидать на рынке труда, а в том, каким образом, использовать весьма ограниченные возможности для нейтрализации потенциальных факторов риска ухудшения занятости.
Таким образом, проблема безработицы является актуальной не только для каждого конкретного россиянина, но и затрагивает общегосударственные интересы, что требует применения активной государственной политики в области занятости. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Обострение проблемы безработицы выражается в усилении ее региональной дифференциации; углублении очаговой безработицы, увеличением продолжительности безработицы, расширением масштабов скрытой безработицы.
При анализе безработицы на основе средних показателей острота проблемы различается в зависимости от регионов, от возраста, от образования безработного.
Таким образом, наиболее значительную часть незанятых, пополневших армию безработных, составляют бывшие занятые. Более 60% занятого населения, оставившего прежнее место работы, начинают поиски нового места работы и таким образом практически сразу становятся безработными. Видимо, можно говорить о том, что экономический рост не упрощает процесс нахождения работы, и человек, вынужденно и добровольно потеряв работу, оказывается на определенный период времени безработными.
Поэтому сегодня на фоне сокращения численности безработных и среднего времени поиска ими работы, безусловно, необходимо иметь в виду, что безработица и впредь требует постоянного внимания и выработки соответствующих мер по смягчению ее последствий, особенно для лиц остающихся безработными длительное время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брагин В. Безработица и экономическая активность // «Человек и труд», - № 7-2005 г.
2. Бреев Б. О качестве занятости населения России // «Общество и экономика», № 7-8-2005 г.
3. Волосатов В. Регионы Урала и Сибири: занятость и безработица.//«Человек и труд», № 2-2005 г.
4. Воробьев Л. Переобучение безработных – курс на эффективность.
5. Демин А. Оценка активности безработных.// «Человек и труд», №12-2005
6. Макеева Т.В. Макроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы. Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005-128 с.
7. Нанавян А. Как становятся безработными: причины и динамика. //«Общество и экономика», № 7-8, 2005 г.
8. Рофе А.И. Рынок труда: Учебник для вузов – М.: Издательство «МИК», 2003-272 стр.
9. Рынок труда. Учебник под редакцией кандидата экономических наук, профессор П.Э. Шипендера и доктора экономических наук профессора Кокина Ю.П., Учебник Юристь, Москва 2002
10. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология: Учебное пособие для учащихся старших классов по курсу «География Свердловской области», Капустин В.Г., Корнев И.Н. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003 -299с.:
11. Экономика и социология труда. Генкин Б. М. Учебник для вузов/5 Издание – доп. –М: Норма, 2003 -416 стр.
12. Экономика труда. Учебное пособие Под редакцией профессора А.А. Сарабского, Екатеринбург 2004 г.
13. Экономика труда. Под редакцией кандидата экономических наук, профессор П.Э. Шипендера и доктора экономических наук профессора Кокина Ю.П., Учебник Юристь, Москва 2002 г.
23
[1] А.А. Сарабский, И. А Кулькова «Экономика труда», Учебное пособие, под редакцией профессора А.А. Сарабского стр. 25-26.
[2] Рофе А.И. «Рынок труда», учебник для вузов,- М.: Издательство «МИК», 2003 стр. 181-185
[3] Рынок труда. Учебник. Под редакцией профессора В.С. Буланова и профессора И.А. Волгина – М.: «Экзамен» 2000 – стр. 254-259
[4] Рынок труда. Учебник. Под редакцией профессора В.С. Буланова и профессора И.А. Волгина – М.: «Экзамен» 2000 – стр. 260-268
[5] В.Г. Капустин, И.Н. Корнев Учебное пособие для учащихся старших классов по курсу «География Свердловской области», Екатеринбург У-Фактория, 2003 стр.205-213
[6] Человек и труд № 2/2005г. стр. 34-37