Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:08, курсовая работа
Цель курсовой работы является исследовать социально-экономические проблемы безработицы в условиях рыночных отношений в Свердловской области (города Екатеринбурга). Выяснить, что приводит к тому, что люди становятся безработными.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Социально – экономические проблемы безработицы в условиях рыночных отношений………………………………………………………………………….
1.1 Безработица ее виды и причины………………………………………..
1.2 Экономические последствия безработицы…………………………….
1.3 Социальные последствия безработицы………………………………..
2. Социально-экономическое исследование проблем безработицы в городе Екатеринбурге………………………………………………………………………
2.1 Характеристика города Екатеринбурга………………………………...
2.2 Анализ социально-экономических проблем безработицы в Екатеринбурге………………………………………………………………………
3. Методы решения социально-экономических проблем безработицы в условиях рыночных отношений…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………...
Исследовав данные таблицы, автор проекта увидел, что Свердловская область имеет очень высокий уровень числа безработных.
Автор проекта увидел, что в службу занятости Свердловской области обращается очень мало людей ~ 930, 6 тыс. человек, а по данным социологического исследования безработных почти в 1,5 раза больше.
Автор выяснил, что Свердловская область занимает первое место в России по числу людей, нашедших работу после обращения в Службу занятости. Ситуация с безработицей в Свердловской области считается стабильной. Одна из проблем безработицы связана с тем, что большая часть вакансий – это для рабочих, а по области больше людей ищущих работу с экономическим, юридическим, медицинским и др. образованием. То есть спрос и предложения не сходятся.
Еще одна проблема безработицы заключается в том, что вакансий для женщин меньше, чем для мужчин. В службе занятости зарегистрировано на 2005 год 72% женщин, а вакансий для них чуть более 35%.
Так же проблема образования свойственна Свердловской области. Выпускники высших учебных заведений пользуются большим спросом на рынке труда, они востребованы в отличии от других.
Рис. 1 Состав безработных по образованию на 01. 01.2005 г., %
Из рисунка автор увидел, что меньше всего безработных людей имеющих высшее образование. Так же видно, что со средним общим образованием и начальным профессиональным образованием одинаково большое количество безработных. Это значит, что любой человек претендующей на хорошую должность должен иметь образование не ниже среднего профессионального. Но в настоящее время не каждый может получить то образование которое он хочет.
Исследовав социально-экономические проблемы по Свердловской области автор так же решил посмотреть статистику по России в целом.
Очевидно, что большинство безработных – это люди с опытом работы, поэтому автор решил сначала рассмотреть вначале динамику численности и вероятности перехода занятых в безработные.
Таблица 2
Численность и вероятность перехода занятых в безработные.
| 2002 год | 2003 год | 2004 год | |||
месяц | Числен. занятых перешедших в категорию безработных тыс. чел. | Вероятность перехода занятых в % | Числен. занятых перешедших в категорию безработных тыс. чел. | Вероятность перехода занятых в % | Числен. занятых перешедших в категорию безработных тыс. чел. | Вероятность перехода занятых в % |
Февраль | 947 | 1,5 | 982 | 1,5 | 891 | 1,3
|
Май | 862 | 1,3 | 925 | 1,4 | 743 | 1,1
|
Август | 827 | 1,3 | 935 | 1,4 | 884 | 1,3
|
Ноябрь | 1066 | 1,6 | 982 | 1,5 | 932 | 1,4
|
Исследовав данные таблицы автор увидел, что выражен сезонный характер безработицы. Очевидно, что численность лиц, ставших безработными, и вероятность их перехода увеличивается в феврале и ноябре месяце. Соответственно в мая и августе фиксируется меньшая численность и вероятность перехода. Это связано с тем, что определенная часть высвобожденных весной и в летние месяцы работников после увольнения не спешит искать работу, а занимается домашним хозяйством, работает на даче и на огороде или находится как бы в ежегодном отпуске и отдыхает.
Много проблем в России связано с проблемой безработицы молодежи.
Молодежи очень тяжело трудоустроится. Так же высокий уровень безработицы среди молодежи оказывает влияние на уровень брачности населения, рождаемости, разводов и на социальную обстановку в стране. Безработица приводит молодежь к пьянству, наркомании, совершению преступлений.
Таблица 3
Соотношение долей численности населения, занятых и безработных
Возрастные группы | численность | безработных | |
населения | Занятых | ||
16-17 | 8,0 | 1,6 | 10,5 |
18-24 | 7,3 | 10,5 | 16,9 |
25-29 | 6,9 | 12,3 | 13,2 |
30-49 | 34,5 | 62,6 | 51,2 |
50-54 | 3,5 | 5,9 | 3,7 |
55-59 | 4,3 | 6,7 | 2,8 |
Из данных таблицы автор увидел, что уровень безработицы молодежи гораздо хуже, чем других возрастных групп населения. Доля безработных в возрасте 16-29 лет больше, чем их доли численности занятых и тем более населения, доли же безработных старших возрастов, наоборот существенно ниже. Поэтому можно утверждать о проблемах безработицы молодежи в России.
Молодежи очень тяжело трудоустроится. Так же высокий уровень безработицы среди молодежи оказывает влияние на уровень брачности населения, рождаемости, разводов и на социальную обстановку в стране. Безработица приводит молодежь к пьянству, наркомании, совершению преступлений.
Для того чтобы исследовать безработицу в Екатеринбурге автор посетил центр занятости Екатеринбурга. Чтобы узнать адрес центра занятости автор воспользовался программой «Екатеринбург на блюдечке».
Обратившись в центр занятости населения к менеджеру по экономическим расчетам и статистике, автор проекта узнал следующее: в 2004 году в центр занятости по Орджоникидзевскому району обратилось 8870 человек из них 3745 человек безработных, в первом квартале 2005года 1974 человека, из которых безработных 971 человек.
В центр занятости больше всего обращаются люди среднего возраста: от 35 лет до 40 и после 45лет после декретного отпуска и находящиеся в нем.
Главными причинами, из-за которых люди становятся безработными, являются: сокращение объема труда и производства, банкротство фирм, ликвидация организаций.
В центре занятости автор узнал, что в центр занятости более всего обращаются люди, имеющие незаконченное высшее или среднее специальное образование.
Так же автор выяснил, что очень мало в центр занятости обращаются молодые специалисты. Выяснил, что из 100% обратившихся в службу занятости 40% находят работу.
В службе занятости автор узнал статистические данные безработицы по районам Екатеринбурга.
Рис. 2 Численность безработных на конец 2004 и 2003 года
Сравнив данные рисунка на конец 2003 года и 2004 года по районам города Екатеринбурга автор увидел, что с каждым годом число безработных становится больше, например, если в 2003 году в железнодорожном районе города безработных было 585 человек, то уже на конец 2004 года 721 человек. Безработица растет очень быстро. По рисунку видно, что в среднем по каждому району число безработных увеличилось на 300 человек.
Уровень безработных в Екатеринбурге один из самых низких по стране. В Екатеринбурге ситуация лучше, чем по Свердловской области в целом. Если в области уровень безработицы составляет 1,7%, то в Екатеринбурге уровень безработицы составляет 1,04%.
В центре занятости автор узнал, сто в Екатеринбурге выделяют два типа безработицы: добровольная и фрикционная безработицы.
В центре занятости автору рассказали, что екатеринбуржцы могут найти новую работу на ярмарке вакансий которые проводятся каждый год для учащихся техникумов, машиностроителей, военных, строителей и др. Все они проходят под эгидой Международного дня защиты от безработицы, который отмечается 21 мая.
Но, несмотря на небольшой рост, существуют явные признаки, что безработица растет, и будет расти в дальнейшем. Первоначальная структура безработных с большим перевесом в сторону женщин сейчас исчезла и это явление, (безработица) распространилась более широко. Мобильность труда отсутствует, и, несмотря на признаки гибкости заработной платы и возникновение отрицательной обратной зависимости на региональном уровне между изменениями в зарплате и безработице, кажется, что региональные различия будут устойчивыми, частично из-за больших территориальных несоответствий в распределении безработных и рабочих мест.
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Из характера развития безработицы непосредственно вытекает вывод, что в настоящее время государство ведет борьбу с последствиями безработицы, а ее надо учреждать. И это, наверное, должно стать центральным моментом в деятельности Государственной службы занятости. Автор считает только в этом случае можно минимизировать проблемы безработицы.
На характер безработицы влияет целый ряд особенностей:
не перепроизводство, как это происходит в развитых странах, а обратная ситуация – дефицит товаров, высокая инфляция;
относительно низкий организационный и технико-технологический уровень производства;
значительная доля безработных – служащие;
сокращения Вооруженных сил и конверсия;
спад производства, вызвавший всплеск безработицы и во многом сложившихся хозяйственных связей (между бывшими республиками СССР и странами – членами СЭВ);
Нехватка квалифицированных кадров превращается в тормоз развития экономики. Очевидно, что одна из прямых обязанностей государства – налаживания профессиональной подготовки и поощрения создания рабочих мест в перспективных отраслях производства, а также в малом бизнесе.
Сегодня полученное однажды образование уже не обеспечивает конкурентоспособности индивида на рынке труда на всю оставшуюся жизнь. В особенно трудном положении оказываются выпускники, не имеющие опыта. Работодатели заинтересованы в найме сформировавшихся специалистов, в результате многие обладатели вузовских дипломов приобретают статус безработного либо трудятся не по специальности.
Для наращивания количества рабочих мест представляется целесообразным создание предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению строительных материалов из местного сырья и сантехнического оборудования, профилактическому обслуживанию автотранспорта на дорогах, а также мелкооптовых торговых организаций, ассоциаций надомного труда, коммерческих магазинов по реализации продукции надомников и других категорий незанятого населения.
Круг мер, способствующих снижению безработицы:
предупреждение массового высвобождения и максимальное заполнение имеющих вакансий;
развитие профориентации и профконсультирования в органах СЗ, налаживание профессиональной подготовки среди незанятого населения;
межтерриториальное перераспределение трудовых ресурсов, организация оплачиваемых общественных и временных работ;
развитие самозанятости населения, содействие предпринимательству и обучение его основам.
Улучшить ситуацию с занятостью могла бы поддержка разных категорий населения.
Для молодежи – это организация молодежных бирж труда, квотирование рабочих мест с льготным налогообложением соответствующих предприятий, развитие молодежного предпринимательства, открытие и поддержка бизнес-инкубаторов. Для женщин – гибкие формы занятости (неполный рабочий, неделя, свободный режим работы и др.)., квотирование рабочих мест для тех из них, кто имеет детей, создание дополнительных рабочих мест в сфере услуг; открытие предприятий, производств, участков надомного труда, развитие женского предпринимательства с выделением беспроцентных ссуд, досрочный выход на пенсию.
Для инвалидов и лиц предпенсионного возраста – налаживание специализированных производств, учреждений дополнительных финансовых льгот в целях их вовлечения в предпринимательскую деятельность, стимулирование ИТД и семейного бизнеса, и опять же, квотирование рабочих мест.
Для лиц, освобождающихся из заключения – бронирование рабочих мест, обеспечений условий для социальной адаптации, оказание финансовой помощи (из средств фонда занятости) центром социально-трудовой реабилитации соответствующих категорий граждан.
На муниципальных предприятиях квоты могли бы устанавливаться решением местной администрации, на других – договором, заключаемым предприятием с органами исполнительной власти.
По прогнозам, в ближайшие несколько лет из-за «демографического провала» следует ожидать заметного сокращения общего числа абитуриентов: С другой стороны, высшая школа, не учитывающая кадровые потребности, порождает «перепроизводство» выпускников одних специальностей и дефицит других. Все более очевидной становится необходимость государственного заказа но подготовку специалистов в вузах.