Социально – экономические проблемы безработицы в условиях рыночных отношений на примере г. Екатеринбург

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является исследовать социально-экономические проблемы безработицы в условиях рыночных отношений в Свердловской области (города Екатеринбурга). Выяснить, что приводит к тому, что люди становятся безработными.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Социально – экономические проблемы безработицы в условиях рыночных отношений………………………………………………………………………….

1.1 Безработица ее виды и причины………………………………………..

1.2 Экономические последствия безработицы…………………………….

1.3 Социальные последствия безработицы………………………………..

2. Социально-экономическое исследование проблем безработицы в городе Екатеринбурге………………………………………………………………………

2.1 Характеристика города Екатеринбурга………………………………...

2.2 Анализ социально-экономических проблем безработицы в Екатеринбурге………………………………………………………………………

3. Методы решения социально-экономических проблем безработицы в условиях рыночных отношений…………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая работа на тему социально-экономические проблемы безработицы.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

 

 

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ                        ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В ГОРОДЕ  ЕКАТЕРИНБУРГЕ

 

2.1 Характеристика города Екатеринбурга Город является экономичес­ким ядром Южного подрайона Горнопромышлен­ного района Свердловской области.

Екатеринбург (с 1924 по 1991 г. Свердловск) — самый крупный город нашей области и Урала. Он занимает шестое место в России по численности населения (1миллион 336 тысяч 500 человек на 29.12.05. г.).

Город расположен в пределах восточных предгорий Урала по берегам реки Исети, на 56°50' северной широты и 60°38' восточной долготы на высо­те 250—300 м над уровнем моря.

Современный Екатеринбург — типичный много­функциональный город-миллионер. О промышлен­ной его мощи свидетельствует то, что здесь произ­водится 30% всей промышленной продукции обла­сти. Прежде всего это крупнейший центр разнооб­разного машиностроения. Машиностроительный комплекс дает 43% промышленной продукции Ека­теринбурга (по области в целом 16%). Его заводы Уралмаш, Уралэлектротяжмаш, Турбомоторный, Уралхиммаш относятся к числу крупнейших в Рос­сии в составе своих подотраслей.

Видную роль в хозяйстве города играет метал­лурго-химический комплекс. В его составе рабо­тают старейшие предприятия города — Верх-Исетский металлургический завод. Вторчермет, завод по обработке цветных металлов, завод пластмасс. Таким образом, в Екатеринбурге металлурго-химический комплекс представлен перерабатывающими предприятиями «верхних этажей». Из других пред­приятий химической промышленности известны за­воды: резиновых технических изделий, шинный, эбонитовых изделий. Это наиболее молодые пред­приятия города.

Разнообразно представлена в Екатеринбурге легкая промышленность, но в настоящее время предприятия отрасли находятся в кризисном поло­жении (спад производства за 1994 г. составил 51%). Причины этого — высокие цены на сырье, получа­емое в основном из стран ближнего и дальнего за­рубежья, наличие на местном рынке конкуренто­способных товаров, которые прочно потеснили отечественную продукцию.

Екатеринбург не только крупный промышлен­ный центр, но и центр науки, культуры, роль и значение которых выходят далеко за рамки облас­ти. В конце 80-х гг. в городе насчитывалось 140 научных организаций. Большинство из них имели ведомственную подчи­ненность, и сейчас многие прекратили свою деятельность. В труднейших фи­нансовых условиях продолжает свою работу Уральское отделение Российской академии наук. В его составе действуют 15 научных институтов, занятых раз­работкой фундаментальных проблем естественного, технического и гумани­тарного циклов.

Екатеринбург имеет развитую социальную инфраструктуру. В городе функ­ционирует 814 различных учреждений образования, в том числе 28 вузов (18 го­сударственных и 10 негосударственных, открытых в 90-е гг.) и 36 средних спе­циальных учебных заведений. Таким образом, в Екатеринбурге сосредоточены почти все вузы области и 44% ее средних специальных учебных заведений.

Медицинскую помощь екатеринбуржцы могут получить в 67 лечебно-профилактических учреждениях и 155 поликлиниках. Общее число боль­ничных коек в этих учреждениях — 23 082, на 10 000 жителей приходится 164,7 койки. В лечебных учреждениях города работает 9300 врачей всех специальностей. Уровень медицинского обслуживания сейчас дифферен­цируется. Появилось большое количество платных медицинских услуг по­вышенного качества.

Вся социальная инфраструктура Екатеринбурга работает не только на соб­ственное население, но и оказывает услуги населению области и в особеннос­ти — населению близлежащих районов. Поэтому обслуживание можно рас­сматривать как внешнюю функцию города.

Екатеринбург выполняет административные функции как центр круп­ной области. Здесь сосредоточен весь областной административно-управлен­ческий аппарат, большое количество банков. В настоящее время в городе работает 39 самостоятельных коммерческих банков и 22 филиала иногород­них банков.

История развития Екатеринбурга и природные особенности территории, на которой он расположен, сказались на своеобразии его внутригородской застройки и планировки. Город занимает территорию немногим более 1000 кв. км. Полови­на ее застроена. Остальная часть занята лесопарками, угодьями пригород­ных сельскохозяйственных предприятий, коллективными садовыми и дач­ными участками.

Екатеринбург рос вдоль Исети с севера на юг, включая в свой состав все новые и новые населенные пункты. В результате получилось так, что сегодня он имеет как бы несколько центров формирования, развивающихся независи­мо друг от друга. Это было учтено при проведении административно-терри­ториального деления города. Он разделен на 7 административных районов.

Ленинский район населения района составляет 162,0 тыс.чел., из них экономически активное – 97,4 тыс.чел, уровень регистрируемой безработицы на 01.11.2005 – 0,79 %.

Сложился на основе той части центра города, которая занимает расширенный отрезок долины Исети. Это истори­ческое ядро Екатеринбурга. Памятником промышленной архитектуры являет­ся здесь бывшая заводская плотина, которая и поныне удерживает воду город­ского пруда. У плотины сооружен Исторический сквер, ставший излюбленным местом прогулок горожан. Центральная часть города имеет прямоугольную пла­нировку. Здесь сформирован ряд площадей и главная из них — Площадь 1905 года. В Ленинском районе нет крупных промышленных предприятий, но в изобилии административные здания, предприятия обслуживания общегород­ского значения, учебные заведения, театры, музеи.

Верх-Исетский административный район население района составляет 185,3 тыс. чел., из них в трудоспособном возрасте 116,5 тыс. чел. Численность экономически активного населения составляет 105,8 тыс. чел.

Занимает за­падную часть Екатеринбурга, включая в себя часть центра города, располо­женную на правом берегу городского пруда. В 80-е гг. эта часть Екатерин­бурга была полностью реконструирована. Здесь появились высотное здание администрации области, новое здание драматического театра, торговый центр. Кроме того, района включает старый поселок Верх-Исетского завода, соединенный с центром Верх-Исетским бульваром.

Экономическое лицо района определяют передельная металлургия

(Верх-Исетский завод) и ряд заводов точного машиностроения: электромедецинской аппаратуры, гидрометприборов, трансформаторов тока, киномеханический.

Кировский административный район население района на 01.01.2005г. составляет 212,1 тыс.чел. Экономически активное население составляет 126,9 тыс. чел. Уровень безработицы на 01.11.04г.-1,08%.

Занимает восточную часть города. В него входит богатая архитектурными памятниками часть центра, расположенная на левом берегу городского пруда. Здесь находятся 2 театра – юного зрителя и музыкальной комедии, филармония. В 30-х гг. с закладки учебных корпусов Уральского политехнического института и  научно-исследовательских институтов Уральского филиала АН СССР началось формирование Втузгородка.

В Кировском районе находится ряд крупных предприятий: мебельная фабрика «Авангард», «Уралобувь» издательство «Уральский рабочий».

Октябрьский район  население района составляет около 140 тыс. чел., из них экономически активное население составляет 81,1 тыс. чел., уровень безработицы на 01.11.05г.-1,04%.

Сформировался вдоль железной дороги Екатеринбурга – Тюмень и вдоль Сибирского тракта. Часть его находится в пределах городского центра. Это наиболее старая часть района, которая, как и весь центр, имеет прямоугольную планировку. Здесь находятся все достопримечательности района: театр оперы и балета, театр кукол, гостиницы, специализированные магазины, рестораны, памятники архитектуры.

Другие жилые массивы (Лечебный, Пти­цефабрика, Компрессорный, Кольцово) сложи­лись на значительном удалении друг от друга вокруг различных хозяйственных объектов.

В последние годы формируется жилой район Синие Камни. Экономика этого района носит многоотраслевой характер, но преоб­ладающей отраслью является машинострое­ние, представленное заводами Уралкомпрессор, Уральский оптико-механический, Пневмостроймашина, радиоаппаратуры. Из дру­гих крупных предприятий можно назвать фабрику «Конфи», парфюмерно-косметическую фабрику «Уральские самоцветы», пти­цефабрику «Свердловская».

В Октябрьском районе находится аэропорт Кольцово — воздушные ворота Екатеринбур­га и всего Среднего Урала. Он ежегодно об­служивает почти 2 млн.  внутрироссийских и внешних пассажиров.

Чкаловский административный район население района составляет более 200 тыс. человек, в том числе экономически активное население составляет 126 тыс. человек. Уровень безработицы в районе на 01.11.05г. - 1,1%.

Выделился из состава Ок­тябрьского в 1943 г. и состоит из нескольких поселков, сформировавшихся в разное время. Уктус, Елизаветинский, Нижнеисетский — это наиболее старые поселки. Рядом с Ниж-неисетским поселком в годы войны начал фор­мироваться жилой массив Химмаш. Жилой массив Вторчермет сложился вокруг заводов Вторчермет, резиновых технических изделий и шинного в основном в послевоенный период. Сейчас интенсивно застраивается район Бо­танический на бывшем летном поле местного аэропорта Уктус. Чкаловский район сформи­ровался вдоль железной дороги Екатеринбург — Челябинск и Полевского тракта.

В районе функционирует ряд предприя­тий, наиболее крупное из них — Уралхиммаш. Химическая промышленность представ­лена заводами шинным, резиновых техничес­ких изделий, эбонитовых изделий. Товары народного потребления производят ювелирный завод, камвольный комбинат. Раз­вита и пищевая промышленность: здесь находятся крупный мясокомбинат и жиркомбинат.

Орджоникидзевский административный район население района составляет 266,1 тысяч человек, из них экономически активное население - 157,8 тысяч человек, уровень безработицы на 01.11.2005г.-0,93%. 

Зани­мает северную часть города. Его образовали поселки при заводах Уралмаш, Уралэлектротяжмаш, Турбомоторный. Здесь же находится жилая зона завода им. Калинина. Это самый крупный жилой массив Екатеринбурга. Разные его части имеют разную планировку. Например, в поселке Уралмаш она радиаль­ная: улицы веером расходятся от площади Первой пятилетки, которая нахо­дится у главной проходной Уралмашзавода. Основой экономики района яв­ляется тяжелое машиностроение.

Железнодорожный административный район население района составляет 147,3 тыс. человек, из них – городское население - 146,5 тыс. человек, 0,8 тыс. человек – население сельской местности (пос. Шувакиш). Численность экономически активного населения составляет 77,2 тыс.человек. Уровень безработицы в районе на 01.11.2005г.–0,84%.

Узкой лентой вытянулся вдоль северо-восточного берега Верх-Исетского пруда. Здесь выде­ляются 2 жилых массива: Сортировочный и Вокзальный. В пределах Вокзально­го массива находится админист­ративный центр района.

В Железнодорожном районе нет таких крупных промышленных пред­приятий, как, например, в Орджоникидзевском. Главная его функция — обеспечение работы огромного транспортного узла, каковым явля­ется Екатеринбург.

Все районы города увязывает в единое целое внутригородской обще­ственный транспорт. Екатеринбург в настоящее время располагает всеми видами такого транспорта.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ социально-экономических проблем безработицы в Екатеринбурге               Цель курсовой работы исследовать социально-экономические проблемы безработицы в Екатеринбурге.

Для начала автор решил посмотреть, какой уровень безработицы в целом по Свердловской области.

Таблица 1

Уровень безработицы в Свердловской области.

 

Уровень цикла безработных, просроченной задолженности по зарплате

Республика. Край,

Область, авт. округ

Безработица

Тыс. чел.

По данным соц. исследования

Зарегистрировано в службе занятости

1.

Очень высокий

Ростовская обл.

Краснодарский край

Свердловская обл.

251,3

209,1

1450,6

517,2

15,8

930,6

2.

Высокий

Челябинская обл.

Саратовская обл.

Омская обл.

153,1

131,1

101,5

24,3

20,1

18.3

3.

Средний

Пензенская обл.

Тамбовская обл.

Амурская обл.

83,3

69,7

58,3

15,2

14,6

11,8

4.

Низкий

Магаданская обл.

Ульяновская обл.

Респ. Марий-Эл

13,2

50,9

38,6

5,9

12,7

10

5.

Очень низкий

Алтай

Чукотский Авт. Округ

Ямало-Ненецкий Авт. округ

9,9

3

2,2

2,5

1

1,2

Информация о работе Социально – экономические проблемы безработицы в условиях рыночных отношений на примере г. Екатеринбург