Системы управления качеством продукции» (на примере ЗАО «АЗПИ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении систем управления качеством продукции на примере системы управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий и разработке предложений по ее совершенствованию.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
Обосновать необходимость управления качеством продукции в современных условиях.
Изучить эволюцию научной мысли в области качества.
Рассмотреть международные стандарты ИСО 9000:2000 как основу современных систем менеджмента качества.
Дать технико-экономическую характеристику предприятия и раскрыть содержание его системы управления качеством продукции.
Исследовать стратегию предприятия в управлении качеством продукции и провести расчёты эффективности системы управления качеством.
Сделать выводы и привести рекомендации по улучшению системы управления качеством на предприятии.
Объектом исследования в данной работе являются системы управления качеством продукции. Предмет исследования – система управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий.

Содержание

Введение 3
1. Системы управления качеством продукции 5
1.1. Объективная необходимость управления качеством
продукции в современных условиях 5
1.2. Эволюция научной мысли в области управления качеством
продукции 6
1.3.Международные стандарты ИСО серии 9000 как основа
современных систем менеджмента качества 12
2. Анализ системы менеджмента качества ЗАО «АЗПИ» 16
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия. 16
2.2. Содержание систем управления качеством на предприятии 21
3.Стратегия предприятия в управлении качеством продукции 29
3.1. Описание стратегии в управлении качеством ЗАО «АЗПИ» 29
3.2.Экономическая эффективность стратегии предприятия в
управлении качеством продукции 32
4.Предложения по совершенствованию системы
управления качеством на АЗПИ 33
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Тема 15. Системы управления качеством продукции.doc

— 604.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время интерес к индексам связан с сертификацией продукции, производств и систем качества, т.к. при сертификации требуется количественная беспристрастная характеристика декларируемых состояний процессов.

Индекс  воспроизводимости  Cp находится по формуле:

,

     где ВКП, НКП – верхний и нижний контрольные пределы соответственно;

                 s - среднее квадратичное отклонение.

     Он  показывает, какая часть деталей  или изделий, производимых в рамках текущего производственного процесса попадает в определённые технологами  пределы.

     Второй, не менее важный, вопрос касается того, насколько хорошо процесс расположен или центрирован (т.е. среднее значение процесса соответствует положению центральной линии на контрольной карте) для того, чтобы использовать преимущества нахождения внутри контрольных пределов. Для ответа на этот вопрос находится индекс воспроизводимости Cpk . Он определяется как соотношение, где числитель равен расстоянию от среднего значения процесса (средней линии) до ближайшего контрольного предела.

     

     Чем больше численное значение любого из индексов, тем более воспроизводим («пригоден») процесс. Индекс воспроизводимости Cpk тесно связан с показателем PPM – числом дефектов на миллион.

     В приведённой ниже таблице показана взаимосвязь между индексом воспроизводимости и числом дефектов на миллион изделий. 
 
 

Таблица 4 - Взаимосвязь индекса воспроизводимости с числом дефектов на миллион изделий 

Индекс  воспроизводимости, Cpk Число дефектов на миллион изделий, PPM
1,00 2700
1,33 63
1,5 6,8
1,67 0,57
2,00 0,002
 

     Индексы воспроизводимости, исчисляемые с помощью контрольных карт, а также уровень дефектности на миллион изделий – это базовые показатели, используемые для демонстрации воспроизводимости процесса. Они очень точно характеризуют уровень качества на предприятии, именно поэтому контрольные карты и показатели, вычисляемые по ним используются во всем мире. Поэтому методы статистического управления и положены в основы системы менеджмента качества на АЗПИ, и достижение как можно более низкого количества дефектных изделий является его стратегической целью.

     Реализация  принятой стратегии качества обеспечивается следующими методами:

  • создание взаимовыгодных отношений с поставщиками и потребителями выпускаемой продукции;
  • поэтапный переход от контроля качества продукции к статистическому управлению процессов (об этом говорилось выше);
  • организация систематического обучения персонала;
  • обеспечение вовлеченности всех сотрудников в согласованную деятельность по обеспечению качества;
  • создание механизма экономического стимулирования работ по повышению качества.
 
 
 

    3.2. Экономическая эффективность  стратегии предприятия

    в управлении качеством продукции

     Внедрение на предприятие системы управления качеством оказало огромное влияние деятельность предприятия в целом. И хотя нет возможности на конкретных материалах предприятия оценить влияние управления качеством на основные экономические результаты его деятельности,  результативность системы качества можно оценить по следующим показателям.

     Сравним долю брака в выпуске продукции  за сентябрь 2004 и за аналогичный период 2005 г.

Таблица 5 - Доля брака в выпуске продукции

Временной период Брак, (тыс. руб.) Выпуск продукции  без НДС

(тыс.  руб.)

Доля брака  в выпуске продукции, %
Сентябрь 2004 г. 816 18053 4,6
Сентябрь 2005 г. 896 28058 3,2
 

     Таким образом, доля брака в выпуске продукции за год снизилась на 1,4%. Это говорит об эффективности мероприятий в области качества, в частности переходе от контроля качества продукции к статистическому управлению процессами. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Предложения по совершенствованию системы управления качеством на АЗПИ
 

     Итак,  система управления качеством на ЗАО «АЗПИ» основана на принципах международных стандартов ИСО серии 9000:2000, в которых огромное внимание уделяется процессному подходу и необходимости проведения улучшений в области качества. К сожалению, конкретных расчётов эффективности системы управления качеством на предприятии не ведётся. И на это есть объективные причины. Дело в том, что внедрение на российских предприятиях сертифицированной системы качества в настоящее время – это ещё сравнительно новая практика. Поэтому требуется время для разработки методики расчёта эффективности системы менеджмента качества. Кроме того, на предприятии важно осознать необходимость взаимосвязи между экономическими показателями производства и показателями качества.

     Однако, нужно отметить, что работа в этом направлении на предприятии ведётся. Так, например, вопросу об уровне дефектности уделяется огромное внимание. Более того, снижение этого уровня считается стратегической целью предприятия. Добиться же приемлемого уровня дефектности можно только с помощью контроля качества. Наиболее эффективным методом контроля качества, получившим широкое распространение во всём мире благодаря простоте и понятности, является статистическое управление процессами. Основной инструмент этого метода – контрольные карты, которые позволяют контролировать текущие рабочие характеристики процесса и показывают отклонения  от стандарта или среднего значения, а также уровень статистического контроля процесса в течение определенного времени. Их можно использовать для изучения возможностей процесса, чтобы помочь определить достижимые цели качества и выявить изменения средних характеристик и изменчивость процесса, которые требуют корректирующего действия. По этим картам исчисляются индексы воспроизводимости, характеризующие степень налаженности процессов.

     Индексы воспроизводимости и уровень  дефектности на предприятии –  важнейшая информация для покупателей. На основе её предприятие-покупатель может  судить о состоянии управления качеством на предприятии. И если эти показатели неудовлетворительные, покупатель может отказаться от заключения контракта на поставку ему продукции. Так, например, если показатель Cpk < 1, то уровень дефектов будет более 3000 изделий на миллион. В настоящее время это неприемлемая ситуация и с таким уровнем дефектности нельзя выходит на мировой рынок.

     Рекомендации  по улучшению системы  управления качеством 

на  предприятии

     Одной из главных проблем на исследуемом  предприятии, по мнению автора, является то, что повышение уровня качества является важной задачей только  бюро по управлению качества и отдела управления качеством. Однако, опыт многих преуспевающих японских и западных предприятий наглядно показывает, что эффективность работы системы управления качеством достигается лишь при условии, что цели по качеству доведены до каждого работника и осознаны им как первостепенно важные. Кроме того, перед руководителями  российских предприятий стоит важная и сложная задача – создание новой корпоративной культуры, основой которой является качество всей деятельности предприятия. Т.е. понятие качества должно относиться не только к выпускаемой продукции, но и к условиям в которых работает персонал, производственному процессу и т.д.

     Современные специалисты в области качества подчёркивают необходимость прозрачности и понятности системы качества на предприятии. Так, например, для того, чтобы быстро проконтролировать состояние оборудования на предприятии необходимо, чтобы на каждом станке была информация о годе выпуска этого станка, о дате ремонта, прохождения им регулярных профилактических осмотров и т.д.

     Также важной задачей является экономическое  обоснование всех мероприятий в области качества. Для этого необходимо,  чтобы бюро по качеству  было тесно связано с экономическим отделом, для того, чтобы была возможность определения влияния системы качества на экономические показатели деятельности предприятия. На предприятии необходимо вести расчёт эффективности различных мероприятий в области качества. Это позволит лучше контролировать систему качества предприятия.

 

      Заключение

     Качество  продукции – это важнейший  показатель деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, как на национальном рынке, так и на международном.

     Для эффективного управления качеством на предприятии необходимо создание системы управления качеством продукции, представляющую собой организационную структуру, чётко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

     В настоящее время, для обеспечения конкурентоспособности своей продукции предприятию необходимо сертифицировать свою систему качества. Наиболее широкое распространение во всём мире получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражён международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В основе этих стандартов лежат восемь принципов, которые создают реальную основу для организации управления качеством на предприятии и важны для решения его внутренних и внешних проблем.

      Стандарты ИСО серии 9000 способствуют повышению конкурентоспособности предприятия и, как следствие, расширение внутреннего рынка и увеличение экспортных возможностей. Их использование позволяет улучшить экономические показатели деятельности предприятия (увеличить прибыль, повысить производительность и рентабельность, уменьшить затраты на устранение дефектов, переработку некачественной продукции. Таким образом, применение этих стандартов положительно влияет на эффективность деятельности предприятия.

      Изучение  систем управления качеством продукции  в данной работе велось на основе  системы качества Алтайского завода прецизионных изделий.

      Основой системы качества на предприятии  являются восемь принципов стандартов ИСО серии 9000:

    • Ориентация на потребителя продукции
    • Лидерство руководителя
    • Вовлечение персонала в управление качеством
    • Процессный подход к деятельности
    • Системный подход к менеджменту
    • Постоянное улучшение результатов деятельности
    • Принятие решений, основанных на фактах
    • Взаимовыгодные отношения с поставщиками

      Важной  особенностью системы качества АЗПИ является внедрение статистического управления процессом с помощью контрольных карт. Оно способствует более эффективному контролю процесса, снижению уровня дефектов и ошибок, улучшению качества продукции, что в конечном итоге способствует улучшению работы всего предприятия.

      В курсовой работе были проанализированы технико-экономические показатели предприятия за 2001-2005 гг. Была исследована стратегия предприятия. На основе изученного материала были приведены рекомендации по улучшению системы управления качеством на предприятии. 
 

 

     Список  литературы

  1. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с.
  2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 212 с.
  3. История управления качеством: учебное пособие/Т.А. Салимова, Н.Ш. Витолкина. – М.: КНОРУС, 2004. – 256 с.
  4. Международный стандарт ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  5. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 720 с.
  6. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 160 с.
  7. Практическое руководство. Применение прикладных статистических методов при производстве продукции (для руководителей предприятий и организаций). Изд-е 3-е. – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 1998. – 45 с.
  8. Розова Н.К. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 720 с.
  9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с.
  10. Свиткин М.З., Мицута В.Д., Рахлин К.М. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. – СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. – 403 с.
  11. Управление качеством продукции: Учеб. пособие/Под ред. Н.И. Новицкого. – М.: Новое знание, 2002. – 367 с.
  12. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 608 с.
  13. Разработка и сертификация систем качества в России. Стратегия, проблемы, рынок услуг: Сборник статей и справочных материалов к внедрению стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. / Сост. И.В. Матвеева. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. – 156 с. – (Серия «Дом качества», вып. 6 (15)).
  14. Галеев В.И., Пичугин К.В. Кухня процессного подхода// Методы менеджмента качества. - № 4. – 2003. – С. 12
  15. Конарева Л.А. Теория доктора Деминга// № 11. – 2002. – С.46
  16. Плетнёва Н.П. ИСО 9000 – помощник руководителя// Менеджмент в России и за рубежом. - № 4, - 2005.
  17. Свиткин М. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации// Стандарты и качество. - № 3. – 2002. – С. 74
  18. Дж. Шоттмиллер. Статистическое управление процессами – эволюция в новое столетие// Методы менеджмента качества. - № 5. – 2004. – С. 36
  19. Руководство по качеству ЗАО «АЗПИ» 2004 г.
  20. Материалы  сайта www.azpi.ru
  21. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании».

Информация о работе Системы управления качеством продукции» (на примере ЗАО «АЗПИ»)