Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:14, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении систем управления качеством продукции на примере системы управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий и разработке предложений по ее совершенствованию.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
Обосновать необходимость управления качеством продукции в современных условиях.
Изучить эволюцию научной мысли в области качества.
Рассмотреть международные стандарты ИСО 9000:2000 как основу современных систем менеджмента качества.
Дать технико-экономическую характеристику предприятия и раскрыть содержание его системы управления качеством продукции.
Исследовать стратегию предприятия в управлении качеством продукции и провести расчёты эффективности системы управления качеством.
Сделать выводы и привести рекомендации по улучшению системы управления качеством на предприятии.
Объектом исследования в данной работе являются системы управления качеством продукции. Предмет исследования – система управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий.
Введение 3
1. Системы управления качеством продукции 5
1.1. Объективная необходимость управления качеством
продукции в современных условиях 5
1.2. Эволюция научной мысли в области управления качеством
продукции 6
1.3.Международные стандарты ИСО серии 9000 как основа
современных систем менеджмента качества 12
2. Анализ системы менеджмента качества ЗАО «АЗПИ» 16
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия. 16
2.2. Содержание систем управления качеством на предприятии 21
3.Стратегия предприятия в управлении качеством продукции 29
3.1. Описание стратегии в управлении качеством ЗАО «АЗПИ» 29
3.2.Экономическая эффективность стратегии предприятия в
управлении качеством продукции 32
4.Предложения по совершенствованию системы
управления качеством на АЗПИ 33
Заключение 36
Список литературы 38
Седьмой принцип – принятие решений на основе фактов. Для принятия эффективных управленческих решений необходима система показателей, а также эффективные методы сбора, представления и обработки данных.
Восьмой принцип – создание взаимовыгодных отношений с поставщиками. Этот принцип подразумевает следующее: в современном деловом мире поставщики и потребители должны восприниматься не как противоположные стороны, а как партнёры, чьи процессы взаимно дополняются друг друга. Поэтому отношения нужно строить на взаимовыгодной основе, уважая ценности и интересы каждой из сторон.
Таким образом, принципы, изложенные в международном стандарте ИСО 9000:2000(R) могут являться основой системы качества любого предприятия, так как они вобрали в себя все прогрессивные идеи последних лет и явились самой высокой ступенью в эволюции управления качеством.
В основе системы менеджмента качества изучаемого в данной работе предприятия также лежат восемь принципов, изложенных в международном стандарте ИСО серии 9000:2000 ( или гармонизированный - ГОСТ Р ИСО 9000:2001).
2.
Анализ системы
менеджмента качества
ЗАО «АЗПИ»
2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО АЗПИ. Содержание системы управления качеством продукции.
Закрытое акционерное общество «Алтайский завод прецизионных изделий» является ведущим российским производителем распылителей и форсунок *для дизельных двигателей.
Производство топливной аппаратуры началось в 1958 году на Алтайском моторном заводе. В 1991 году приказом Министра автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения было создано самостоятельное предприятие ЗАО «АЗПИ».
В 1994 году АЗПИ успешно выходит на мировой рынок – начинаются регулярные поставки малогабаритных распылителей фирме «AMBAC internation» (США).
В
настоящее время завод
С каждым годом номенклатура поставляемой продукции расширяется не менее чем на 10 модификаций.
производственная мощность (штук в год) | |
Распылитель типа DLL…S | 2,5 млн. |
Распылитель типа DLL…P | 0,2 млн. |
Форсунки всех типов | 1,2 млн. |
Ведущая стратегическая цель завода – освоение дизельной аппаратуры нового поколения. Разработка и испытание новейших конструкции форсунок с малогабаритным распылителем и электронной системой управления впрыском позволит снизить расход топлива и обеспечит выполнение жёстких требований и норм ЕВРО-3.
Организационная структура предприятия дана в приложении 1.
В
таблицах 1.- 3 приведена технико-
Таблица 1 - Показатели производства и реализации продукции
Показатели |
Ед. изм. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. план |
1. Производство продукции в действующих ценах, всего | тыс. руб. | 128094 | 132370 | 186562 | 211521 | 319822 |
из них: объём производства новых изделий | тыс. руб. | 67249 | 49603 | 26000 | 11486 | 58855 |
2. Производство продукции в сопост. ценах 2004 г. | тыс. руб | 143187 | 144485 | 205995 | 211521 | 291038 |
3. Затраты отчётного периода, общие по предприятию по всем видам деятельности | тыс. руб. | 108695 | 13134 | 181992 | 245314 | 273209 |
4.Себестоимость
реализованной продукции |
тыс. руб. | 102997 | 124868 | 161830 | 236971 | 273209 |
в
том числе:
4.1.Переменные затраты |
тыс. руб. | 79608 | 96513 | 120881 | 180805 | 227608 |
4. 2. Постоянные затраты | тыс. руб. | 23389 | 28355 | 40849 | 56165 | 48603 |
5. Доля постоянных расходов в себестоимости реализованной продукции | % | 56 | 23 | 25 | 24 | 18 |
6. Себестоимость товарной продукции | тыс. руб | 108695 | 90757 | 181992 | 238242 | 273209 |
7. Затраты на 1 рубль товарной продукции | коп. | 85 | 69 | 98 | 113 | 85 |
Проанализируем затраты. Известно, что предприятию выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат. На изучаемом предприятии доля постоянных расходов в себестоимости реализуемой продукции (определяется как отношение постоянных затрат к себестоимости реализованной продукции, умноженное на 100 %) уменьшается.
Рассчитаем затраты на рубль товарной продукции. Он определяется отношением себестоимости товарной продукции к стоимости произведённой продукции в действующих ценах. В нашем примере: стр.7 / стр.1. (результаты в стр. 8)
Анализируя уровень данного
В таблице 2 даны показатели, характеризующие состояние основных фондов предприятия.
Таблица 2 - Основные производственные фонды
Показатели | Ед. изм. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1. Первоначальная стоимость ОПФ на конец периода | тыс. руб. | 94786 | 94664 | 152710 | 109121 | 129121 |
2. Износ ОПФ на конец года | тыс. руб | 54977 | 56012 | 60845 | 21597 | 24623 |
3. Остаточная стоимость (за вычетом износа ОПФ) | тыс. руб | 39089 | 38652 | 91865 | 87527 | 107798 |
3.1. Среднегодовая стоимость (с учётом износа) ОПФ | тыс. руб | 39809 | 38652 | 91865 | 89696 | 96012 |
4. Фондоотдача | руб. | 3,60 | 3,74 | 2,24 | 2,36 | 3,03 |
5. Полная балансовая стоимость машин и оборудования на конец года | тыс. руб. | 79736 | 79664 | 133251 | 81516 | 99642 |
6. Износ машин и оборудования | тыс. руб. | 54173 | 55315 | 60116 | 21346 | 24358 |
7.
Степень износа машин и |
% | 68 | 69 | 45 | 26 | 24 |
8.Введено
в действие новых машин и оборудования
а) в стоимостном выражении |
тыс. руб |
9978 |
6856 |
52932 |
16446 |
22000 |
б) в натуральном выражении | ед. | 148 | 107 | 181 | 257 | 112 |
Фондоотдача – важнейший обобщающий показатель использования основных производственных фондов. Её величина свидетельствует о том, насколько эффективно используются производственные здания, сооружения, оборудование и т.п. Повышение фондоотдачи – очень важная задача предприятия.
Фондоотдача рассчитывается по формуле:
, где
ВП – это годовой объём выпуска товарной продукции, руб.
ОФ ср. год. – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.
Результаты
расчёта фондоотдачи
Таблица 3 - Показатели численность персонала
Показатели | Ед. изм. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1.Среднесписочная численность ППП | чел. | 1020 | 1053 | 1227 | 1340 | 1450 |
2.Среднесписочная численность основных произв. рабочих | чел. | 373 | 367 | 398 | 474 | 650 |
3. Удельный вес основных произв. рабочих в численности ППП | % | 37 | 35 | 32 | 35 | 45 |
4.Выработка на одного основного рабочего | руб. | 355445 | 393691 | 517576 | 446247 | 447751 |
5. Среднемесячная заработная плата ППП | руб. | 2502 | 3951 | 4522 | 5797 | 5836 |
6. Среднемесячная заработная плата основных произв. рабочих | руб. | 2809 | 3625 | 3727 | 5553 | 5640 |
7. Создано новых рабочих мест | ед. | 252 | 33 | 174 | 113 | 110 |
Определим удельный вес основных производственных рабочих в численности ППП. Он находится как отношение производство продукции в сопост. ценах к среднесписочной численности основных рабочих, умноженное на 100%. (( стр. 1/стр. 2)*100%).
Рассчитаем выработку на одного основного рабочего ( стр.2 таб.1/ стр.2 т.3). Результаты расчёта даны в строке 4, они свидетельствуют о повышении этого показателя.
Таблица 4 - Финансовые результаты
Показатели | ед изм. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 (план) |
1.Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг, всего | тыс. руб. | 118069 | 127445 | 184601 | 215193 | 319822 |
2. Прибыль от реализации | тыс. руб. | 10776 | 9182 | 22871 | -21778 | 34508 |
3. Прибыль до налогооблажения | тыс. руб. | 4122 | -4253 | 9544 | -37364 | 19650 |
|
% | 4 | _ | 6 | _ | 7 |
Из
анализа различных технико-
2.2.Содержание системы управления качеством продукции ЗАО «АЗПИ»
Описание системы менеджмента качества (СМК) АЗПИ, политика в области качества, основные цели и задачи, а также принципы обеспечения качества продукции зафиксированы в Руководстве по качеству.
Информация о работе Системы управления качеством продукции» (на примере ЗАО «АЗПИ»)