Системы управления качеством продукции» (на примере ЗАО «АЗПИ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении систем управления качеством продукции на примере системы управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий и разработке предложений по ее совершенствованию.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
Обосновать необходимость управления качеством продукции в современных условиях.
Изучить эволюцию научной мысли в области качества.
Рассмотреть международные стандарты ИСО 9000:2000 как основу современных систем менеджмента качества.
Дать технико-экономическую характеристику предприятия и раскрыть содержание его системы управления качеством продукции.
Исследовать стратегию предприятия в управлении качеством продукции и провести расчёты эффективности системы управления качеством.
Сделать выводы и привести рекомендации по улучшению системы управления качеством на предприятии.
Объектом исследования в данной работе являются системы управления качеством продукции. Предмет исследования – система управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий.

Содержание

Введение 3
1. Системы управления качеством продукции 5
1.1. Объективная необходимость управления качеством
продукции в современных условиях 5
1.2. Эволюция научной мысли в области управления качеством
продукции 6
1.3.Международные стандарты ИСО серии 9000 как основа
современных систем менеджмента качества 12
2. Анализ системы менеджмента качества ЗАО «АЗПИ» 16
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия. 16
2.2. Содержание систем управления качеством на предприятии 21
3.Стратегия предприятия в управлении качеством продукции 29
3.1. Описание стратегии в управлении качеством ЗАО «АЗПИ» 29
3.2.Экономическая эффективность стратегии предприятия в
управлении качеством продукции 32
4.Предложения по совершенствованию системы
управления качеством на АЗПИ 33
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Тема 15. Системы управления качеством продукции.doc

— 604.00 Кб (Скачать)

      Седьмой принцип – принятие решений на основе  фактов. Для принятия эффективных управленческих решений необходима система показателей, а также эффективные методы сбора, представления и обработки данных.

      Восьмой принцип – создание взаимовыгодных отношений с поставщиками. Этот принцип подразумевает следующее: в современном деловом мире поставщики и потребители должны восприниматься не как противоположные стороны, а как партнёры, чьи процессы взаимно дополняются друг друга. Поэтому отношения нужно строить на взаимовыгодной основе, уважая ценности и интересы каждой из сторон.

      Таким образом, принципы, изложенные в международном  стандарте ИСО 9000:2000(R) могут являться основой системы качества любого предприятия, так как они вобрали  в себя все прогрессивные идеи последних лет и явились самой высокой ступенью в эволюции управления качеством.

      В основе системы менеджмента качества изучаемого в данной работе предприятия также лежат восемь принципов, изложенных в международном стандарте ИСО серии 9000:2000 ( или гармонизированный - ГОСТ Р ИСО 9000:2001).

    2. Анализ системы  менеджмента качества  ЗАО «АЗПИ» 

    2.1 Технико-экономическая  характеристика ЗАО  АЗПИ. Содержание  системы управления качеством продукции.

     Закрытое  акционерное общество «Алтайский завод  прецизионных изделий» является ведущим российским производителем распылителей и форсунок *для дизельных двигателей.

     Производство  топливной аппаратуры началось в 1958 году на Алтайском моторном заводе. В 1991 году приказом Министра автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения было создано самостоятельное предприятие ЗАО «АЗПИ».

     В 1994 году АЗПИ успешно выходит на мировой рынок – начинаются регулярные поставки малогабаритных распылителей фирме «AMBAC internation» (США).

     В настоящее время завод изготавливает  распылители и форсунки к автомобильным, тракторным, комбайновым и другим двигателям, производимым в России и странах СНГ. Среди потребителей продукции АЗПИ такие крупные предприятия, как АМО «ЗИЛ», ПО «Минский моторный завод», ОАО ЯЗТА, ОАО ПО «АМЗ»,  американские компании: «AMBAC internation», « Hercules Engines Co», а также ряд фирм Иордании и Пакистана.

     С каждым годом номенклатура поставляемой продукции расширяется не менее чем на 10 модификаций.

    производственная  мощность (штук в год)  
    Распылитель типа DLL…S 2,5 млн.
    Распылитель типа DLL…P 0,2 млн.
    Форсунки  всех типов 1,2 млн.
 

     Ведущая стратегическая цель завода – освоение дизельной аппаратуры нового поколения. Разработка и испытание новейших конструкции форсунок с малогабаритным распылителем и электронной системой управления впрыском позволит снизить расход топлива и обеспечит выполнение жёстких требований и норм ЕВРО-3.

     Организационная структура предприятия дана в  приложении 1.

     В таблицах 1.- 3 приведена технико-экономическая  характеристика предприятия за 2001 – 2005 гг.

Таблица 1 - Показатели производства и реализации продукции

Показатели
Ед. изм. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. план
1. Производство продукции в действующих ценах, всего тыс. руб. 128094 132370 186562 211521 319822
   из них: объём производства новых изделий тыс. руб. 67249 49603 26000 11486 58855
2. Производство продукции в сопост. ценах 2004 г. тыс. руб 143187 144485 205995 211521 291038
3. Затраты отчётного периода, общие по предприятию по всем видам деятельности тыс. руб. 108695 13134 181992 245314 273209
4.Себестоимость  реализованной продукции 
тыс. руб. 102997 124868 161830 236971 273209
в том числе:

4.1.Переменные  затраты

тыс. руб. 79608 96513 120881 180805 227608
4. 2. Постоянные затраты тыс. руб. 23389 28355 40849 56165 48603
5. Доля постоянных расходов в себестоимости реализованной продукции % 56 23 25 24 18
6. Себестоимость товарной продукции тыс. руб 108695 90757 181992 238242 273209
7. Затраты на 1 рубль товарной продукции коп. 85 69 98 113 85
 

     Проанализируем  затраты. Известно, что предприятию выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат. На изучаемом предприятии доля постоянных расходов в себестоимости реализуемой продукции (определяется как отношение постоянных затрат к себестоимости реализованной продукции, умноженное на 100 %) уменьшается.

     Рассчитаем  затраты на рубль товарной продукции. Он определяется отношением себестоимости товарной продукции к стоимости произведённой продукции в действующих ценах. В нашем примере:  стр.7 / стр.1. (результаты в стр. 8)

       Анализируя уровень данного показателя  за изучаемый период можно сделать следующий вывод: в 2002 г. этот показатель был самым минимальным, а в 2004 г. этот показатель превысил 1, т.е. производство в этот год был убыточным. К 2005 г. ситуация улучшается и показателей затрат на рубль произведённой продукции выходит на уровень 2001 г.

     В таблице 2 даны показатели, характеризующие  состояние основных фондов предприятия.

Таблица 2 - Основные производственные фонды

Показатели Ед. изм. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
1. Первоначальная стоимость ОПФ на конец периода тыс. руб. 94786 94664 152710 109121 129121
2.  Износ ОПФ на конец года тыс. руб 54977 56012 60845 21597 24623
3. Остаточная стоимость  (за вычетом износа ОПФ)  тыс. руб 39089 38652 91865 87527 107798
3.1. Среднегодовая стоимость (с учётом износа) ОПФ тыс. руб 39809 38652 91865 89696 96012
4. Фондоотдача  руб. 3,60 3,74 2,24 2,36 3,03
5. Полная балансовая стоимость машин и оборудования на конец года тыс. руб. 79736 79664 133251 81516 99642
6. Износ машин и оборудования тыс. руб. 54173 55315 60116 21346 24358
7. Степень износа машин и оборудования % 68 69 45 26 24
8.Введено  в действие новых машин и оборудования

а) в  стоимостном выражении

 
 
тыс. руб
 
 
9978
 
 
6856
 
 
52932
 
 
16446
 
 
22000
б) в натуральном выражении ед. 148 107 181 257 112

     Фондоотдача – важнейший обобщающий показатель использования основных производственных фондов. Её величина свидетельствует о том, насколько эффективно используются производственные здания, сооружения, оборудование и т.п. Повышение фондоотдачи – очень важная задача предприятия.

     Фондоотдача рассчитывается по формуле:

      , где 

     ВП  – это годовой объём выпуска  товарной продукции, руб.

     ОФ  ср. год. – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.

     Результаты  расчёта фондоотдачи рассматриваемого предприятия даны в таблице 2. в  стр .4. (стр. 2 из таблицы 1/стр. 3.1). Они  показывают, что 2003 и 2004 гг. показатель фондоотдачи падал, а к 2005 г. он немного  увеличился. Способствовать повышению  этого показателя может увеличение производительности оборудования в результате технического перевооружения, улучшение использования времени и мощностей.

Таблица 3 - Показатели численность персонала

Показатели Ед. изм. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
1.Среднесписочная  численность ППП чел. 1020 1053 1227 1340 1450
2.Среднесписочная  численность основных произв. рабочих чел. 373 367 398 474 650
3. Удельный вес основных произв. рабочих в численности ППП % 37 35 32 35 45
4.Выработка  на одного основного рабочего руб. 355445 393691 517576 446247 447751
5. Среднемесячная заработная плата ППП руб. 2502 3951 4522 5797 5836
6. Среднемесячная заработная плата основных произв. рабочих руб. 2809 3625 3727 5553 5640
7. Создано новых рабочих мест ед. 252 33 174 113 110

      

     Определим удельный вес основных производственных рабочих в численности ППП. Он находится как отношение производство продукции в сопост. ценах к среднесписочной численности основных рабочих, умноженное на 100%. (( стр. 1/стр. 2)*100%).

     Рассчитаем  выработку на одного основного рабочего  ( стр.2 таб.1/ стр.2 т.3). Результаты расчёта  даны в строке 4, они свидетельствуют  о повышении этого показателя.

Таблица 4 - Финансовые результаты

Показатели ед изм. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 (план)
1.Выручка  (нетто) от продажи товаров, работ, услуг, всего тыс. руб. 118069 127445 184601 215193 319822
2. Прибыль от реализации тыс. руб. 10776 9182 22871 -21778 34508
3. Прибыль до налогооблажения тыс. руб. 4122 -4253 9544 -37364 19650
  1. Рентабельность продаж
(стр.3/(с..1–с..2)*100
% 4    _ 6 _ 7
 

     Из  анализа различных технико-экономических  показателей можно сделать вывод о том, что 2004 г. был очень тяжёлым для предприятия, что связано с переездом на новые площади. Однако к 2005 г. ситуация нормализуется.

2.2.Содержание  системы управления  качеством продукции  ЗАО «АЗПИ»

     Описание  системы менеджмента качества (СМК) АЗПИ, политика в области качества, основные цели и задачи, а также принципы обеспечения качества продукции зафиксированы в Руководстве по качеству.

Информация о работе Системы управления качеством продукции» (на примере ЗАО «АЗПИ»)