Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:14, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении систем управления качеством продукции на примере системы управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий и разработке предложений по ее совершенствованию.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
Обосновать необходимость управления качеством продукции в современных условиях.
Изучить эволюцию научной мысли в области качества.
Рассмотреть международные стандарты ИСО 9000:2000 как основу современных систем менеджмента качества.
Дать технико-экономическую характеристику предприятия и раскрыть содержание его системы управления качеством продукции.
Исследовать стратегию предприятия в управлении качеством продукции и провести расчёты эффективности системы управления качеством.
Сделать выводы и привести рекомендации по улучшению системы управления качеством на предприятии.
Объектом исследования в данной работе являются системы управления качеством продукции. Предмет исследования – система управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий.
Введение 3
1. Системы управления качеством продукции 5
1.1. Объективная необходимость управления качеством
продукции в современных условиях 5
1.2. Эволюция научной мысли в области управления качеством
продукции 6
1.3.Международные стандарты ИСО серии 9000 как основа
современных систем менеджмента качества 12
2. Анализ системы менеджмента качества ЗАО «АЗПИ» 16
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия. 16
2.2. Содержание систем управления качеством на предприятии 21
3.Стратегия предприятия в управлении качеством продукции 29
3.1. Описание стратегии в управлении качеством ЗАО «АЗПИ» 29
3.2.Экономическая эффективность стратегии предприятия в
управлении качеством продукции 32
4.Предложения по совершенствованию системы
управления качеством на АЗПИ 33
Заключение 36
Список литературы 38
Руководство по качеству разработано в соответствии с требованиями международных и национальных стандартов (ГОСТ Р ИСО серии 9000, указания МС ИСО 10013).
В главе 4. Система менеджмента качества данного Руководства подчёркивается, что система качества предприятия основана на восьми принципах менеджмента качества, установленных в ГОСТ Р ИСО 9000:2001:
В соответствии с процессным подходом на предприятии определены и описаны основные процессы СМК. Они представлены в виде четырёх базовых процессов:
«Ответственность руководства» - включает деятельность по реализации функций высшего руководства; (Подробно этот процесс описывается в главе 5 Руководства)
«Менеджмент ресурсов» - включает процессы и деятельность по обеспечению ресурсами (персоналом, инфраструктурой, производственной средой, финансовыми ресурсами);
«Бизнес-процесс» - включает процессы жизненного цикла продукции;
«Измерение и улучшение» - включает процессы контроля, мониторинга и управления с целью улучшения деятельности.
Однако, наряду с базовыми процессами, на предприятии выделены подпроцессы, требующие постоянного управления. Схема взаимодействия процессов в системе менеджмента качества АЗПИ представлена на рисунке 2.
Обозначение этих процессов:
М – Процессы менеджмента;
Б – Бизнес - процессы (процессы жизненного цикла продукции)
О – Обеспечивающие процессы.
Эта схема наглядно показывает, что
1) все процессы в системе менеджмента качества тесно взаимосвязаны;
2) все бизнес – процессы, начиная с проектирования и разработки новой продукции (Б1) и заканчивая реализацией готовой продукции (Б9) и послепродажным обслуживанием (Б10) напрямую зависят от требований потребителей;
3) огромное
значение играет обратная связь.
Со стадии измерения и анализа (процесс
Б8) данные о качестве передаются либо
на процесс М3 – менеджмент ресурсов, либо
на процессы М1, М2 – планирование СМК и
анализ функционирования СМК, либо на
процессы М4 – М9 (в зависимости от полученной
информации).
Перечень процессов (подпроцессов) СМК АЗПИ:
М1 Планирование системы менеджмента качества (СМК). Сертификация систем качества;
М2 Анализ функционирования СМК;
М3 – Управление хозяйственной деятельностью (Менеджмент ресурсов)
М4 – Действия с несоответствующей продукцией
М5 – Управление персоналом
М6 – Управление документацией СК
М7 – Корректирующие и предупреждающие действия
М8 – Внутренний аудит
М9 – Управление записями по качеству
Б1 – Проектирование и разработка новой продукции
Б2 – Постановка новой продукции на производство
Б3 – Управление подготовкой и средствами производства
Б4 – Планирование производства и изготовление продукции
Б5 – Технологическое обеспечение производства
Б6 – Санитарная обработка (спецпроцесс)
Б7 – Термообработка (спецпроцесс)
Б8 – Измерение, анализ и улучшение
Б9 – Реализация готовой продукции
Б10 – Послепродажное обслуживание
О1 – Управление закупками
О2 – Управление СИ и ИО
О3
– Определение
Подробное описание этих процессов с указанием объектов входа и выхода, критериев и показателей результативности, а также необходимых ресурсов изложены в соответствующих разделах Руководства по качеству. Схема планирования системы качества на предприятии дана в приложении 2.
Рассмотрим
для примера процесс М4 – действия
с несоответствующей
Аналогичная процедура проверки качества применяется к готовой продукции, выпускаемой предприятием. Изделия с исправимым браком дорабатываются. Неисправимый брак изолируется в изоляторе брака и утилизируется.
Рассмотрим особенности управления качеством на данном предприятии. Она состоит в поэтапном переходе от контроля качества продукции к статистическому управлению процессами.
Если раньше на предприятии был отдел технического контроля, в котором работало около 20 -30 контролёров, которые производили проверку продукции, то в настоящее время ситуация изменилась. Сейчас на предприятии нет необходимости держать такой большой штат сотрудников отдела технического контроля, потому что за стабильностью процесса следят сами рабочие, используя простые и понятные методики и инструменты.
«Статистическое управление процессами – это использование статистических методов с целью поддержать процесс в стабильном состоянии и таким образом обеспечить повторяемость его результатов».[№ 18, с.36] Основные инструменты статистического управления качеством – гистограмма и контрольные карты.
«Контрольные карты - это представление полученных данных в виде графика в порядке поступления в ходе технологического процесса во времени.» [№ 7, с 18 ] Пример контрольных карт с нормальным ходом процесса и с отклонением приведён на рисунках 3 и 4.
рис. 3 Карта контроля технологического процесса. Нормальный ход процесса
(все точки
в пределах допустимых
Рис. 4. Карта контроля технологического процесса. Отклонение процесса.
Контрольные карты необходимы для обнаружения проблемы в момент её появления в реальном времени. Они позволяют контролировать текущие рабочие характеристики процесса и показывают отклонения от стандарта, целевого или среднего значения, а также уровень статистического контроля процесса в течение определенного времени. Их можно использовать для изучения возможностей процесса, чтобы помочь определить достижимые цели качества и выявить изменения средних характеристик и изменчивость процесса, которые требуют корректирующего действия.
Такие карты на АЗПИ находятся у каждого станка. Рабочий в течение рабочего дня производит необходимые измерения, с помощью простых мерительных инструментов. Затем он делает отметки на контрольной карте в области между двумя границами - верхней и нижней (в нашем примере две верхних и две нижних границы; если точки попадают в первые от середины границы, то исправление брака возможно, если же во вторые – неисправимый брак) , эти точки затем соединяются прямыми и получается график. По этому графику наладчик может легко определить необходима ли наладка данного станка, а инженер – в каком состоянии находится процесс (стабильный, неуправляемый и т.д.)
Пример контрольной карты, используемой на АЗПИ, приведён в приложении 3.
Таким образом, внедрение статистического управления процессами с помощью контрольных карт является важной особенностью системы качества АЗПИ. Оно способствует лучшему контролю процесса производства, снижению уровня дефектов и ошибок, улучшению качества, тем самым понижая затраты, что в конечном итоге способствует повышению прибыли.
Улучшение системы менеджмента качества АЗПИ
Улучшение
системы менеджмента
«Действия по улучшению включают:
Деятельность по постоянную улучшению отражена в реализации Комплексного плана «Организационно-технических мероприятий по качеству, расширению выпуска, повышению эффективности производства и социально-экономическому развитию», который включает разделы по:
Таким
образом, система менеджмента качества
на изучаемом предприятии основана
на современных принципах и подходах,
использует прогрессивные идеи в области
управления качеством. Однако, руководство
предприятием не останавливается на достигнутых
результатах и стремиться постоянно улучшать
систему качества, чтобы соответствовать
требованиям международным стандартов
и наилучшим образом удовлетворять требованиям
потребителей.
3.Стратегия
предприятия в
управлении качеством
продукции.
3.1. Описание стратегии в управлении качеством ЗАО «АЗПИ»
Стратегическими целями ЗАО «АЗПИ» в области качества на 2005 – 2007 гг. являются:
Показатель
PPM – это количество дефектных
изделий на миллион. Это один из важнейших
показателей эффективности
Информация о работе Системы управления качеством продукции» (на примере ЗАО «АЗПИ»)