Системы управления качеством продукции» (на примере ЗАО «АЗПИ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении систем управления качеством продукции на примере системы управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий и разработке предложений по ее совершенствованию.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
Обосновать необходимость управления качеством продукции в современных условиях.
Изучить эволюцию научной мысли в области качества.
Рассмотреть международные стандарты ИСО 9000:2000 как основу современных систем менеджмента качества.
Дать технико-экономическую характеристику предприятия и раскрыть содержание его системы управления качеством продукции.
Исследовать стратегию предприятия в управлении качеством продукции и провести расчёты эффективности системы управления качеством.
Сделать выводы и привести рекомендации по улучшению системы управления качеством на предприятии.
Объектом исследования в данной работе являются системы управления качеством продукции. Предмет исследования – система управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий.

Содержание

Введение 3
1. Системы управления качеством продукции 5
1.1. Объективная необходимость управления качеством
продукции в современных условиях 5
1.2. Эволюция научной мысли в области управления качеством
продукции 6
1.3.Международные стандарты ИСО серии 9000 как основа
современных систем менеджмента качества 12
2. Анализ системы менеджмента качества ЗАО «АЗПИ» 16
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия. 16
2.2. Содержание систем управления качеством на предприятии 21
3.Стратегия предприятия в управлении качеством продукции 29
3.1. Описание стратегии в управлении качеством ЗАО «АЗПИ» 29
3.2.Экономическая эффективность стратегии предприятия в
управлении качеством продукции 32
4.Предложения по совершенствованию системы
управления качеством на АЗПИ 33
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Тема 15. Системы управления качеством продукции.doc

— 604.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и  науки Российской Федерации

    Федеральное агентство по образованию

    Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал  в г. Барнауле 

Факультет Кафедра  Экономики,
Менеджмента и маркетинга менеджмента и  маркетинга

    Курсовая  работа

по  дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» 

на  тему № 15«Системы управления качеством продукции»

(на  примере ЗАО «АЗПИ») 
 
 
 

Студент(ка)      Иванова Ольга Ивановна

 

Специальность      _____________________ 

№ личного  дела      08ММДХХХХ 

Образование       Первое высшее 

Группа        _______________ 

                Преподаватель Мищенко И.И. – к.э.н, профессор кафедры экономики, менеджмента и маркетинга филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле

Барнаул 2005
 
 

Содержание

Введение                     3

  1. Системы управления качеством продукции     5
    1. Объективная необходимость управления качеством

    продукции в современных условиях      5

    1.2. Эволюция  научной мысли в области управления  качеством

      продукции          6

    1.3.Международные  стандарты ИСО серии 9000 как основа

    современных систем менеджмента качества     12 

  1. Анализ  системы менеджмента качества ЗАО  «АЗПИ»   16
    1. Технико-экономическая характеристика предприятия.   16
    2. Содержание систем управления качеством на предприятии 21
 

3.Стратегия предприятия в управлении качеством продукции            29

3.1. Описание  стратегии в управлении качеством  ЗАО «АЗПИ» 29

3.2.Экономическая  эффективность стратегии предприятия  в

 управлении  качеством продукции      32 

4.Предложения по совершенствованию системы

управления качеством на АЗПИ       33

     Заключение         36

     Список  литературы        38

     Приложения         40 
 
 

    Введение

     Проблемы  качества в последнее время приобретают  всё большее значение. Это связано с тем, что успех предприятия в рыночной экономике определяется уровнем конкурентоспособности его продукции. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причём уровень качества постепенно выходит на первое место.

     Качество  продукции в настоящее время – это важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством предприятия. От того, насколько эффективна эта система зависит успех всего предприятия в целом. В настоящее время очень много уделяется внимания сертификации систем качества. И это неслучайно. Сертифицированная система менеджмента качества является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Именно поэтому многие предприятия-покупатели, прежде чем заключить договор на покупку продукции требуют от продавца сертификат на систему качества. И только при его наличии соглашаются на сделку. Таким образом, сертификат на систему качества позволяет предприятию сохранить конкурентные преимущества на рынке. Из всего вышесказанного следует, что актуальность данной темы не вызывает сомнения.

     Цель  данной работы заключается в изучении систем управления качеством продукции на примере системы управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий и разработке предложений по ее совершенствованию.

     В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

  1. Обосновать необходимость управления качеством продукции в современных условиях.
  2. Изучить эволюцию научной мысли в области качества.
  3. Рассмотреть международные стандарты ИСО 9000:2000 как основу современных систем менеджмента качества.
  4. Дать технико-экономическую характеристику предприятия и раскрыть содержание его системы управления качеством продукции.
  5. Исследовать стратегию предприятия в управлении качеством продукции и провести расчёты эффективности  системы управления качеством.
  6. Сделать выводы и привести рекомендации по улучшению системы управления качеством на предприятии.

      Объектом исследования в данной работе являются системы управления качеством продукции. Предмет исследования – система управления качеством Алтайского завода прецизионных изделий.

     В курсовой работе были проанализированы  данные  предприятия  за 2001 – 2005 гг. Изучение данного предприятия проводилось на основе следующих материалов: технико-экономической характеристики АЗПИ за 2001-2005 гг, стандарта предприятия, руководства по качеству, а также утверждённой политики ЗАО «АЗПИ». Были также использованы материалы с сайта АЗПИ.

     Теоретической основой курсовой работы являются учебная и научная литература, сборники статей и справочных материалов, периодические издания.

     Информационной  базой послужили: первичная отчетность АЗПИ, практическое руководство к применению статистических методов при производстве продукции, а также стандарт ИСО серии 9000:2000 ( R ).

     В ходе написания курсовой работы использовались программные средства MS Word 2000, MS Equation 3.0.  
 
 
 

 

  1. Системы управления качеством  продукции
 

1.1. Объективная необходимость управления качеством в современных  условиях

     Понятие «качество» в условиях командно-административной экономики и рыночной экономики сильно отличается.

     В условиях командно-административной экономики  качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя. Потребитель и производитель в рыночной экономике сами находят друг друга на рынке, мотивация их деятельности основана на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Являясь главной фигурой, потребитель определяет направления развития производства, покупая товары и услуги в соответствии с собственными желаниями.

     Именно  в соответствии с таким подходом под качеством понимается «совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением»[№ 12, с. 406]

     Качество  продукции – важнейшая составляющая эффективности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. В обеспечении качества должен принимать участие весь персонал предприятия, начиная от директора и заканчивая конкретными исполнителями. Т.е. должна существовать система качества продукции, представляющей собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для управления качеством.

      В соответствии со стандартом ИСО 9000:2000 (R) менеджмент качества представляет собой  «скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству»[ № 4, с.14].

      В этом же стандарте подчёркивается, что системы менеджмента качества  играют важную роль в повышении удовлетворенности потребителей.

      «Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности  и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией. В любом случае приемлемость продукции, в конечном счете, устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию и процессы.

     Таким образом, сертифицированная система  менеджмента качества является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет предприятию сохранить конкурентные преимущества на рынке. Появление сертификата на системы качества обусловлено эволюцией подходов к управлению качеством. Подробнее об эволюции работ по обеспечению качества, которая привела к осознанию необходимости сертификации систем качества и разработке международных стандартов в области качества написано в пункте 1.2. 

    1.2. Эволюция научной  мысли в области  управления качеством 

    продукции

     Анализ  эволюции научной мысли и практических работ по обеспечению качества необходим для выявления недостатков прошлого опыта, он позволит  расширить наше представление о подходах и путях решения задач в этой области на современном этапе. Этапы эволюции научной мысли в области качества не отделяются друг от друга строгими границами и носят достаточно условный характер. Вместе с тем каждый из них имеет свою логику и закономерности развития. Выделяют  шесть основных исторических этапов в изучении обеспечения качества продукции на уровне промышленных предприятий: индивидуальный контроль качества, цеховой,  приёмочный контроль качества, статистический контроль качества, комплексное управление качеством и обеспечение качества на основе стандартов ИСО серии 9000.

      "При  индивидуальном контроле качества, действовавшем в производстве до конца XIX в., один работник или небольшая группа работников несли ответственность за изготовление всего изделия, и, следовательно, каждый работник мог полностью контролировать качество результата своего индивидуального труда, обеспечивая  тем самым качество изделия. При этом каждому, кто был занят на тех или иных производственных операциях, нужно было выполнять работу, определяемую заданной моделью (чертежом, рисунком, шаблоном и т. п.). Принцип работы на основе модели означал собой переход от ремесленнического этапа производства к индустриальному, на котором качество определялось уже не только талантом, мастерством и умением работника, но и его способностью сопоставлять конкретные результаты своей работы с заданной моделью» [№ 10, с.26].

      В 70-х гг. XIX в. возникла идея стандартного качества – изделия собирались не из подогнанных друг к другу деталей, а из деталей, случайно выбранных из партий, т.е. взаимозаменяемых. Г. Форд применил сборочный конвейер и перевёл входной контроль комплектующих из сборки в те производства, где они изготавливались.

      В начале ХХ в. бурно развивается промышленное производство и происходит углубление внутрипроизводственного разделения труда.  Это приводит к появлению цехового контроля качества. Для него характерно распределение функций и ответственности за качество, как между отдельными рабочими, так и цеховым руководителем или мастером. Цеховой мастер определял общие требования к качеству продукции и нес ответственность за качество выполненной цехом работы. Уже при своем зарождении цеховой контроль стал опираться на принципы научного менеджмента, разработанные известным американским специалистом Ф. Тейлором (1856 — 1915 гг.). В соответствии с этими принципами при контроле использовались два предела допустимого качества. В чертежи вводились нижняя и верхняя границы допуска интервалов, а у шаблонов появились два типа калибров: пропускные и непропускные.

      Контроль  осуществлялся специалистами (инспекторами). Вся продукция делилась на годную и дефектную — в зависимости от попадания значения показателя в допуск.

      Тейлор  разработал принципы, ставшие основой  менеджмента первой половины XX века:

    • чёткое и ясное задание;
    • чёткий и бескомпромиссный контроль за его выполнением;
    • чёткая и жесткая экономическая и административная ответственность за ошибки (штрафы, понижения в должности).

      Накануне  второй мировой войны развитие массового производства, рост промышленных предприятий и увеличение объемов выпускаемой продукции привели к обособлению технического контроля от производственных операций, к его организационному оформлению в самостоятельный профессиональный вид деятельности. На промышленных предприятиях стали создаваться самостоятельные службы технического контроля со штатными контролёрами во главе с начальником, который обычно подчинялся руководителю предприятия . Это положило начало этапу приемочного контроля качества (контроля качества при приемке продукции).

      В 20-е гг. XX в. зарождается новый этап в управлении качеством получивший название «статистический контроль качества».

Информация о работе Системы управления качеством продукции» (на примере ЗАО «АЗПИ»)