Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:17, курсовая работа
В настоящее время проблема риска в предпринимательской деятельности особо актуальна, ведь в условиях современной российской экономики с все более и более устанавливающейся экономической средой в предпринимательскую деятельность вносятся дополнительные элементы неопределенности, что расширяет зоны рисковых ситуаций. В этих условиях возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает и степень предпринимательского риска.
В работе, рассматривается сущность предпринимательского риска, виды риска, которые могут возникать при проведении предпринимательской деятельности, и способы, с помощью которых данные риски можно преодолеть.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Риски как неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности
1.1 Предпринимательский риск: понятие и факторы его возникновения…………6
1.2 Условия возникновения предпринимательского риска………………………..10
1.3 Функции предпринимательских рисков…………………………………………11
1.4 Классификация предпринимательских рисков…………………………………..13
1.4.1 Политический риск
1.4.2 Технический риск.
1.4.3 Производственный риск.
1.4.4 Коммерческий риск.
1.4.5 Финансовый риск.
1.4.6. Отраслевой риск.
1.4.7 Инновационный риск.
2. Прогнозирование и оценка предпринимательских рисков
2.1 Источники выявления риска………………………………………………………….24
2.2 Методы оценки предпринимательского риска………………………………………27
3. Система управления рисками в предпринимательской деятельности
3.1. Задачи и процесс управления рисками………………………………………………28
3.2 Способы снижения степени предпринимательского риска………………………….30
Заключение……………………………………………………………………………………37
Список литературы…………………………
Система управления представляет собой сложный механизм воздействия управляющей системы на управляемую с целью получения желаемого результата. Таким образом, управление риском как система состоит из двух подсистем:
Управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).
В системе управления риском объектом управления являются риск, рисковые вложения капитала, экономические отношения между хозяйствующими подразделениями в процессе реализации риска.
Субъектом управления в системе управления риском является специальная группа людей (руководитель, финансовый менеджер, менеджер по риску и другие), которая посредством различных приемов и способов управления осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.
Систему управления риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий. На систему управления риском оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы.
Внешними факторами системы управления риском являются:
нормативная база в сфере регулирования риска (нормативы, методики, рекомендации, стандарты бухгалтерского учета и т.п.);
макроэкономические факторы;
зарубежный опыт управления риском.
Наиболее характерными чертами внешней среды является динамичность многообразие и интегрированность.
Динамичность предполагает быструю изменчивость внешней среды. Задача - создавать адаптивные системы управления риском, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а меняются вместе с ней.
Следующая характерная черта внешней
среды - многообразие. Современная организация
взаимодействует с огромным числом различных
объектов - акционерами, клиентами, партнерами,
Центральным банком, органами власти,
конкурентами и т.д. Все это многообразие
усугубляется еще и тем, что все объекты
связаны между собой множеством нитей
- экономических, информационных, политических,
административных, постоянно влияют друг
на друга, то есть внешняя среда интегрирована.
Следователыю, изменение взаимодействия организации с любым из этих объектов влечет за собой изменение отношений и с остальными.
Внутренние факторы системы управления риском включают:
специфику деятельности организации, его политику, стратегию и тактику,
организационную структуру,
квалификацию персонала.
Основными чертами внутренней среды являются:
стремление к выживанию,
постоянное изменение, развитие, направленное на приспособление к внешней среде,
совершенствование,
наличие целостности, единого предназначения для всех элементов.
Как система управления, управление риском предполагает осуществление ряда процессов и действий, которые представляют собой элементы системы управления риском. К ним можно отнести:
идентификацию и локализацию риска;
анализ и оценку риска;
способы минимизации и предотвращения риска;
мониторинг рисковых позиций.
3.2 Способы снижения степени предпринимательского риска.
Процесс непосредственного воздействия на риск представлен тремя способами: снижением, сохранением и передачей риска.
Снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Чаще всего оно осуществляется при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств и т.д.
Для снижения степени финансового риска применяются различные способы:
- диверсификация;
- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
- лимитирование;
- страхование (в том числе хеджирование) и др.
1. Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.
Инвестор иногда принимает решения, когда результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. “Неопределённость внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределенней, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать её высоко надежной. Естественно, что если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром. Информация является очень ценным товаром, за который инвестор готов платить большие деньги, а раз так, то вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства, последнее носит название эккаутинг. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Кроме того есть возможность уменьшить риск с помощью хеджирования (в переводе - ограждение от потерь) Эта форма страхования у нас практически не известна. К примеру, фирмы, специализирующиеся на обработке сырья, страхуют прогнозируемый уровень доходов передачей риска другой стороне, используя хеджирование.
Встречаются и другие разновидности хеджирования. Бизнесмены могут застраховаться от колебаний цен путем заключения контрактов «с условным требованием» (долгосрочных соглашений между покупателями и поставщиками), в которых указываются количество и цены на продаваемые товары или услуги. Продавец и покупатель получают от таких контрактов взаимную выгоду.
Кроме того, в США распространен перевод части финансового риска при дорогостоящих наукоемких разработках на другие компании, которые в случае неудачи всего проекта возьмут на себя часть финансовых потерь (венчурные или рисковые компании).
Кроме этого существует множество путей минимизации риска, такие как: контроль за качеством производимой продукции или оказываемых услуг; тщательный подбор персонала предприятия; проверка контрагентов; правильное оформление заключаемых хозяйственных договоров и т.п.
Сохранение риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотренна (т.е. риск без финансирования). Предприятие может создать специальные резервные фонды (фонды самострахования или резерв риска), из которых будет производитьсякомпенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Например, крупной корпорации нецелесообразно через страховую компанию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. Так, транснациональные нефтяные компании, владеющие несколькими сотнями танкеров, практикуют самостраховку. Расчет очень простой и логичный: потеря одного танкера в год, что маловероятно, обойдется компании дешевле, чем плата страховых взносов за все танкеры. К недостаткам самострахования следует отнести дополнительные организационные затраты, недооценку уровня возможного риска, воздействие инфляции на фонд риска.
К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и т. д.
Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а так же различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.
3. Страхование :
Каждое
стихийное бедствие и несчастный
случай рассматриваются как опасность,
затрагивающая предметы труда, в
связи с чем возникает
Страхование
предпринимательских рисков представляет
собой отношение по защите имущественных
интересов физических и юридических
лиц при наступлении
во-первых,
страховые имущества и
во-вторых, страхование грузопотоков;
в-третьих, страхование ответственности, которая включает в себя общегражданскую ответственность (риск загрязнения окружающей среды) и ответственность работодателя перед работниками.
Договор
страхования является соглашением
между страхователем и
К внутренним недостаткам
Основная проблема страхования заключается в том, что практически никогда оно (страхование) не может обеспечить полную компенсацию всех убытков.
В некоторых случаях, если величина риска очень велика, то предприниматель может избежать риска. Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском.
Заключительным этапом управления риском является контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д.
Но для того, чтобы наиболее эффективно управлять рисками на предприятии должна быть введена должность “менеджера по риску” или, как его еще называют, риск - менеджера. Он должен знать, как уменьшить степень вероятного риска до наиболее низкого возможного уровня, одновременно обеспечив достижение заданных уровней рентабельности. Кроме того, он должен предусмотреть возможность уменьшения негативных последствий риска даже в случае самых неблагоприятных для фирмы событий.
Информация о работе Система управления рисками в предпринимательской деятельности