Система управления рисками в предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема риска в предпринимательской деятельности особо актуальна, ведь в условиях современной российской экономики с все более и более устанавливающейся экономической средой в предпринимательскую деятельность вносятся дополнительные элементы неопределенности, что расширяет зоны рисковых ситуаций. В этих условиях возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает и степень предпринимательского риска.
В работе, рассматривается сущность предпринимательского риска, виды риска, которые могут возникать при проведении предпринимательской деятельности, и способы, с помощью которых данные риски можно преодолеть.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Риски как неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности
1.1 Предпринимательский риск: понятие и факторы его возникновения…………6
1.2 Условия возникновения предпринимательского риска………………………..10
1.3 Функции предпринимательских рисков…………………………………………11
1.4 Классификация предпринимательских рисков…………………………………..13
1.4.1 Политический риск
1.4.2 Технический риск.
1.4.3 Производственный риск.
1.4.4 Коммерческий риск.
1.4.5 Финансовый риск.
1.4.6. Отраслевой риск.
1.4.7 Инновационный риск.
2. Прогнозирование и оценка предпринимательских рисков
2.1 Источники выявления риска………………………………………………………….24
2.2 Методы оценки предпринимательского риска………………………………………27
3. Система управления рисками в предпринимательской деятельности
3.1. Задачи и процесс управления рисками………………………………………………28
3.2 Способы снижения степени предпринимательского риска………………………….30
Заключение……………………………………………………………………………………37
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

курсач сам.docx

— 127.08 Кб (Скачать)

      - при производстве нового товара  или услуги при помощи новой  техники и технологии. В данной  ситуации инновационный риск  включает в себя: риск того, что  новый товар или услуга может  не найти покупателя; риск несоответствия  нового оборудования и технологии  необходимым требованиям для  производства нового товара или  услуги; риск невозможности продажи  созданного оборудования, так как  оно не подходит для производства  иной продукции, в случае неудачи.  

      2. Прогнозирование  и оценка предпринимательских  рисков

      2.1 Источники выявления  риска.

      Как экономическая категория любая  рисковая операция может иметь три  результата: отрицательный — это  проигрыш, ущерб, убыток; нулевой и  положительный, что означает выигрыш, выгоду, прибыль. Уровень риска зависит  от многих факторов, в том числе  от создания и функционирования организационно-правовых форм субъектов предпринимательской  деятельности, размера компании (фирмы, корпорации), предмета их деятельности и т.д.

      Для принятия оптимального решения по управлению риском важно иметь четкую информацию о том, какой объект подвергается риску. Прежде чем оценить риск и  принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Данный процесс называется выявлением риска  и включает два основных этапа:

      1)  сбор информации о структуре объекта риска;

      2)  выявление опасностей или инцидентов.

        Опасность является одним из факторов риска, но не единственным. Риск представляет собой наступление определенного события. Каждое неблагоприятное событие обладает такими свойствами, как вероятность наступления, частота наступления и ущерб, выражаемый в натуральном или стоимостном выражении. Ущерб — это ухудшение или потеря свойств объекта. В качестве объекта, обладающего риском, могут выступать: человек (персонал, руководитель предприятия, население), имущество (различные объекты, информация, нематериальные активы) и имущественный интерес (прибыльность, рентабельность, финансовая устойчивость). Риск определяется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютная величина риска — это возможные потери в материально-вещественном или стоимостном выражении. Для определения относительной величины риска возможные потери относят к некоторой базе, в качестве которой целесообразно принимать стоимость основных и оборотных средств предприятия, или общие затраты, или ожидаемый доход.

       Для определения источников риска и его видов необходимо наличие надежного информационного обеспечения. Вся информация о характеристиках отдельных рисков может быть получена из различных источников: разовых и постоянных, официальных и неофициальных, приобретенных и полученных, достоверных и сомнительных и др. В то же время, информация, используемая в риск-менеджменте, должна быть достоверной, качественно полноценной и своевременной. 
 
 

 
 
 
 
 

    Каждое предприятие имеет свою  информационную среду для определения  источников хозяйственного риска,  и одна из функций риск-менеджера  как раз и заключаются в  своевременном выявлении, группировке  и ранжировании опасностей.

     Важной составной частью организации  работ по сбору информации  и выявлению рисков является  разработка специальной программы  по контролю и выявлению новых  рисков, которая имеет собственный  бюджет и экономическое обоснование. 

    К основным методам получения  исходной информации и выявления  опасностей относятся:

    1.  Опросные листы. Существует  два типа — стандартизированные  и специализированные. Стандартизированные,  или универсальные, листы разрабатываются  и используются международными  ассоциациями консультантов или  страховщиков для унификации  статистических данных и применимы  для большинства предприятий.  Опросный лист включает несколько  разделов, каждый из которых содержит  перечень вопросов, позволяющих  составить полное представление  о структуре и количественных  показателях описываемого объекта.  Специализированные опросные листы  разрабатываются для конкретных  видов деятельности и стимулируют  респондентов выявлять характерные  для них особенности рисков.

    2.   Структурные диаграммы,  позволяющие выявлять, прежде всего,  внутренние риски, связаные с  качеством менеджмента, маркетинга, организацией работы и т.д.  Структурные диаграммы описывают  особенности структуры предприятия  и зависят от сложившегося  типа управления и принципов  разделения функций. В основном  структурные диаграммы предоставляют  возможность выявления внутренних  рисков, таких как дублирование  функций одного отдела другими,  зависимость и концентрация, а  также позволяют определить отсутствие или недостаточность хорошо налаженных связей между подразделениями.

    3. Карты потоков или потоковые диаграммы выявляют основные опасности производственного процесса и позволяют примерно оценить надежность и устойчивость узловых элементов производства. В то же время, без привлечения дополнительных источников информации потоковые диаграммы не дают возможности определить степень вероятности наступления риска. Виды карт потоков делятся на три группы: описывающие отдельный технологический процесс внутри предприятия; совокупность производственных процессов и элементов управления; технологическую цепочку, в которой предприятие является отдельным звеном.

      4.  Инспектирование дает возможность  получения дополнительной информации  и проверки ее достоверности  и полноты на местах. Существует  практика неожиданных инспекций  объектов и заблаговременного  извещения.              В любом случае при планировании  посещения объекта прежде всего  необходимо четко определить  перечень задач и вопросов, которые  могут быть решены либо уточнены  в процессе прямой инспекции.  После предварительной оценки  задач и учета различных особых  факторов составляется программа  посещения объекта, содержащая  логическую схему выявления рисков, которая позволяет не упустить  что-либо существенное.                 Все результаты инспекции оформляются  в виде отчета, в котором указывается  цель обследования, дата и место  проведения, краткое содержание, результаты, заключение. Эффективность инспекции  зависит от умения риск-менеджера  отмечать важные нюансы, которые  могут быть упущены респондентами  опросных листов или специалистами,  осуществляющими определенные технологические  операции.

       5.  Анализ отчетности важен  для выявления финансовых, коммерческих, предпринимательских рисков. В финансовой  и управленческой документации  фиксируются все события, имеющие  отношение к увеличению или  уменьшению риска. Риск-менеджер, анализируя финансовые и управленческие  документы, систематически использует  всю доступную информацию для  идентификации опасностей, связанных  с условиями заключения договоров,  эффективностью использования финансовых  ресурсов предприятия и выполнением  обязательств. Наличие у менеджера  надежной деловой информации  позволяет ему быстро принимать  оптимальное финансовое или коммерческое  решение, влияет на правильность  таких решений и ведет к  снижению потерь и увеличению  прибыли. Надлежащее использование  информации при заключении сделок  сводит к минимуму вероятность  финансовых потерь. 

2.2 Методы оценки предпринимательского риска.

      Существуют  следующие методы оценки предпринимательского риска:

     - статистический метод оценки

     - метод экспертных оценок

     - использования аналогов

     - комбинированные методы

     Методы  математической статистики.

     Главные инструменты данного метода оценки – дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации. С помощью  статистического метода оценки, то есть на основе расчета дисперсии, стандартного отклонения и коэффициента вариации можно оценить риск не только конкретной сделки, но и предпринимательской  фирмы в целом (проанализировав  динамику ее доходов) за некоторый промежуток времени.

     Методы  экспертных оценок.

     Экспертный  метод может быть реализован путем  обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов. Желательно, чтобы  эксперты сопровождали свои оценки данными  о вероятности возникновения  различных величин потерь. Можно  ограничиться получением экспертных оценок вероятностей допустимого критического риска либо оценить наиболее вероятные  потери в данном виде предпринимательской  деятельности.

     Метод аналогий.

     Метод аналогий используется в том случае если другие методы оценки риска неприемлемы. При использовании аналогов применяются  базы данных о риске аналогичных  проектов и сделок, исследовательских  работ проектно-изыскательских учреждений. Полученный таким образом данные обрабатываются для выявления зависимостей в законченных проектах с целью  учета потенциального риска при  реализации нового предпринимательского проекта или сделки.

     Комбинированный метод.

     Комбинированный метод представляет собой объединений  нескольких отдельных методов или  их отдельных элементов. Примером может  служить оценка предпринимательского риска на основе расчета вероятности  нежелательного исхода сделки. В данном случае анализ риска производиться  с помощью элементов статистического, экспертного методов, а также  метода аналога.  
 
 
 

3. Система управления  рисками в предпринимательской  деятельности  

3.1. Задачи и процесс  управления рисками

   Важнейшим этапом, следующим за прогнозированием оценкой и анализом риска в предпринимательской деятельности, является управление риском.

Управление  риском имеет целью  решение следующих  задач:

    1. Выживание. Удержание издержек и других параметров (моральных, экологических, юридических и др.) организации в границах, которые позволяют сохранить фирму как работающую и прибыльную.

    2. Приемлемый уровень беспокойства. Иногда эту задачу называют "обеспечением покоя и нормального сна". Следует добавить, что эта задача ставится, как правило, с точки зрения руководства или владельца фирмы, но вопрос стоит более широко.

Все, кто  так или иначе заинтересован  судьбой фирмы, должен спать по возможности  спокойно. Чувство безопасности, вера в устойчивость достигнутого благосостояния и в возможность улучшения  благосостояния - это базовые потребности  человека.

Человек спокойный обычно лучше работает. Однако человек слишком спокойный  и уверенный в том, что ему  гарантирована хорошая жизнь, начинает расслабляться.

Следовательно, уровень беспокойства должен быть по заданным критериям оптимальным. Критерии могут быть разными.

    3. Стабильность доходов. Эту задачу следует трактовать как стабильность благосостояния всех сторон, заинтересованных в фирме.

   4. Приемлемая непрерывность работы. В любой организации возможны сбои в работе. Задача - не допустить сбоев и остановок, чреватых гибелью фирмы.

   5. Целесообразный темп устойчивого роста фирмы. Требуется подготовленность к риску срыва роста и ситуационное обеспечение возможных потерь, которые могут замедлить рост или сделать его неустойчивым.

    6. Социальная ответственность. Прямого отношения к бизнесу данной фирмы это может и не иметь, но любой индивидуальный и групповой член общества должен вносить свою лепту в благосостояние общества.

   7. Удовлетворение ограничений внeшнeгo характера: юридических, регуляторных, традиционных и т.п.

   8. Экономичность, удержание себестоимости управления предпринимательским риском на уровне, минимально достаточном для нормальной работы фирмы.

Информация о работе Система управления рисками в предпринимательской деятельности