Система управления производственными рисками организации: понятия, методы, стратегии, примеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

целью написания данной дипломной работы является анализ системы управления рисками на предприятии, функционирующем в условиях рынка.
Поставленная цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
1) анализ и оценка существующего понятия о рисках;
2) проанализировать теоретические аспекты оценки рисков и способы управления рисками;
3) изучить методологические подходы в теории управления рисками на предприятии;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Анализ системы управления рисками на предприятии.......5
1.1. Риск как экономическая категория. Классификация рисков...................5
1.2. Системный подход к управлению рисками на предприятии.................13
1.3. Процесс управления рисками на предприятии…………………………28
ГЛАВА 2. Организационно-методологическая основа и инструменты
регулирования системы управления рисками на предприятии…………...23
2.1. Характеристика методов и методики анализа рисков………………...23
2.2. Механизм реализации процесса управления рисками…………………30
2.3. Инструменты риск-менеджмента, как основное средство для снижения степени риска………………………………………………………………….34
ГЛАВА 3 Анализ и оценка функционирования системы управления
рисками на примере ОАО «Атрикс»………………………………………..45
3.1. Оценка риска предприятия на основе показателей финансовой
отчетности……………………………………………………………………..45
3.2. Анализ рисков предприятия и методов, используемых для
минимизации риска…………………………………………………………..57
3.3. Совершенствование системы управления риском используемой
на предприятии ОАО «Атрикс»……………………………………………...62
Заключение…………………………………………………………………...75
Список использованной литературы……………………………………..76
Приложения………………………………………………………………….77

Работа содержит 12 файлов

ГЛАВА 3.doc

— 162.00 Кб (Открыть, Скачать)

Докл.ПРИЛ 3.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

докл1.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

Прилож к 3 гл..doc

— 211.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение ГЛ2.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение к ГЛ1.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение к ГЛ2.doc

— 432.50 Кб (Открыть, Скачать)

Спис. лит.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Введение к ДИП.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 1.doc

— 123.50 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 2.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

              Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса рискообразующих факторов (РОФ), выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.

Источниками информации, предназначенной для анализа  риска являются [14] :

-  бухгалтерская отчетность   предприятия.     Данные документы    (баланс,

отчет о прибыли и  убытках, о движении денежных средств  и т. д.) в сжатой форме содержат всю официальную информацию о  предприятии — состояние основных фондов, уровень запасов материалов и готовой продукции, величину дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовые результаты деятельности предприятия и пр. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволит выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;

-  организационная  структура и штатное расписание предприятия. Анализ

данной информации позволяет  выявлять организационные риски;

-  карты технологических  потоков (технико-производственные  риски);

-  договоры и контракты  (деловые и юридические риски);

-  себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство РОФ и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации;

-  финансово-производственные  планы предприятия. Полнота их  выполнения дает возможность  комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей совокупности рисков.

              Социально-экономическая нестабильность, в условиях которой действуют предприятия, вносит свои коррективы как в деятельность субъектов хозяйствования; так и в механизм управления рисками предприятий. При этом проследить ее влияние в полном объеме практически невозможно, но определить аспекты ее воздействия на отдельные риски вполне реально [46,с.211] .

              По завершении сбора информации, предназначенной для анализа рисков, служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов, что позволит всесторонне     и     профессионально и    реально

спрогнозировать    будущее   состояние          рыночной         конъюнктуры

и реально оценить возможные риски.

              Логическим продолжением    работы    службы риск-менеджмента

должно стать формирование программы мероприятий по управлению рисками, при разработке которой должно быть учтено следующее [34,с.71-77] :

-  размер возможного  ущерба и его вероятность; 

-  существующие механизмы  снижения риска, предлагаемые  государством и их производственно-экономическая  эффективность; 

-  производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой

мероприятий по снижению рисков;

-  практическая возможность  реализации мероприятий в рамках  выделенного

лимита средств;

-  соответствие мероприятий  программы существующим нормативным  актам, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предприятия и основным направлениям его финансовой политики;

-  субъективное отношение к  риску разработчиков программы  и руководства предприятия. 

              При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба, В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия т.е.  эффект финансового рычага либо влияние операционного рычага.

              Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна быть утверждена руководством предприятия и учтена при финансово-производственном планировании [28,с.471] .

              В процессе реализации программы специалисты службы риск-менеджмента должны осуществлять анализ эффективности принятых решений и по мере необходимости обеспечивать корректировку целей и средств минимизации рисков. При этом рекомендуется аккумулировать всю информацию об ошибках и недостатках разработки программы, проявившихся в ходе ее реализации. Такой подход позволит провести разработку последующих программ мероприятий по снижению рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.

              Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что механизм управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования должен иметь четкую иерархическую структуру с необходимостью ее корректировки по итогам реализации программы мероприятий по снижению рисков и с учетом изменяющихся факторов воздействия. Алгоритм функционирования указанного механизма представлен на рисунке (приложение 7). Анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей теории и практики минимизации риска, текущего состояния и тенденций развития отечественной экономики, проблем и особенностей деятельности предприятий реального сектора подтверждает актуальность и своевременность разработки механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования и подчеркивает необходимость его внедрения в практику деятельности финансово-экономических подразделений субъектов хозяйствования [35,с.41-43] .

 

2.3.  Инструменты риск-менеджмента, как основное средство для снижения степени риска

              Инструменты управления рисками весьма разнообразны. Из сложившейся на настоящий момент практики четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и западных исследователей — с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками [36,с.162-169] . Наличие подобных предпочтений обусловлено в первую очередь, характером экономического развития государства и, как следствие, группами рассматриваемых рисков.

              Однако, несмотря на различия в предпочтениях, следует учитывать, что развитие    экономических      отношений в  России способствует    внедрению западного  опыта  и,  как  следствие,   сближению  российского  и  западного подходов к управлению и исследованию рисков (приложение 8).

              Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.

              Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.

              Удержание риска – это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

              Передача риска означает, что инвестор предает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.

              Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются [37] :

-       диверсификация;

  • приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  • лимитирование;
  • самострахование;
  • страхование;
  • страхование от валютных рисков;
  • учет и оценка доли использования специфических фондов компании

         в   ее      общих фондах;

-       прочие методы минимизации рисков

Диверсификация. Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска [23,с.73-83] .

              В качестве основных форм диверсификации финансовых рисков предприятия могут быть использованы следующие ее направления:

диверсификация видов  финансовой деятельности – предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций – краткосрочных финансовых вложений, формирования кредитного портфеля, осуществления реального инвестирования, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений и т.п.; диверсификация валютного портфеля предприятия – предусматривает выбор для проведения внешнеэкономических операций нескольких видов валют; диверсификация депозитного портфеля – предусматривает размещение крупных сумм временно свободных денежных средств на хранение в нескольких банках; диверсификация кредитного портфеля – предусматривает разнообразие покупателей продукции предприятия и направлена на уменьшение его кредитного риска; диверсификация портфеля ценных бумаг – позволяет снижать уровень несистематического риска портфеля, не уменьшая при этом уровень его доходности; диверсификация программы реального инвестирования – предусматривает включение в программу инвестирования различных инвестиционных проектов с альтернативной отраслевой и региональной направленностью, что позволяет снизить общий инвестиционный риск по программе.

              Характеризуя механизм диверсификации в целом, следует отметить однако, что он избирательно воздействует на снижение негативных последствий отдельных финансовых рисков. Обеспечивая несомненный эффект в нейтрализации комплексных, портфельных финансовых рисков несистематической (специфической) группы, он не дает эффекта в нейтрализации подавляющей части систематических рисков – инфляционного, налогового и других. Поэтому использование этого механизма носит на предприятии  ограниченный характер.

Приобретение  дополнительной информации о выборе и результатах. Информация имеет важное значение в риск-менеджменте.  Это связано прежде всего с тем, чтобы при принятии рисковых решений, к примеру вложение капитала, не произошло не предвиденной ситуации, такой как потеря средств из-за ограниченной информации. При более полной и точной информации финансовый менеджер менее рискует своими денежными средствами и имеет возможность сделать более точный прогноз и снизить существующий риск. Готовность инвестора платить за полную информацию, делает информацию ценным товаром.

              Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала,

когда имеется полная информация, и   ожидаемой    стоимостью,    когда

информация полная [38,с.476] .

Лимитирование концентрации риска – это установление лимита,  т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска  и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

              Механизм лимитирования концентрации финансовых рисков используется обычно по тем их видам, которые выходят за пределы допустимого их уровня, т.е. по финансовым операциям, осуществляемым в зоне критического или катастрофического риска. Такое лимитирование реализуется путем установления на предприятии соответствующих внутренних финансовых нормативов    в   процессе   разработки  политики  осуществления    различных аспектов финансовой деятельности.

              Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, может включать:

предельный размер (удельный вес) заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности; минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме; максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю; максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке; максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента; максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Например, крупной корпорации нецелесообразно через страховую компанию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. Сущность самострахования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

Информация о работе Система управления производственными рисками организации: понятия, методы, стратегии, примеры