Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:47, курсовая работа
целью написания данной дипломной работы является анализ системы управления рисками на предприятии, функционирующем в условиях рынка.
Поставленная цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
1) анализ и оценка существующего понятия о рисках;
2) проанализировать теоретические аспекты оценки рисков и способы управления рисками;
3) изучить методологические подходы в теории управления рисками на предприятии;
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Анализ системы управления рисками на предприятии.......5
1.1. Риск как экономическая категория. Классификация рисков...................5
1.2. Системный подход к управлению рисками на предприятии.................13
1.3. Процесс управления рисками на предприятии…………………………28
ГЛАВА 2. Организационно-методологическая основа и инструменты
регулирования системы управления рисками на предприятии…………...23
2.1. Характеристика методов и методики анализа рисков………………...23
2.2. Механизм реализации процесса управления рисками…………………30
2.3. Инструменты риск-менеджмента, как основное средство для снижения степени риска………………………………………………………………….34
ГЛАВА 3 Анализ и оценка функционирования системы управления
рисками на примере ОАО «Атрикс»………………………………………..45
3.1. Оценка риска предприятия на основе показателей финансовой
отчетности……………………………………………………………………..45
3.2. Анализ рисков предприятия и методов, используемых для
минимизации риска…………………………………………………………..57
3.3. Совершенствование системы управления риском используемой
на предприятии ОАО «Атрикс»……………………………………………...62
Заключение…………………………………………………………………...75
Список использованной литературы……………………………………..76
Приложения………………………………………………………………….77
5. Уплата повышенных отчислений и налогов, если в процессе осуществления бизнес-плана ставки отчислений и налогов изменятся в неблагоприятную для предпринимателя сторону.
Деятельность ОАО «Атрикс», также как деятельность любого предприятия основана на договорах, своевременное исполнение которых партнерами и контрагентами является одним из важнейших условий устойчивости и прогнозируемой работы предприятия. Поэтому риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров, выделяются специалистами в отдельную группу. Среди таковых можно отметить риск отказа партнера от заключения договора после переговоров, риск возникновения дебиторской задолженности, риск заключения договора с неплатежеспособным партнером, риск заключения договора на условиях, отличающихся от обычных, и пр.
К независящим от предприятия причинам возникновения данных рисков следует отнести в первую очередь непрогнозируемую неплатежеспособность хозяйствующих партнеров, так как несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении его партнеров, и т.д. по цепочке вплоть до платежеспособности рядовых заказчиков/подрядчиков, не получающих зарплату на предприятии.
Перед ОАО «Атрикс» стоит риск отказа от договорных обязательств в силу не выполнения одной из сторон предписанных работ/услуг особенно в условиях не достаточной защищенности деятельности и имущества портов «с 1999 года закон о деятельности не принят». Рассматривая систему управления рисками, используемую на предприятии ОАО «Атрикс» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы уклонения, диссипации и самострахование. Применение метода уклонения от рисков в основном используется: отказ от ненадежных партнеров, отказ от рискованных проектов, страхование хозяйственных рисков. Применение методов диссипации характерно тем, что данное предприятие распределяет общий риск путем объединения с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Участниками являются юридические лица, которые обязаны следить за территорией и помещениями (складами) используемыми на арендной основе, следить и предупреждать экологические риски, оплачивать специальные взносы в определенные фонды и др. Следующим методом диссипации риска, применяемым на исследуемом предприятии являются различные варианты диверсификации.
Помимо методов диссипации риска рассматриваемое предприятие использует такой метод снижения степени риска как самострахование. На предприятии создан резервный фонд. Создание подобных фондов особенно актуально в условиях кризиса неплатежей. Однако размер резервного фонда является недостаточным по сравнению с возможными потерями в результате возникновения просроченной дебиторской задолженности, неисполнения договора или возникновения непредвиденных расходов. Кроме вышеперечисленных методов в ОАО «Атрикс» используется один из приемов компенсации риска – «мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды». Данное предприятие приобретает различные актуализируемые компьютерные системы нормативно-справочной информации, заказывает прогнозно-аналитические исследования консалтинговых, транспортно-экспедиторских, информационно-логистических и экспертных фирм. Полученные в результате данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменений правил ведения хозяйственной деятельности, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам.
Анализируя используемую в данной организации систему управления рисками в целом, можно сказать, что хотя некоторые приемы снижения риска на предприятии используются довольно успешно, сама система не является полной. Так как предприятие полностью незащищено от таких видов рисков как имущественные риски (в наличии предприятия имеется всего пять страховых полюсов, в основном ссылающихся на негативное воздействие 3-х лиц и форс-мажерных обстоятельств), инфляционные риски, риски изменения конъюнктуры рынка, недостаточно снижены риски неисполнения договоров, возникновения дебиторской задолженности, возникновения непредвиденных потерь и т.д. Причинами такого положения является отсутствие страховой культуры, опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию
интереса к страхованию рисков. Основным моментом является отсутствие
системы наблюдения, прогнозирования и управления рисками.
3.3. Совершенствование системы управления риском используемом на предприятии ОАО «Атрикс »
Разработка проекта организационной структуры отдела управления риском и карты организации труда основывается на проведенном анализе факторов риска. Анализ сложившейся ситуации (приложение 18) показал как велико влияние фактора риска на работу рассматриваемого предприятия. Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты. Кроме этого, изучив работу предприятия в различных подразделениях, был замечен следующий основной недостаток: функциональные специалисты занимаются лишь локальными задачами своего подразделения, а достижение локальных целей не всегда приводит к целям организации.
Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на этом предприятии эффективной системы управления риском. В условиях производственного предприятия управление риском основывается на концепции приемлемого риска, постулирующей возможность рационального воздействия на уровень риска и доведения его до приемлемого значения. Таким образом, проект организации системы управления риском на ОАО “ Атрикс ”, предусматривает, для наиболее эффективной реализации данной функции, выделение в системе управления предприятием отдельного структурного подразделения – отдел управления риском (ОУР). Проект обязательно должен включать разработку организационной структуры ОУР, разработку управленческой процедуры и карты организации труда на рабочем месте.
Этот отдел должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий по управлению риском (ПЦМ). Разработка такой программы на уровне предприятия должна обеспечивать управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних рисков.
Функцию управления риском на предприятии наиболее целесообразно осуществлять с помощью специализированного подразделения или специальной подсистемы в системе управления предприятием, которая бы органично вписывалась в совокупность традиционно самостоятельных функциональных подсистем предприятия.[10]
Принимая во внимание рекомендации экономической литературы по управлению рисками, а также недостатки, выявленные непосредственно на предприятии, необходимо чтобы отдел управления риском состоял из следующих основных исполнительных групп – мониторинга предприятия и среды его функционирования, аналитиков риска, планирования антирисковых мероприятий и управления в кризисных ситуациях, которые задействованы в процессе управления риском и связаны информационными потоками. На рисунке в приложении 19 отображена предлагаемая организационная структура подразделения, реализующего на производственном предприятии функцию управления риском, где одинарными стрелками показаны командные связи между структурными элементами, а двойными – информационные связи. Необходимо отметить, что каждая из групп, входящих в состав отдела управления риском, должна включать специалистов различных областей знаний: прежде всего – антирискового управляющего, специалиста по маркетингу, специалиста по финансам, по управлению персоналом, планово-экономической работе, по производству.
Информационное обеспечение подсистемы поддерживается “службой администрирования и актуализации баз данных”. Достаточный уровень методической и инструментальной базы должен обеспечиваться “группа перспективного развития”, которая, выявляя или прогнозируя потребности, заказывает или разрабатывает своими силами методики, модели. Ядром подразделения является “служба координации”, которая осуществляет планирование и организацию всей работы.
Служба координации выполняет следующий комплекс задач:
- поддержание взаимосвязи с руководством предприятия и другими подсистемами управления предприятием;
Установление приемлемого уровня риска для данного периода времени, для рассматриваемого пробного решения и тому подобное, а также оценка (утверждение) приемлемости достигнутого уровня риска для данного пробного решения являются прерогативой руководства предприятия или администратора соответствующей подсистемы, подготовившей предложение. Роль блока координации в этом случае сводится к обеспечению контроля за соблюдением установленных значений приемлемого уровня риска. Руководству предприятия вообще принадлежит ключевая роль в решении проблем управления риском, так как оно утверждает программы мероприятий по снижению риска, принимает решения о начале их реализации в критических ситуациях, принимает предложенные пробные решения вместе с антирисковыми программами либо отвергает их.[10] Надо сказать, что непосредственная реализация мероприятий по управлению риском зачастую противоречит деятельности основных производственных и управленческих подразделений предприятия, ухудшает их отчётные показатели, так как требует затрат, не приносящих сиюминутных доходов. Поэтому крайне важно, чтобы окончательные антирисковые решения принимались на высшем уровне управления, где стоящие перед предприятием глобальные цели, связанные с обретением стабильности и устойчивости работы, улучшением финансового положения и ростом масштабов хозяйственной деятельности, не заслоняются промежуточными, “местническими” целями отдельных подразделений и их управляющих.
Отдел управления риском является логичным дополнением к традиционно самостоятельным функциональным подсистемам предприятия и располагается на одном управленческом уровне с ними. Отобразим, на рисунке (приложение 20), иным образом, но не меняя сути, схематично структуру управления при введении отдела управления риском. Здесь наш отдел координирует деятельность функциональных подразделений предприятия через ответственных исполнителей. Проектирование системы антирисковых мероприятий предполагает разбиение комплекса работ между различными подразделениями и регулирование их отделом управления риском.
Разработка управленческой процедуры включает: определение цели, разработку схемы процедуры, описание операций, входящих в процедуру. На управленческую процедуру составляется карта процедуры.
В таблице (приложение 23) показана управленческая процедура, которая позволяет наглядно представить всю технологию решения конкретной задачи. В таблице (приложение 22) приведены операции и соответствующие им условные обозначения (используемые в приложение 23), а также количество операций каждого вида и затраты времени на каждую операцию.
Модель проектирования организации рабочего места исходит из того, что работа - это специализированные, закрепленные за отдельным исполнителем операции. Карта организации труда разрабатывается для проектируемого рабочего места. Карта организации труда на рабочем месте для антирискового управляющего представлена в приложении 21, 23. Как видим, проектирование рабочего места антирискового управляющего и организация его труда имеют большое значение. Проектирование работы предполагает получение ответа на вопросы: что делается и как делается. Оно включает в себя описание содержания работы, требований к ней и ее окружению. Определенная работа появляется тогда, когда организация испытывает потребность в решении какой-либо задачи. С этого момента работа начинает создаваться, проектироваться. Перепроектирование работы происходит, когда руководство организации принимает решение пересмотреть ответы на вопросы, что и как делать.
Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с экономическим риском, должно решить для себя несколько проблем:
- оценить возможные убытки, связанные с экономическими рисками;
- принять решение о
том, оставляет ли она у себя
определенные риски, т. е.
- по тем рискам или
той части рисков, которые она
оставляет у себя, фирма должна
разработать программу
Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых мероприятий по управлению риском (далее в тексте - ПЦМ) на уровне предприятия. Разработка ПЦМ должна включать две стадии – предварительную и основную. На предварительной стадии антирисковый менеджер должен знакомиться с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволит ему принять решения, предшествующие основной стадии разработки ПЦМ, и приступить к непосредственной разработке программы. Иными словами, цель этой стадии - изучение всей необходимой для составления ПЦМ информации.
Основная стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия. Антирисковый менеджер, для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должен иметь всю необходимую для этого информацию. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ. Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ.