Система управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсового проекта обуславливается тем, что выбор рациональной системы управления является важнейшим стратегическим решением для любой организации, потому как именно она позволяет реализовать потенциал руководящего состава и предприятия в целом.

Работа содержит 1 файл

Управление предприятием.docx

— 137.04 Кб (Скачать)

    Наибольший  интерес представляет структура  управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между  ними полномочий и ответственности  часто предопределяет и технику  управления, и процесс, и методы, и функции. [3, c. 528].

    Среди этапов понимания сущности управления и построения управленческих структур следует выделить пять этапов:

  1. Предприятие представляется, как сумма трудовых операций. Управлять предприятием – значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
  2. Предприятие – это административная пирамида, как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща чёткая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.
  3. Предприятие – бюрократия, где человек – это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически «на все случаи жизни».
  4. Всё большую роль, как указывалось выше, в предприятии начинает играть технологическая основа. Предприятие – это социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от социальных отношений – производственная система. Отсюда – предприятие характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система.

                  1.3. Внутренняя и внешняя среда предприятия

      Любое предприятие находится и функционирует  в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают  определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в  том случае, если среда допускает  его осуществление.

    Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. [6, c. 264].

    Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее  окружение. Для сканирования внешней  среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью  рыночных исследований и фокус-групп. Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов. Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты. Для оптимального изучения компонентов внешней среды, в современных исследованиях стратегического менеджмента выделяют общую и конкурентную среду. [16, c. 253].

    К внешней среде относятся:

    Факторы прямого воздействия:

    - Государство и его структура

    - Поставщики

    - Конкуренты

    - Покупатели, клиенты

    - Партнеры по бизнесу

    Факторы косвенного воздействия:

    - Культура, мораль

       - Традиции

       - Правсоюзы

       - Экономические и политические факторы

    - Международные отношения.

    Изучение  внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно,  предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача управления предприятия поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде. [9, c. 522].

    Внутренняя  среда предприятия – та часть  общей среды, которая находится  в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие  на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает  организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации). [4, c. 189].

    Внутренняя  среда формируется:

    - Качеством и спецификой персонала

    - В соответствии с целями и задачами организации

    - В соответствии с возможностями организации 

    Внутренняя  среда определяется:

    - Структурой организации

    - Системой управления

    - Производственно-технологическими процессами

    - Уровнем автоматизации

    - Разделением труда

    - Коммуникациями 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Общая характеристика предприятия

   «Амур-Пиво» создано для обеспечения реализации программ и заданий по производству пивобезалкогольных напитков на территории Хабаровского края и за его пределами. На договорных условиях с организациями и предприятиями торговли ОАО «Амур-Пиво» осуществляет следующие виды хозяйственной деятельности:

    - производство пива;

    - производство минеральной воды;

    - производство солода, дикоросов;

    - производство углекислоты и других видов продукции;

    - осуществление торгово-коммерческой деятельности;

    - осуществление внешнеэкономической деятельности;

    - осуществление другой деятельности, не запрещенной законодательством РФ;

    - оказание медицинской помощи работникам предприятия.

   Открытое акционерное общество «Амур-Пиво» (ОАО «Амур-Пиво») создано в 2000г. путем приватизации пивоваренного завода «Хабаровский №2». Оно является правопреемником прав и обязанностей государственного предприятия «Хабаровский №2».

   Учредителями ОАО «Амур-Пиво» является одно юридическое лицо, остальные учредители – физические лица. Доли государственной собственности в уставном капитале нет.

   Учредительным документом ОАО «Амур-Пиво» является его устав.

   ОАО «Амур-Пиво» выпускает свыше 10 сортов пива, начиная с традиционного «Жигулевского» и заканчивая темным «Черный принц». А также «Рижское», «Славянское», «Золотой Орел», «Хорал», «Ерофей», «Черный жемчуг».

   Также на предприятии выпускаются углекислые минеральные воды следующего качества: «Хабаровская-1» - лечебно гидрокарбонатная натриевая борная, «Хабаровская-3» - столовая, «Хабаровская-2» - лечебно-столовая. 

        

Рис. 5. Жизненный цикл организации

Жизненный цикл организации характеризуется  тремя фазами:

  I – становление;

  II – зрелость;

  III – спад.

   Положение ОАО «Амур-Пиво» на данном графике обозначим символом (А).

Персонал.

   Численность персонала 1005 человек. С начала 2007 г. принято 223 человека, уволено 50 (по собственному желанию 48).

   Наблюдается устойчивый рост непромышленного персонала в 2009 г. – 55% к 2008 г. Это происходит за счет роста числа сотрудников обслуживающего персонала.

       Также наблюдается увеличение средней численности персонала в 2009 г. – 37% к 2008 г., что отражает динамику увеличения всего персонала по предприятию в целом. 
 
 

         Динамика численности персонала ОАО «Амур-Пиво».    Таблица 1.

                        Категория 2007 2008 2009
Рабочие, чел. 351 390 519
Всего, производственно-промышленный персонал, чел. 489 564 723
Непромышленный  персонал, чел. 81 114 177
Совместители, чел. 27 42 90
Несписочный персонал, чел. 6 12 15
Всего, средняя численность персонала, чел. 603 723 1005
 

Анализ  численности и состава персонала  по подразделениям за 2008-2009 гг.

Таблица 2.

Категории Период  План  к базису Факт  к базису Факт  по плану
2008, базис 2009 план 2009 факт чел. % чел. % чел. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сектор  сбыта
Всего 33 36 36 3 110 6 120 3 110
ППП в  т. ч. 18 18 21 - 100 3 117 0 117
Рабочие 3 3 6 - 100 3 200 3 200
Непромыш. персонал 9 9 9 - 100 - - - -
Неспис. состав - - - - - - - - -
Совместители 3 6 6 3 200 3 200 - -
     Производственный сектор
Всего 603 867 837 264 144 234 139 -30 96
ППП в  т. ч. 501 702 639 201 140 138 128 -63 91
Рабочие 366 513 489 156 140 123 134 -24 95
Непромыш. персонал 60 81 108 21 135 48 180 27 134
Неспис. состав 33 75 81 42 227 48 245 6 108
Совместители 9 9 9 - 100 - - - -
Технический сектор
Всего 99 1263 132 27 127 33 134 6 105
ППП в  т. ч. 45 60 63 15 133 18 140 3 105
Рабочие 21 24 24 3 114 3 114 - -
Непромыш. персонал 45 60 60 15 133 5 138 - -
Неспис. состав 9 6 9 -3 67 - - 1 -
Совместители - - - - - - - - -
Итого по предприятию
Всего 732 972 1005 294 140 273 137 -21 98
ППП в  т. ч. 564 780 723 216 138 159 128 -57 93
Рабочие 390 540 519 150 138 129 133 -21 96
Непромыш. персонал 114 150 177 36 132 63 155 27 118
Неспис. состав 42 81 90 39 193 48 214 9 111
Совместители 12 15 15 3 125 3 125 - -

Информация о работе Система управления предприятием