Система управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсового проекта обуславливается тем, что выбор рациональной системы управления является важнейшим стратегическим решением для любой организации, потому как именно она позволяет реализовать потенциал руководящего состава и предприятия в целом.

Работа содержит 1 файл

Управление предприятием.docx

— 137.04 Кб (Скачать)
ign="justify">    Горизонтальные  связи - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов.

    В основу структуры управления положена определенная система. Известно три  основные системы управления производством:

    1) линейная

    2) функциональная

       3) смешанная

    Линейная  система - представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.

          Функциональная - система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять. В чистом виде эта система используется очень редко.

    

      Рис. 2. Схема линейной структуры управления

Р – руководитель; Л1, Л2,… Лn – линейные руководители (линейные органы управления); И12,… Иn – исполнители; прямыми линиями обозначены линейные взаимосвязи. 

                  

Рис.3. Схема функциональной структуры управления 

    Наиболее  распространена смешанная система, в которой сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям. [14, c. 336].

      При очень большом объеме разнообразных вопросов такая схема чрезвычайно усложняет работу линейного руководителя. Для ее упрощения по определенным вопросам функциональные подразделения могут непосредственно руководить нижестоящими подразделениями. Рациональная структура управления определяется типом предприятия, его масштабом и характеристиками. На предприятиях могут быть использованы безцеховая, цеховая, корпусная или смешанная структуры управления.

    Наиболее  простой структурой является бесцеховая, при которой производство делится на участки, возглавляемые мастерами. Мастера могут непосредственно подчиняться руководителю предприятия либо старшему мастеру, который подчиняется руководителю предприятия. Эта структура может оказаться целесообразной на мелких и средних промышленных предприятиях.

    Основным  производственным звеном крупного промышленного  предприятия является цех. При цеховой  структуре управления руководителю предприятия подчиняются начальники цехов. Начальнику цеха подчиняются  начальники участков, либо старшие  мастера, либо мастера. Старшему мастеру  подчиняются мастера. Начальнику участка  подчиняются старшие мастера, которым  в свою очередь подчиняются мастера.[19, c. 443].

    На  особо крупных предприятиях может  использоваться корпусная структура. В этом случае предприятие подразделяется на корпуса, корпуса делятся на цеха, а цеха - на участки.

    На  предприятиях могут применяться  и смешанные структуры управления. Например, на предприятиях со  структурой могут быть отдельные цеха, а на предприятиях с цеховой структурой - участки, подчиненные непосредственно руководству предприятия.

    Экспертным  путем установлено, что возможно три варианта количественного состава  сотрудников, подчиненные одному руководителю:

    - пять  - семь человек, если подчиненные выполняют различные функции,

    - восемь - двадцать человек, если подчиненные выполняют сходные функции,

    - двадцать один - пятьдесят человек, если подчиненные выполняют одинаковые функции.

    Управление  предприятием в современных условиях должно осуществляться на основе сочетания  принципов самоуправления трудового  коллектива и прав собственника на использование своего имущества.

    Собственник может реализовать свои права  по управлению предприятием непосредственно  или через уполномоченный им орган. Таким органом в соответствии с Уставом предприятия может  служить совет или правление  предприятия.

    Совет предприятия состоит из равного  числа представителей, назначаемых  собственником имущества предприятия  и избираемых трудовым коллективом. Численность совета предприятия  и срок его полномочий определяются уставом предприятия. Заседание  совета проводит председатель, который  избирается из числа членов совета открытым или тайным голосованием. [13, c. 673].

    Совет предприятия вырабатывает общее  направление экономического и социального  развития предприятия, устанавливает  порядок распределения чистой прибыли, принимает решение о выпуске  ценных бумаг по представлению руководителя предприятия, о покупке ценных бумаг  других предприятий, решает вопросы  создания и прекращения деятельности филиалов, дочерних предприятий и  других обособленных подразделений.

    На  совете предприятия решаются вопросы  входа и выхода в ассоциации и  объединения, устанавливается направление  внешнеэкономической деятельности, рассматриваются и разрешаются  конфликтные ситуации, возникающие  между администрацией и трудовым коллективом предприятия, а также  другие хозяйственно - экономические  вопросы, предусмотренные уставом  предприятия.

      Совет предприятия на своих  заседаниях рассматривает и решает  вопросы, отнесенные к его компетенции,  однако в оперативно-распорядительную  деятельность администрации деятельность  совета не допускается. Все  вопросы оперативной деятельности  предприятия решают руководитель  предприятия и назначенные им  заместители, руководители подразделений  аппарата управления, цехов, отделов,  участков и т.д., а также мастера. [18, c. 454].

      Назначение руководителя предприятия  является правом собственника  имущества предприятия и реализуется  им либо непосредственно, либо  через совет предприятия. При  назначении руководителя на должность  с ним заключается контракт, в  котором определяются права, обязанности  и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения  и возможного освобождения от  должности с учетом определенных  гарантий.

    Решения по социально-экономическим вопросам деятельности предприятия вырабатываются и принимаются органами управления с участием трудового коллектива на общем собрании или конференции. [8, c.480].

    На  общем собрании трудового коллектива рассматриваются вопросы о необходимости  заключения коллективного договора с администрацией и его содержания, вопросы о выкупе имущества предприятия, предоставляются полномочия профсоюзному комитету или другому органу действовать  от имени трудового коллектива. Коллективным договором регулируются производственные и трудовые отношения на предприятии, вопросы охраны труда, социального  развития коллектива, здоровья его  членов. На общем собрании трудового  коллектива избираются (или отзываются) представители в совет предприятия, заслушиваются отчеты об их деятельности.

    По  решению общего собрания может быть образован совет трудового коллектива и определенны его функции.

    Там, где собственником является трудовой коллектив, как, например, на арендном предприятии, можно было бы ограничится одним советом, который совмещал бы функции, как совета предприятия, так и совета трудового коллектива. [15, c. 424].

    Аппарат управления предприятием должен  быть построен таким образом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и  организационном отношениях взаимосвязанное  единство всех частей предприятия, наилучшим  образом использовать трудовые и  материальные ресурсы.

    В настоящее время в составе  системы управления организации  выделяют следующие подсистемы:

  1. Структура управления;
  2. Техника управления;
  3. Функции управления;
  4. Методология управления.
                Система управления
                 
                      Подсистемы      
                             
 
Методология управления  
 
     
    Процесс

    управления

 
 
     
    Структура

    управления

 
 
     
    Техника

    управления

Цели, задачи Коммуникации Функциональные  структуры Система документооборота
Законы 

и принципы

Схема процесса Схемы организационных отношений Информационные каналы
Методы 

и функции

Разработка, реализация решений Организационные структуры Компьютерная  и оргтехника, офисная мебель
Технология 

и практика управления

Информационное  обеспечение Профессионализм персонала

Рис.4. Структура элементов системы управления организации. 

    Систему управления можно рассматривать  как с позиции статики, т.е. как  некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как  управленческую деятельность. [7, c. 378].

    Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

    - функциональную и организационную  структуру, схему организационных  отношений, профессионализм персонала;

    -  компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети  связи), систему документооборота. Структура  управления будет рассмотрена  отдельно, а в отношении техники  управления следует отметить, что  стройность и действенность системы  управления в немалой степени  зависит от системы документооборота  предприятия. От неё напрямую  зависит и число ошибок учёта  и планирования, и оперативность  реагирования на определённое  воздействие. «Бумажная» бухгалтерия  неизбежно отступает перед "компьютерной". Неизбежно уходит в прошлое  «наказуемость» инициативы. Доказано  на практике и находит всё  более широкое практическое применение  понимание того, что функциональность  организации рабочего места повышает  производительность труда работника  и управленца не только технически, но и в результате получения  ими положительного эмоционального  настроя. 

    Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему  коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. [5, c. 763].

    Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая  к образованию и совершенствованию  связей между частями системы. Как  явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.

Информация о работе Система управления предприятием