Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:12, курсовая работа
Актуальность курсового проекта обуславливается тем, что выбор рациональной системы управления является важнейшим стратегическим решением для любой организации, потому как именно она позволяет реализовать потенциал руководящего состава и предприятия в целом.
В основу структуры управления положена определенная система. Известно три основные системы управления производством:
1) линейная
2) функциональная
3) смешанная
Линейная система - представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.
Функциональная - система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять. В чистом виде эта система используется очень редко.
Рис. 2. Схема линейной структуры управления
Р – руководитель;
Л1, Л2,… Лn – линейные
руководители (линейные органы управления);
И1,И2,… Иn – исполнители;
прямыми линиями обозначены линейные
взаимосвязи.
Рис.3. Схема функциональной
структуры управления
Наиболее распространена смешанная система, в которой сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям. [14, c. 336].
При очень большом объеме разнообразных вопросов такая схема чрезвычайно усложняет работу линейного руководителя. Для ее упрощения по определенным вопросам функциональные подразделения могут непосредственно руководить нижестоящими подразделениями. Рациональная структура управления определяется типом предприятия, его масштабом и характеристиками. На предприятиях могут быть использованы безцеховая, цеховая, корпусная или смешанная структуры управления.
Наиболее простой структурой является бесцеховая, при которой производство делится на участки, возглавляемые мастерами. Мастера могут непосредственно подчиняться руководителю предприятия либо старшему мастеру, который подчиняется руководителю предприятия. Эта структура может оказаться целесообразной на мелких и средних промышленных предприятиях.
Основным
производственным звеном крупного промышленного
предприятия является цех. При цеховой
структуре управления руководителю
предприятия подчиняются
На особо крупных предприятиях может использоваться корпусная структура. В этом случае предприятие подразделяется на корпуса, корпуса делятся на цеха, а цеха - на участки.
На предприятиях могут применяться и смешанные структуры управления. Например, на предприятиях со структурой могут быть отдельные цеха, а на предприятиях с цеховой структурой - участки, подчиненные непосредственно руководству предприятия.
Экспертным путем установлено, что возможно три варианта количественного состава сотрудников, подчиненные одному руководителю:
- пять - семь человек, если подчиненные выполняют различные функции,
- восемь - двадцать человек, если подчиненные выполняют сходные функции,
- двадцать один - пятьдесят человек, если подчиненные выполняют одинаковые функции.
Управление предприятием в современных условиях должно осуществляться на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника на использование своего имущества.
Собственник может реализовать свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченный им орган. Таким органом в соответствии с Уставом предприятия может служить совет или правление предприятия.
Совет
предприятия состоит из равного
числа представителей, назначаемых
собственником имущества
Совет предприятия вырабатывает общее направление экономического и социального развития предприятия, устанавливает порядок распределения чистой прибыли, принимает решение о выпуске ценных бумаг по представлению руководителя предприятия, о покупке ценных бумаг других предприятий, решает вопросы создания и прекращения деятельности филиалов, дочерних предприятий и других обособленных подразделений.
На
совете предприятия решаются вопросы
входа и выхода в ассоциации и
объединения, устанавливается направление
внешнеэкономической
Совет предприятия на своих
заседаниях рассматривает и
Назначение руководителя
Решения
по социально-экономическим
На
общем собрании трудового коллектива
рассматриваются вопросы о
По
решению общего собрания может быть
образован совет трудового
Там, где собственником является трудовой коллектив, как, например, на арендном предприятии, можно было бы ограничится одним советом, который совмещал бы функции, как совета предприятия, так и совета трудового коллектива. [15, c. 424].
Аппарат управления предприятием должен быть построен таким образом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы.
В настоящее время в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:
Система управления | |||||||
Подсистемы | |||||||
Методология управления | |
Процесс
управления |
|
Структура
управления |
|
Техника
управления |
Цели, задачи | Коммуникации | Функциональные структуры | Система документооборота | |||
Законы
и принципы |
Схема процесса | Схемы организационных отношений | Информационные каналы | |||
Методы
и функции |
Разработка, реализация решений | Организационные структуры | Компьютерная и оргтехника, офисная мебель | |||
Технология
и практика управления |
Информационное обеспечение | Профессионализм персонала |
Рис.4. Структура
элементов системы управления организации.
Систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность. [7, c. 378].
Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
-
функциональную и
-
компьютерную и оргтехнику, мебель,
каналы передачи информации (сети
связи), систему документооборота. Структура
управления будет рассмотрена
отдельно, а в отношении техники
управления следует отметить, что
стройность и действенность
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. [5, c. 763].
Методология
же включает в себя цели, законы, принципы,
методы и функции, технологии управления
и практику управленческой деятельности.
Основной задачей системы управления
организации ставится формирование
профессиональной управленческой деятельности.
Как процесс управленческая деятельность
– это совокупность действий, ведущая
к образованию и