Система управления персоналом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проведение анализа системы управления персоналом в компании «Эльдорадо» и определение путей её совершенствования.
Задачи:
1.Рассмотреть систему управления персоналом и методы управления в теории.
2.Составить технико – экономическую характеристику «Эльдорадо»
3.Рассмотреть систему управления персоналом на «Эльдорадо»
4.Рассмотреть систему найма, отбора и профессиональной подготовки предприятия.
5.Внести предложения по повышению эффективности управления персоналом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Система управления персоналом, его содержание, методы управления персоналом…………………………………………………………..5
1.1. Понятие «система управления персоналом организации» ……………….5
1.2. Концепция управления персоналом……………………………………….10
1.3. Методы управления персоналом…………………………………………...11
Глава2. Технико – экономическая характеристика предприятия ООО «Эльдорадо»………………………………………………………………...........15
2.1. Характеристика предприятия ООО «Эльдорадо» ………………………..15
2.2. Система управления и организационная структура предприятия……….18
2.3. Анализ кадрового состава предприятия …………………………………..19
2.4. Наем, отбор и профессиональная подготовка персонала предприятия…23
Глава 3. Пути совершенствования системы управления персоналом на предприятии ООО «Эльдорадо»………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая марина1.doc

— 301.50 Кб (Скачать)
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1.  Система управления персоналом, его содержание, методы       управления персоналом…………………………………………………………..5

1.1. Понятие «система управления персоналом организации» ……………….5

1.2. Концепция управления персоналом……………………………………….10

1.3. Методы  управления персоналом…………………………………………...11

Глава2.  Технико – экономическая характеристика предприятия ООО «Эльдорадо»………………………………………………………………...........15

2.1. Характеристика предприятия ООО «Эльдорадо» ………………………..15

2.2. Система управления и организационная структура предприятия……….18

2.3. Анализ кадрового состава предприятия …………………………………..19

2.4. Наем, отбор и профессиональная подготовка  персонала предприятия…23

Глава 3. Пути совершенствования системы  управления персоналом на предприятии ООО «Эльдорадо»………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список  литературы……………………………………………………………....37

Приложение 1…………………………………………………………………….38

Приложение 2…………………………………………………………………….39

Приложение 3…………………………………………………………………….40 
 

 

      Введение

     Управление  персоналом – это часть менеджмента, занимающаяся людьми в трудовой деятельности, комплексная система, включающая процессы планирования, организации, мотивации  и контроля, обеспечивающие объединения  людей в эффективно работающую организацию, это самостоятельный вид профессиональной деятельности специалистов менеджеров, главной целью которых является повышение производительной отдачи и активности персонала.

     В настоящее время управление персоналом является одной из актуальных и важных проблем современной организации, так как это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек в составе определенной социальной группы. Современная концепция управления персоналом основана как на принципах и методах административного управления, так и на теории человеческих отношений, принципах мотивации и всестороннего развития личности.

     Цель  работы – проведение анализа системы  управления персоналом в компании «Эльдорадо» и определение путей её совершенствования.

     Задачи:

     1.Рассмотреть  систему управления персоналом  и методы управления в теории.

     2.Составить  технико – экономическую характеристику  «Эльдорадо»

     3.Рассмотреть  систему управления персоналом на «Эльдорадо»

     4.Рассмотреть  систему найма, отбора и профессиональной подготовки предприятия.

     5.Внести  предложения по повышению эффективности  управления персоналом.

Объект  исследования -  ООО «Эльдорадо»

     Предметом исследования является система управления персоналом в компании «Эльдорадо».

     В качестве теоретической основы использовалась литература авторов В.Я. Горфинкеля, В.А.Бавыкина, А.П. Егоршина, Г.Г.Зайцева, И.С.Варданяна, Т.И. Макаровой, Н.И. Кабушкина и других авторов. В качестве информационной базы использовалась отчетность ООО «Эльдорадо». Основной период исследования относится к 2008,2009 и началу 2010 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Система управления персоналом, его содержание, методы управления персоналом.

    1. Понятие «система управления персоналом организации»

       Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, т.к. "всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере" [2].

     В отечественной литературе нет единого  мнения по поводу определения управления персоналом, но можно выделить несколько  подходов:

  1. Институциональный подход. С позиций этого подхода управление персоналом рассматривается как "разнообразная деятельность различных субъектов (среди которых чаще всего выделяют специализированные службы управления персоналом, линейных и высших руководителей, выполняющих функцию управления по отношению к своим подчиненным), направленная на реализацию целей стратегического развития организации и выполнение тактических задач по наиболее эффективному использованию занятых на предприятии работников" [2]
  2. Содержательный (функциональный) подход. Данный подход "основывается на выделении функций управления персоналом, его целей и задач функционирования в рамках организации", он показывает "какие действия, процессы должны быть осуществлены для того, чтобы достичь этих целей", в отличие от институционального подхода, который акцентирует внимание на "том, что должно дать управление персоналом для организации.…Это позволяет говорить об управлении персоналом как об особом виде деятельности, как о целостной системе, имеющей свое специфическое содержание" [2]. Состав функциональных подсистем системы управления персоналом и их основные функции представлены в таблице.

    Сравнительная характеристика методов  управления

Признаки методов управления Группы методов управления
методы принуждения методы побуждения методы убеждения
1. Общепринятое название группы  методов, примерно соответствующей  новой группе  
Административные
 
Экономические
 
Социально- психологические
 
2. Субстанция методов
 
Директива, дисциплина
 
Оптимизация мотивов
 
Психология, социология
 
3. Цель управления
 
Выполнение  законов, директив, планов
 
Достижение  конкурентоспособности выпускаемых  объектов
 
Достижение  взаимопонимания
 
4. Структура управления
 
Жесткая
 
Адаптивная  к ситуациям
 
Адаптивная  к личности
5. Форма  собственности, где преимущественно применяются методы Государственная Корпоративная, частная, государственная и д.р. Частная
 
6. Субъект воздействия
 
Коллектив, индивидуум
 
Индивидуум
 
Индивидуум
 
7. Форма воздействия
 
При помощи нормативно-методических документов
 
 
Мотивация
 
Управление  социально- психологическими процессами
8. Основное  требование к субъекту при  применении методов  
Исполнительность, организованность
 
Профессионализм в данной области
 
Психологическая устойчивость личности
9.Тип  организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы  
 
Линейная, функциональная
 
 
Проблемно-целевая, матричная
 
 
Бригадная
 
     
  1. Организационный подход. С точки зрения этого подхода  управление персоналом можно определить как "комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий. Здесь речь идет о взаимодействии объекта и субъекта, рассматриваются механизмы, технологии, инструменты и процедуры реализации функций управления персоналом "[3]
  2. Интересен подход, полагающий объектом системы управления персоналом процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния в совместной продуктивной деятельности управленцев и персонала. Данный подход определяет систему управления как единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. При этом объектом управления выступают социальные отношения, процессы, группы, а также социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в социальных процессах и группах, в реализации ресурсов[4].

     Исходя  из этого, можно говорить об управлении персоналом как системе, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов.

     Управление  персоналом, являясь социальным, содержит в себе несколько аспектов. В частности, выделяют следующие аспекты управления персоналом:

      - Технико-экономический – отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологий, производственные условия и т.д.;

      - Организационно-экономический – содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава работающих, моральным и материальным стимулированием, использованием рабочего времени и т.д.;

      - Правовой – включает вопросы соблюдения трудового законодательства в работе с персоналом;

      - Социально-психологический – отражает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социологических и психологических процедур в практику работы;

      - Педагогический – предполагает решение вопросов, связанных с воспитанием персонала, наставничеством и др.

     Помимо  того, что управление персоналом имеет  множество аспектов, оно может  основываться на различных концептуальных положениях. Концепции отражают ту философию и исходные принципы в управлении персоналом, на которых базируется согласование интересов организации и работников. Они существуют объективно, могут быть осознаны и организационно оформлены, а могут реализовываться интуитивно, без определенного организационного оформления.

     Концепция управления персоналом содержит базовые  принципы управления и его общую  направленность, ее положения уникальны  в отдельно взятой организации, но, тем не менее, содержание управления персоналом включает в себя элементы, которые являются общими. Так, в содержание управления персоналом включают:

    • Определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия;
    • Формирование численного и качественного состава кадров (набор, отбор и расстановка персонала);
    • Кадровую политику (принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценку персонала и его деятельности);
    • Систему общей и профессиональной подготовки кадров;
    • Адаптацию работников на предприятии;
    • Оплату и стимулирование труда (формы оплаты труда, пути повышения производительности труда и т.д.);
    • Оценку деятельности и аттестацию кадров;
    • Систему развития кадров (обучение, планирование трудовой карьеры и т.д.);
    • Формирование кадрового резерва;
    • Организационную культуру фирмы, а также межличностные отношения между работниками, администрацией и общественными организациями.

     Система управления персоналом является непременной  составляющей управления и развития любой организации, она является объективной, т.к. возникает с возникновением самой организации и не зависимо от чьей-то воли. Являясь, по сути, одной из важнейших подсистем организации, система управления персоналом определяет успех ее развития.

     Для эффективного функционирования система  управления персоналом должна быть построена  на научно-обоснованных принципах, должна использовать оптимальные методы и  технологии, соответствующие принципам, лежащим в ее основе, а также  не противоречить общей концепции развития организации.

Информация о работе Система управления персоналом на предприятии