Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:00, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Планирование — это процесс разработки и установления руководством предприятия, системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия как в текущем, так и на перспективу.
Так как планирование — это главная функция управления на предприятии, что играет немаловажную роль в эффективности производительности предприятия, изучение данной темы действительно является актуальной.
Сейчас планируют почти все. Планирование является самой основной из всех управленческих функций. Оно наводит мост между нашим нынешним положением и тем, которого мы хотим достичь.
Таблица 8. Производственная программа ОАО «Хлебозавод» №5
Критериями формирования производственной программы ОАО «Хлебозавод» №5 выступают анализ показателей рентабельности, убытков и прибылей завода, затрат, показатели по основным средствам, показатели эффективности выпуска той или иной продукции. Всё это учитывается при выстроении производственной программы предприятия, чем тщательней все это будет проанализировано, тем более эффективным будет внедрение планируемой производственной программы.
По итогам анализа предприятие было вынуждено отказаться от выпуска низкорентабельных и убыточных продукций. Но цена на более спрашиваемые товары будет немного завышена в будущем с целью реабилитации, за счет того, что некоторые изделия будут полностью исключены из выпуска продукции на заводе.
Всей
работой по планированию производственной
программы на предприятии занимается
экономист-плановик.
2.4
Оценка эффективности
производственного
планирования на предприятии
В настоящее время, когда экономическая ситуация меняется очень быстро, и никто не застрахован от неожиданных неудач в бизнесе, следует учитывать элементы риска.
Любые нововведения на любом промышленном предприятии должны вноситься таким образом, чтобы как можно больше вынести прибыли из данных нововведений. Также экономисты-плановики должны из любой производственной программы вынести как можно больше прибыли и как можно меньше убытков.
При построении производственной программы экономисты-плановики на ОАО «Хлебозавод» №5 учитывают все те риски, которые связаны с производством.
Для
выявления эффективности
Статьи затрат | 2009г | 2010г | 2011г | |||
руб | % | руб | % | руб | % | |
Сырье и материалы (материальные) | 4004 |
35 |
3567 |
29 |
3854,4 |
30 |
З/п с начислениями и отчислениями | 3432 |
30 |
3813 |
31 |
4111,36 |
32 |
Затраты на содержание основных средств | 3317,6 |
29 |
3444 |
28 |
3468,96 |
27 |
Прочие | 686,4 | 6 | 1476 | 12 | 1413,28 | 11 |
Итого: | 11440 | 100 | 12300 | 100 | 12848 | 100 |
В т.ч. а) постоянные | 3317,6 | 29 | 3444 | 28 | 3468,96 | 27 |
б) переменные | 8122,4 | 71 | 8856 | 72 | 9379,04 | 73 |
Таблица 9. Основные затраты завода.
Обращаясь к динамике себестоимости средств производства, представленной ниже, можно сказать, что производственная и полная себестоимость возрастают с каждым годом, при этом темпы роста производственной себестоимости равны темпам роста полной себестоимости
Себестоимость | 2006 г | 2007 г | 2008 г | Темпы роста, % |
Производственная себестоимость, руб. | 102,14 | 123 | 136,68 | 134 |
Полная себестоимость, руб. | 104,69 | 126,08 | 140,1 | 134 |
Но для того, чтобы рассчитать эффективна ли производственная программа нужно насколько эффективно производство хлебобулочных и кондитерских изделий. Стоит ли дальше заниматься выпуском данной продукции.
Показатели | 2009г | 2010г | 2011г | % | ||||||
Объем производства, ц. | 46 | 48 | 54 | 117,4 | ||||||
Количество товарной продукции, ц. | 44,16 | 47,04 | 52,92 | 119,8 | ||||||
Уровень товарности, % | 96 | 98 | 98 | -2 | ||||||
Трудоемкость, чел/час | 10,65 | 10,62 | 9,74 | 91,46 | ||||||
Производственная
себестоимость единицы |
156,52 |
153,04 |
139,33 |
89 | ||||||
Полная
себестоимость единицы |
162,78 |
159,16 |
144,9 |
89 | ||||||
Средняя цена реализации единицы продукции, руб. | 178,8 |
172,79 |
163,36 |
91,4 | ||||||
Прибыль (убытки) от реализации, руб. | 707,64 | 641,11 | 976,9 | 138 | ||||||
Валовый доход, руб. | 3112,8 | 3298,64 | 3855,6 | 124 | ||||||
Чистый доход, руб. | 1024,8 | 947,92 | 1297,44 | 172 | ||||||
Уровень рентабельности (коммерческий) или уровень убыточности, % | 9,8 |
8,6 |
12,7 |
2,9 | ||||||
Уровень рентабельности продаж, % | 8,96 | 7,9 | 11,3 | 2,34 |
Таблица 10. Экономическая эффективность производства хлебобулочных и кондитерских изделий.
С
каждым годом возрастает объем производства
хлебобулочных и кондитерских изделий.
Трудоемкость снижается примерно на
9%. Вместе с себестоимостью снижается
и средняя цена реализации. Прибыль от
реализации возрастает. Валовый доход
тоже возрос, но на 24%, в то время как чистый
доход увеличился на 27%. Отсюда можно сделать
вывод, что производство хлебобулочных
и кондитерских изделий рентабельно для
предприятия. Следовательно производственная
программа, внедренная ранее эффективна.
3.
Совершенствование
системы планирования
на ОАО «Хлебозавод»
№5
Целью развития ОАО «Хлебозавод», как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу, является повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости предприятия.
Приоритетные направления деятельности предприятия для достижения намеченной цели:
- увеличение
объема и расширение
- освоение новых рынков в Мордовии и за ее пределами;
- проведение
технологической модернизации
- развитие
и совершенствование
- повышение
мотивации и рост
На ближайшую перспективу планируется сохранение и увеличение объемов производства, финансовой устойчивости, конкурентоспособности предприятия, эффективное управление имеющимися ресурсами.
Для того, чтобы не только сохранить устойчивое положение на рынке, но и развиваться дальше, необходимо:
- совершенствовать
качество выпускаемой
- осваивать новые технологии, расширять ассортимент выпускаемой продукции;
- активнее
осуществлять механизацию и
- повышать конкурентную активность;
- устанавливать
цивилизованный диалог с
- повышать
мотивацию и рост
Увеличение производства в сложившейся ситуации на рынке возможно только за счет расширения собственной доли рынка, вытеснения конкурентов.
Поскольку в целом увеличение объема рынка маловероятно, необходимо рассматривать изменение его структуры с учетом большего разнообразия потребительских вкусов. Все большее значение будет приобретать сегмент специальных сортов хлеба и сдобы. Из современных тенденций развития хлебного рынка можно отметить производство обогащенных и лечебно-профилактических продуктов. С ростом количества специальных сортов хлеба и сдобы усилится значение маркетинговой политики предприятия по оценке спроса потребителей. Ориентация на массовый рынок сменится ориентацией на конкретные группы потребителей по полу, возрасту и уровню доходов.
Изменения основной деятельности не предполагается.
У совершенствования системы планирования на предприятии существуют поставленные цели.
Система планирования включает в себя планирование и контроль следующих объектов:
- результатов производственной деятельности;
- движения материальных потоков, численности персонала и объектов управления;
- доходов, расходов и финансовых результатов;
- движения обязательств и финансовых ресурсов;
- инвестиционной деятельности.
Основными целями совершенствования системы планирования являются:
- обеспечение связи системы планирования с системой стратегического управления компании;
- повышение финансовой прозрачности бизнеса;
- структурирование системы разграничения полномочий и ответственности, повышение ответственности за финансовые результаты деятельности;
- обеспечение контроля достижения целевых показателей подразделениями компании;
- повышение эффективности использования основных фондов, материальных и финансовых ресурсов;
- обеспечение возможности оперативного получения информации о результатах выполнения планов по уровням управления;
- обеспечение координации деятельности подразделений в процессе формирования, корректировки и исполнения бюджетов;
- подготовка данных для системы планирования и управленческого учета компании на будущие периоды.
Система планирования является средством достижения стратегических целей компании. В данной системе формируются показатели, которые являются целевыми ориентирами для достижения эффективной работы предприятия.
Исследования показали, что для фирм, выпускающих продукцию производственного назначения, т.е. для ОАО «Хлебозавод» №5 наиболее важны маркетинговые цели, связанные с долей прибыли, усилиями торговых агентов, разработкой новой продукции, продажей основным потребителям и политикой ценообразования.
Для более эффективной работы в сфере планирования предприятию стоит прибегнуть к стратегическому планированию, которое на предприятии не так хорошо развито.
Стратегический
план, разработанный на предприятии,
позволит предприятию улучшает контроль
в организации, обеспечит реорганизацию
— слияние, выделение, диверсификацию
производства, изменение направления
деятельности, позволит наитии слабые
стороны в управлении ОАО «ВЗСП» и ликвидировать
их.
Процесс планирования начинается с изучения и предварительного описания существующего положения организации, выяснения того, каким хотелось бы, чтобы оно стало в обозримом будущем, что следует предпринять для устранения возможных затруднений и достижения желаемых результатов. Необходимо дать объективную оценку состояния организации, ее конкурентоспособности, сильных и слабых сторон. Процесс планирования включает определение и оценку альтернативных способов использования ресурсов, разработку планов-стратегий и путей их реализации.
Стратегические планы отражают сегодняшние шаги организации, направленные на формирование ее потенциала и обеспечение условий будущего выживания. В процессе составления этих планов:
- формулируются и корректируются стратегические цели организации;
- формируются основные стратегии (прежде всего, маркетинга);
- определяются производимые продукты, услуги; рынки сбыта и их сегменты;
- поставщики, потребители и принципы поведения по отношению к ним; методы конкурентной борьбы;
- распределяются необходимые ресурсы;