Шпаргалка по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине "Экономика предприятия".

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

Показатели качества делятся:

- на функциональные;

- ресурсосберегающие;

- природоохранные.

К функциональным показателям качества относятся те, которые выражают потребительские свойства изделия:

- технический эффект (производительность, мощность, скорость, быстродействие и т.д.);

- надежность (долговечность);

- эргономичность (выполнение гигиенических, антропологических, физиологических, психологических требований);

- эстетичность.

К ресурсосберегающим показателям относятся:

технологические (ресурсоемкость при производстве изделия: материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость);

- ресурсоемкость рабочего процесса (потребление ресурсов в процессе эксплуатации).

Природоохранные - включают показатели экологичности и безопасности.

Под уровнем качества изделия понимается относительная характеристика качества, основанная на сравнении совокупности показателей качества рассматриваемого изделия с совокупностью базовых показателей (аналогов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.). Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами.

При применении дифференциального метода производится сопоставление идентичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества.

При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя.

Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости, вида функциональной зависимости f применяются экспертные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43 44 ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Производительность труда характеризует эффективность труда в материальном производстве. Это не только один из важнейших показателей эффективности производства, но и показатель, имеющий большое экономическое и социальное значение на макроуровне. Граждане той страны, где достигнута наивысшая производительность труда, должны иметь и самый высокий уровень жизни.

Производительность труда – это количество продукции, произведенное за определенный период в расчете на одного работника или затраты рабочего времени на единицу продукции.

Следует различать понятия производительности и интенсивности труда. При повышении интенсивности труда повышается количество физических и умственных усилий в единицу времени и за счет этого увеличивается количество производимой в единицу времени продукции. Повышение интенсивности труда требует повышения его оплаты. Производительность труда повышается в результате изменения технологии, применения более совершенного оборудования, применения новых приемов труда и не всегда требует повышения заработной платы. Показатели, определяющие уровень производительности труда, учитывают как изменение собственно производительности, так и интенсивности труда.

Показатель, определяющий количество продукции, произведенной в единицу времени называется выработкой. Выработка характеризует результативность труда.

Трудоемкость –  это количество труда, необходимое для выработки единицы продукции. Трудоемкость является характеристикой затратности труда (расходования рабочей силы).

В качестве измерителей количества произведенной продукции используют натуральные (т, м, м3, шт. и т.д.) и стоимостные показатели.

Выработка определяется в расчете на одного основного рабочего, на одного рабочего и одного работающего.

При определении выработки на одного основного рабочего количество произведенной продукции делится на численность основных рабочих.

Если рассчитывается выработка на одного рабочего, количество произведенной продукции делится на суммарную численность основных и вспомогательных рабочих.

Для определении выработки на одного работающего количество произведенной продукции делится на численность всего промышленно - производственного персонала:

Трудоемкость продукции, как и выработка, может быть рассчитана в разных вариантах. Различают технологическую, производственную и полную трудоемкость.

Технологическую трудоемкость продукции находят путем деления затрат труда основных рабочих на количество произведенной ими продукции.

Производственную трудоемкость продукции рассчитывают делением затрат труда основных и вспомогательных рабочих на количество произведенной  продукции.

Полную трудоемкость определяют делением затрат труда промышленно-производственного персонала на количество произведенной продукции:

45 Классификация и структура персонала предприятия

Трудовые ресурсы - это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.   

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) - это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

Все работники предприятия делятся на две группы:

- промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием; 
- непромышленный персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия.

По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочие, руководители, специалисты и технические исполнители (служащие). 

Рабочие - это работники, непосредственно занятые производством продукции

Руководители - работники, занимающие должности руководителей 

Специалисты - работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. Технические исполнители (служащие) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.). Важна квалиффикация всех работников

46. Формы и системы оплаты труда.

З/пл – выраженная в денежной форме часть национального дохода, кот распределяется по кол-ву и кач-ву труда, затраченного каждым работником, поступает в его личное потребелние; вознагр-ние за труд. Оплата труда – цена трудовых ресурсов, задействованных в произ-м процессе. Различают номинальную и реальную з/п. Номинальная з/п – начисл-ая и получ-ая работником з/п за опред-й период. Реальная з/п – кол-во товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную з/п.

В современных условиях на п/п применяются различные формы и системы оплаты труда, но наиболее распростр-ие получили две ФОТ: сдельная – ОТ за кол-во произвед-ой прод-и (чаще применяется сдельно –премиальная (сдельная з/п + премия); повременная – ОТ за отработанное нормативное время, кот предусм-вается тарифной системой (повр – премиальная – заработок за отработ время + премия)

Для оплаты труда рабочих устанавливается плановый ФОТ. Для расчета ФЗП устанавливается норматив з/п на 1 руб. прод-ии (з/п ППП). З/п непромышл-ного персонала планируется отдельно. Норматив з/п устанавливается на длит срок, утверждается в среднесрочных планах с распределением по годам.  При планировании определяют: фонд часовой з/п, фонд дневной з/п, фонд  годовой з/п.

Планируемый ФЗП расчит по формуле: ПФЗП = В*Нп где В – план-й выпуск нормативной чистой прод-ии Нп – плановый норматив з/п на ед прод-ии.  Для рабочих-сдельщиков ФЗП опред: ФЗП сд=∑ni=1Pi*Vi, где P- сдельная расценка, V – объем прод-ии.

Плановый ФЗП повременщиков опред-ся: ФЗП повр = ∑Тч * Ni * Фпл.i, Тч – часовая тарифная сетка, Ni – числ-сть работников повременщ, Фпл.i – плановый фонд рабочего времени рабочего i-го разряда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47 Кадровая политика

Кадровое планирование – система подбора квалифицированных кадров, имеющая своей целью обеспечить потребность организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки. Следует также принять решение об источниках потенциального набора, установить и поддерживать контакты для обеспечения того, чтобы потребности организации и потенциальное вознаграждение за труд денежное или моральное были известны будущему составу служащих.

Одна из главных задач планирования персонала – это направить имеющиеся цели планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, то есть работников из планов организации и определить время в которое они будут затребованы. И как только эти потребности будут определены в рамках кадрового планирования, необходимо составить планы достижения этих потребностей. Недобросовестное выполнение и тем более вовсе проигнорированное кадровое планирование способно спровоцировать серьёзные проблемы в самое короткое время. С помощью эффективного кадрового планирования можно укомплектовать вакантные места и уменьшить текучесть кадров, оценивая возможности карьеры специалистов в пределах компании.

Реформа предприятия предполагает наряду с достижением других целей эффективное распределение и использование занятых на предприятии работников то есть рационализацию их численности. При этом необходимо определять максимально допустимую численность работников на предприятии, при которой может быть обеспечено выполнение принятой стратегии развития предприятия и фактически избыток (дефицит) численности работников к моменту начала реализации данной стратегии.

Управление персоналом как и любым сложным процессом невозможно без использования необходимых для этого инструментов: взаимосвязанных экономических, организационных и социально – психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности в соответствии с требованиями производства. Максимально полное использование трудового потенциала работников любого предприятия ключевой фактор для успешной деятельности в условиях рыночных отношений. Кадровое планирование способно оказать значительную поддержку стратегическому процессу планирования предприятия при обеспечении средствами для достижения желаемых результатов.

48 Установление цен на товары. Учет типа рынка при установлении цены

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего (стандартного) товара, например пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, за счет предложения покупателям различных вариантов товаров и сопутствующих услуг.

Олигопольный рынок состоит из небольшого числа крупных продавцов на которые приходится основная часть продажи отрасли (автомобильная промышленность, компьютеры и т.д.). Продавцы весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга, однако избегают ценовых войн. При чистой монополии на рынке всего один продавец. В случае частной нерегулируемой монополии продавец может установить любую цену, которую выдержит рынок.

Методика установления цен.

Чтобы выжить, попавшие в трудное положение фирмы прибегают к ценовым уступкам, до тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки.

Максимизация текущей прибыли

В случаях, когда текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных, она назначает такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.

Компания, которой принадлежит большая доля рынка, будет иметь низкие издержки и высокие долговременные прибыли.

Поэтому компания, преследующая такие цели, идет на максимально возможное снижение цен.

Завоевание лидерства по показателям качества товара

Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.

49 Влияние государства на ценообразование.

Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование:
1. Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен;

использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами

фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке,

                    замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. 2.  Регулирование цен за счет  установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены 3. Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной  деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ заключается во введении ряда запретов:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике предприятия"