Шпаргалка по "Экономика Организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации".

Работа содержит 1 файл

Экон шпоры.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

48. Особенности формирования доходов от реализации товаров в предприятиях торговли. Экономическое обоснование размеров торговых надбавок.

Получение доходов является одним из необходимых  условий развития предприятий различных  организационно-правовых форм и отраслей. Доходы решают следующие основные задачи:

1) возмещение  издержек производства и обращения;

2) формирование  средств государственного и местного  бюджета;

3) формирование  прибыли, направленной на производство  и социальное развитие предприятий и обеспечивающей решение задачи самофинансирования.

Доход предприятия представляет собой  разность между оборотом по розничным или оптовым ценам (без НДС и акциза) и оборотом по ценам закупки товаров. Его можно назвать доходом по торговой деятельности. Наряду с доходом от реализации у предприятия могут быть и дополнительные доходы от прочих видов деятельности (оказания услуг, подсобных хозяйств).

Неосновной  деятельностью считаются реализация основных средств и иного имущества  предприятия, сдача имущества в аренду, операции с ценными бумагами, долевое участие других предприятий.

В процессе управления доходами все факторы, на них влияющие, принято разделять на 2 основные группы:

1) зависящие  от деятельности предприятий  торговли и общего питания (внутренние факторы);

2) не  зависящие от деятельности предприятий  торговли и питания (внешние факторы).

К системе  внешних факторов относятся: политика государства в области регулирования  торговых надбавок (наценок), таможенных пошлин, ставок банковских процентов за пользование кредитами,  степень конкуренции на рынке потребительских товаров, уровень оптовых (закупочных) цен на товары (сырье) предприятий-производителей, платежеспособность населения, соотношение спроса и предложения, территориальное расположение и др.

В числе  внутренних факторов называют:

- объем товарооборота, его структуру, состав, звенность товародвижения и т. д.;

- типизацию предприятий торговли и питания;

- качество  товаров и уровень торгового  обслуживания;

- ценовую стратегию и т. п.

Одним из элементов розничной цены и  главным источником доходов предприятий  торговли являются торговые надбавки, а предприятий питания - наценки.

Торговые  надбавки (наценки) характеризуют цены торговых услуг, оказываемых покупателям. Они обеспечивают самоокупаемость хозяйственной деятельности и создают условия для самофинансирования.

Размер  торговых надбавок (наценок) устанавливается  в процентах к цене закупки с учетом назначения предприятия и конъюнктуры рынка. Нижний предел формирования торговой надбавки зависит от цены оптового предложения производителя и оптовых посредников.

Торговая  надбавка предназначена создавать  условия для прибыльной работы предприятия, отражать специфику реализации отдельных групп товаров, стимулировать использование ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

49. Формирование прибыли  предприятия.

Любое коммерческое предприятие основной своей целью считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности фирмы и свидетельствует о ее успешности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие терпит убытки.

Как экономическая  категория прибыль предприятия отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. Она выполняет определенные функции:

- характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли означает, что доходы превышают расходы;

- выступает основным элементом финансовых ресурсов предприятия (стимулирующая функция). Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития, материального поощрения работников;

- служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

В настоящее  время в бухгалтерском учете  выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

Валовая прибыль понимается как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и их себестоимостью.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль (убыток) до налогообложения  — это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные.

Прибыль (убыток) от обычной  деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды).

Чистая  прибыль - часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Она используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов и реинвестиций в производство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

50. Показатели рентабельности.

Показатели  рентабельности используют для сравнительной  оценки эффективности работы отдельных  предприятий, отраслей. Они характеризуют  полученную прибыль по отношению  к затраченным ресурсам. Наиболее часто используют в промышленности, такие показатели как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность  продукции (норма  прибыли) - это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат).

Рентабельность  производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов).

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности применяют при оценке финансового состояния предприятия.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

51. Планирование прибыли.

Планирование  прибыли от реализации товарной продукции  может осуществляться различными способами.

Метод прямого счета: прибыль находится как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Исчисление  прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

а) определение  базовой рентабельности как частного ожидаемой прибыли за отчетный год и полной себестоимости сравнимой товарной продукции за тот же срок;

б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного  года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

в) учет влияния на плановую прибыль различных  факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

Метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, цена товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а влияние на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен, выявляется с помощью аналитического метода.

Метод, основанный на эффекте  производственного (операционного) рычага (CVP-анапиз). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью таких данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Для предприятий очень важно обозначить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и цену продаж, при которых предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыли, но без убытка.

После нахождения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т. е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приходя к убыточности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

52. Эффективность и  конкурентоспособность

предприятия.

Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к важнейшим категориям рыночной экономики.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступает прибыль или экономия затрат и ресурсов.

Экономическая эффективность - это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Она зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, эта величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.

Эффективность производства характеризует повышение  производительности труда, наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов при наименьших затратах.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Она может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, или фирм, выпускающих аналогичные товары. Конкурентоспособность зависит от факторов, которые можно считать ее составляющими. Их делят на 3 группы:

1) технико-экономические;

2) коммерческие;

3) нормативно-правовые.

Первая  группа включает в себя качество, продажную  цену, затраты на эксплуатацию или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и т. д.

Вторая  группа состоит из конъюнктуры рынка, предоставляемого сервиса, рекламы, имиджа фирмы.

Третья  группа отражает требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

53. Оценка эффективности  хозяйственной деятельности  включает анализ: предварительный, финансовой устойчивости, ликвидности баланса, финансовых коэффициентов, финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика Организации"