Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по дисциплине "Экономика отрасли"
1. Антимонопольное регулирование торг. деят
2. Валовый доход торговли, источники его формирования и экономическая роль
3. Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле
4. Индекс Херфиндаля- Хиршмана
...
40.Электронная торговля: сущность, формы, тенденции, плюсы и минусы
1.бум торговой деятельности
2.быстро росло количество зарегистрированных хоз.субъектов
2этап. 2000-2008
Экономика преодолела спад и перешла к экономическому росту, на основе благоприятной мировой конъюктуры на сырьевые товары.
Торговля:-шло развитие материально-технической базы
-пополнилась квалификационными специалистами
-возросло количество работающих
3этап.2009 по настоящее время
Переход к модели развития на рыночной основе
Торговля: -обновление материально-технической базы
-концентрация и централизация торговой деятельности
-повышение культуры и качества обслуживания покупателя
-многообразие форматов розничных торговых предприятий
21.Роль торговли в становлении социалистической экономики. НЭП(1921-1926г.г.)
Вопросы регулирования торговли, которая играла роль основного звена нэпа, в мае 1921 г. были переданы от ВСНХ и Наркомпрода в специально созданную Комиссию внутренней торговли. В 1924 г. она была преобразована в Наркомат внутренней торговли. Наряду с государственными торговыми организациями возникли смешанные торговые общества. Допускалась свобода частной торговли. Заработали ярмарки, торговые выставки и биржи. Большое развитие получила потребительская кооперация. Но основные позиции в торговле занимало государство. Через Наркомвнешторг оно целиком контролировало внешнюю торговлю, куда частный капитал не допускался. Государственным торговым организациям принадлежало 77% оптовой торговли внутри страны, 15 — частному капиталу и 8% — кооперации. У частного капитала поначалу были особенно сильны позиции в розничной торговле: в разгар нэпа она на 75% контролировалась капиталистами. Планомерное наступление на нэпманов, занятых в этой сфере, началось в декабре 1923 г., когда были осуществлены операции ОГПУ по административной высылке из Москвы, а затем и из других крупных городов спекулянтов, контрабандистов, валютчиков и других “социально опасных элементов”. В феврале 1924 г. в Москве были обвинены в спекуляции и высланы на Север более тысячи нэпманов. В целом этот год стал периодом новой “красногвардейской атаки на капитал”. В 1925/26 хозяйственном году удельный вес капиталистического сектора в торговле понизился до 42,2%, а в 1927/28 г. — до 24,8%. Частный капитал из этого сектора вытеснялся в основном кооперацией.
Торговля и цены были основным механизмом неэквивалентного обмена между городом и деревней, позволявшим получать накопления крестьян для индустриализации. Промышленность, объединенная в синдикаты, диктовала цены рынку. В погоне за прибылью синдикаты в урожайном 1923 г. всего за несколько месяцев подняли цены на промышленные товары в два с лишним раза. Чтобы купить плуг крестьянин должен был продать 36 пудов ржи (в 1913 г. — 10). В некоторых губерниях пара сапог была эквивалентна стоимости 44 пудов муки. Крестьяне не могли покупать товары по таким ценам. В итоге промышленные товары лежали на складах, заводы оставались без выручки. Кризис 1923 г. стал следствием первой попытки перехода к “сверхиндустриализации”, предлагавшейся Л. Д. Троцким.
22.Современные форматы торговых предприятий. Общая характеристика.
ФОРМАТ ТОРГОВЛИ — это совокупность параметров, по которой определяется принадлежность торгового предприятия к одному из распространенных в мировой практике видов.
Каждый из форматов имеет устоявшееся наименование.
На практике достаточно оценить предприятие по небольшому количеству параметров.
Это: площадь торгового зала; площадь складских, вспомогательных, офисных помещений; количество расчетно-кассовых узлов; присутствующие в ассортименте категории товара (ширина ассортимента); количество позиций в категориях (глубина ассортимента); доля товара, производимого специально для данного предприятия ( «марки продавца»); форма обслуживания (для предприятий самообслуживания отдельно оценивается и доля традиционной торговли «через прилавок»); предоставляемый сервис; часы работы; списочное количество персонала; оборот за день, месяц, год; оборот с единицы площади; среднее количество покупок в день; уровень цен на базовые позиции ассортимента
В настоящее время в России действуют пять основных форматов розничной торговли, принятых компаниями, специализирующимися в основном на продаже продуктов питания:
-гипермаркет,
-супермаркет,
-магазин-склад (cash & carry),
-дискаунтер,
-магазин "у дома".
Дискаунтеры – в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие цены, благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно упала.
Супермаркеты – магазины с большим предложением товара (до 25 тыс. наименований), с более высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего.
Гипермаркеты – с гиперпредложением товаров разнообразных категорий: от автомобильных принадлежностей до свежей выпечки, здесь достаточно низкие цены, но рассчитаны гипермаркеты на тех, кто может позволить себе приехать за покупками на машине и затовариться сразу на неделю, то есть тоже на достаточно обеспеченных людей.
“Магазины у дома” – небольшие магазины, предназначены для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ними покупателей. В идеале предполагается, что в такой универсам можно попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом молока. Другое название таких магазинов – сonvenience store. В классическом сonvenience store обычно имеются кафе, ресторанчики, интернет-кафе, салоны бытовых услуг: от парикмахерской до видеопроката. Этот сегмент недостаточно развит на российском рынке, что также выражается в том, что “магазины у дома” не всегда предоставляют дополнительные услуги, и поэтому не соответствует классическому пониманию сonvenience store.
23.Соотношение понятий «отрасль» и «рынок».
Отрасль- качественно-однородная группа хозюединиц, характеризующаяся особенностями их деятельности. отрасли в современной российской экономики классифицируются по 2 основным классификаторам1.ОКОНХ и 2.ОКВЭД Отрасли делятся на 2 группы: первичные и вторичные.
Специализированный рынок – место встречи продавца и покупателя товаров и услуг определенной отрасли
Рыночное пространство определяет структуру отраслевого производства по всем основным направлениям.
Виды отраслевого рынка
1. Продуктовые – определяются путем анализа выручки от изменения цены товара
2. Географические – определяются принадлежностью разный рынков и определенной территории где одинаковые условия
3. Временные – определяются способностью фирм обеспечить устойчивый спрос на выпускаемую продукцию на определенный период.
Типы отраслей в рыночной структуре:
1. Модель чистой конкуренции
2. Модель чистой монополии
3. Модель монополистической конкуренции
4. Модель монополии
24.Спрос и предложение в розничной торговли. Закономерности их развития.
Структура совокупного спроса:
1.Потребительский спрос- обеспечивает розничная торговля
2.Инвестиционный спрос-обеспечивает оптовая торговля
3.Гос. спрос
Потребительский спрос его формирует и осуществляет розничная торговля. Это потребность в товарах и услугах личного потребления подтвержденная потребительскими расходами. Величина потребительского спроса, его структура и динамика формируются под воздействием множества факторов:
1.потребительские предпочтения
2.численность и структура потребителя на рынке
3.уровень денежных доходов и дифференциация
4.уровень цен на товары и услуги
5.ожидание потребителей
6.Географические, климатические, национальные и культурныефакторы
Предложение товаров – это наличие на рынке товров и услуг обеспечивающий спрос
Предложение формируют:
Производительность товаров и услуг малого и производственного назначения
Оптовая торговля формирует и обеспечивает поставку потребительских инвестиционных товаров.
Закономерности развития спроса и предложения:
1.В процессе исторического развития мунипального района,края – это рост спроса и предложения
2.Изменение структуры спроса и предложения
3.Усиление сбалансирования(спроса и предложения)
25. Структура розничной торговли: по формам торговли, по типам хозяйствующих субъектов, по формам собственности.
Форма торговли. Хотя большинство товаров и услуг до сих пор продают в магазинах, но темпы роста внемагазинной розничной торговли очень велики. Рассмотрим некоторые формы внемагазинной розничной торговли.
Розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону - это деятельность по сбыту с использованием почты и телефонных линий для сбора заказов и содействия доставке товаров. Система ПосылТорга возникла очень давно, во времена, когда клиенты стали отправлять свои заказы по почте.
Торговлю с заказом по каталогу практикуют обычно предприятия ПосылТорга со смешанным ассортиментом. Продавцы либо рассылают определенному кругу клиентов каталоги, либо предоставляют возможность получить их в своих торговых помещениях бесплатно или по низкой цене. Крупные розничные предприятия имеют отделы «товары почтой» в своих магазинах.
Прямой маркетинг предполагает объявления в газете, по радио или телевидению с описанием какого-либо товара, который потребители могут заказать по почте или по телефону. Таким образом, продают, как правило, книги, бытовые приборы.
Применяют и такую форму продажи, как «директ мейл». Фирмы рассылают почтовые отправления - письма, листовки, проспекты - потенциальным клиентам, имена которых занесены в компьютер. Рассылочные списки можно закупать у специализированных фирм. Почтовая реклама оказалась действенной для стимулирования сбыта книг.
Такой вид торговли, как продажи по телефону, лишь начинает распространяться в нашей стране. Пользуются телефоном для продажи чего угодно.
Особенно быстрыми темпами развивается торговля через торговые автоматы. С их помощью продают множество разнообразных товаров: сигареты, безалкогольные напитки, конфеты, газеты, горячие напитки. Торговые автоматы размещают на заводах, в учреждениях, в крупных магазинах и на вокзалах. Преимущества торговых автоматов - круглосуточная продажа и самообслуживание. Вместе с тем это сравнительно дорогой канал распределения.
Служба заказов со скидкой оказывает содействие обособленным группам клиентов - обычно рабочим и служащим крупных организаций, таких, как государственные учреждения, которые производят закупки по ценам со скидкой у ряда выбранных для этой цели розничных торговцев. Потребитель, желающий приобрести видеомагнитофон, получает от службы заказов специальный бланк, с которым идет к определенному торговцу и покупает товар со скидкой.
Торговля вразнос берет начало много веков назад. Сегодня торговлей вразнос по принципу «в каждую дверь», в каждое учреждение занимается множество фирм и предпринимателей. Торговля вразнос удовлетворяет нужды людей с точки зрения удобства и проявления внимания к их личности, присущих покупке на дому. Цены продаваемых подобным образом товаров нельзя назвать низкими, поскольку торговля вразнос - предприятие дорогое. Будущее этой формы розничной торговли довольно неопределенно.
Торговля внемагазинная(палатки) и магазинная
По формам собственности смешанная,государственная и частная.
26.Сущность и основные показатели концентрации в торговой отрасли
Концентрация – процесс сосредоточения капитала, материальных, трудовых, финансовых ресурсов, производство и реализация товаров на крупных и крупнейших предприятиях.
Показатели уровня концетрации
Концентрация продавцов- плотность наличия фирм производящих один и тот же товар и степень их влияния на рыночную цену
Концентрация покупателей- плотность наличия фирм являющихся покупателем одного и того же товара и степень их влияния на рыночную цену
27.Сущность, классификация и состав издержек обращения.
Издержки – это выраженные в денежной стоимости затраты производственных факторов необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности.
Виды затрат: Экономические (затраты включаемы в состав издержек обращения и финансовые затраты и расходы не включенные в состав издержек обращения), Текущие затраты (экономические затраты + затраты на закупку товаров), Совокупные (текущие затраты + капиталовложения в расширение воспроизводство основных фондов).
Классификация издержек обращения:
1. по участию в образовании: чистые – это затраты носящие непроизводственный характер (заработная плата и т.д.), дополнительные – эти издержки обусловлены издержками производственного характера, дополнительные расходы (транспорт, погрузка, разгрузка и т.д. )
2. по способу отнесения на отдельные товары и товарные группы: Прямые, Косвенные (преобладают в книжной торговле).
3. по составу: простые – расходы которые нельзя расчленить на виды (заработная плата), комплексные – ст. прочие расходы.
4. по экономическим элементам: Материальные, Расходы на оплату труда, Отчисления на социальные нужды амортизация основных фондов, Прочие затраты.
5. явные, неявные.
Показатели издержек обращения:
1. Абсолютный показатель – их сумма за определенный период времени исчисленная в рублях.
2. Основной относительный показатель издержек обращения выступает их уровень который рассчитывается как отношение суммы издержек обращения за определенный период времени к сумме товарооборота.
Уио = Сумма ио\ товарооборота * 100%
Общий уровень издержек обращения есть уровень переменных + сумма постоянных на товарооборот *100%
3. Показатель экономичности
Пэ = плановые затраты \ фактические затраты
4.Эффект использования производственных ресурсов отношение товарооборота или прибыли к издержкам обращения.
28.Торговая прибыль: сущность, источники и факторы роста
Торговая прибыль, прибыль, получаемая от реализации товаров за счёт разницы между покупной и продажной ценами. В условиях простого товарного производства извлечение Торговая прибыль осуществлялось преимущественно на основе неэквивалентного обмена вследствие относительной неразвитости товарного обращения, разобщённости рынков, множественности цен на однородную продукцию и т.п.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика отрасли"