Шпаргалка по дисциплине "Экономика отрасли"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по дисциплине "Экономика отрасли"
1. Антимонопольное регулирование торг. деят
2. Валовый доход торговли, источники его формирования и экономическая роль
3. Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле
4. Индекс Херфиндаля- Хиршмана
...
40.Электронная торговля: сущность, формы, тенденции, плюсы и минусы

Работа содержит 1 файл

Шпоры по экономике отрасли.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

“Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Косвенные методы — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

9. Методы определения потребности в  торгово - складской сети на 1000 жителей (нормативный, статистический, техноко- экономических расчетов) .

1 Нормативный метод, Нормативы в торговой деятельности  устанавливают Федеральное Правительство, региональное, муниципальное. В России: современные нормативы 230 кв.м. в т.ч. 90- проды и 140- непроды. В 86-90 года: 200 кв. м. в т.ч. 90-прод. 110-непроды. Норматив складской на 1 день  товарных запасов на 1 тыс. жителей 4,5 кв.м. (общий) .

2. Статистический  метод- основан на изучении сети за ряд лет, в динамике.

3. Метод технико- экономических расчетов  Пт=Тк/Пс, где Пт- потребность в торговых площадях

Тк- товарооборот на конец года

Пс- пропускная способность торговой площади –объем товарооборота на 1 кв. м.

10. Правовые основы современной торговли.

Торговля- отрасль, которая порождена природой рынка, поэтому все законы рынка действуют и в торговле. Т. Регулируется множеством законов ( прим. 600) и множеством подзаконных актов,нормативов на всех уровнях власти. Современная торг деят-ть в РФ, кроме др. законодательных актов рег-ся базовыми законами:

А) ФЗ « О защите прав потребителя» от 1992

ФЗ  о защите прав потребителя состоит из 4 Глав: Общие положения,Защита прав потребителя при продпже товаров потрбеьителю, защита прав потребителя при выполнении работ или услуг, государственная и общесоциальная защита прав потребителя.

Б) ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

                    развитие торговой деятельности и формирование конкурентной среды, поддержка российских производителей товаров;

                    обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, осуществляющих торговую деятельность, и лиц, совершающих поставки производимых или закупаемых товаров

11..Мультиформатные торговые сети.

Супермаркет (англ. supermarket), крупный магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными); одна из современных форм концентрации капиталистической торговли. С. впервые возникли в США (1930), где получили распространение после 2-й мировой войны 1939—45. В 60-е гг. более 10% всех продовольственных магазинов США были построены по принципу С.; их доля в общей торговле продовольствием составляла 70%. 60-е — середина 70-х гг. отмечены интенсивным процессом развития С. в странах Западной Европы. С. — магазины с большими торговыми залами и разнообразным ассортиментом товаров, расположенные либо в центре жилых кварталов, либо в пригородных зонах, вблизи автострад. Основываются главным образом в системе крупных торговых компаний — торговых центров и других объединений розничной торговли. Осуществляют массовый сбыт товаров.

Гипермаркет — предприятие торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м². Отличительные особенности гипермаркета по сравнению с другими типами предприятий торговли устанавливаются ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». Описание Согласно ГОСТ Р 51773-2009, гипермаркет должен иметь торговую площадь не менее 4000 м².От других магазинов самообслуживания и от супермаркетов гипермаркеты отличаются, прежде всего, масштабностью. Это не только большие торговые площади, но ещё и универсальный ассортимент товаров, превышающий ассортимент супермаркета в 3—10 раз, особенно это касается непродовольственных товаров, насчитывающий обычно до 40—50 тысяч позиций. Ассортимент может увеличиваться за счет добавления нетипичных групп товаров. На непищевую продукцию в продуктовых гипермаркетах приходится до 35—50 % общего ассортимента. Гипермаркеты ориентированы как на менее состоятельного клиента, так и на оптовых покупателей.Гипермаркеты в своей рекламе делают акцент на низкие цены товаров-маркеров и широкий ассортимент, проводят разнообразные акции распродажи товаров, предлагают дисконтные пластиковые карты покупателей. Гипермаркеты могут выступать якорными арендаторами крупных торговых центров или собственниками собственных магазинов. Для гипермаркетов существенным условием является просторная парковка.

Дискаунтер. Это небольшой магазин низких цен.цены в дискаунтерах на 10 %ниже, чем в среднем по рынку. При этом эффект низких цен достигается за счет намеренного сужения ассортимента.

Ориентируется на либо малообеспеченные, либо исключительно экономные слои населения. Существует несколько разновидностей дискаунтов:

Жесткий дискаунт. Нацелен на обслуживание потребителей, которые живут в непосредственной близости от магазина. Площадь 400-1000 кв. м. выбор продуктов  в одной категории достаточно скромный (ассортимент 750-900 позиций по сравнению с 30000 в гипермаркетах). Это базовые продукты, которые семья покупает в течение недели.Минимальные торговые наценки, оплата производится только наличными.

Мягкий дискаунт. Сохраняет все основные черты предыдущего формата, обладает расширенным ассортиментом 1300-1800 товарных позиций. В торговом зале кроме самообслуживания в небольшом количестве применяется торговля через прилавок..

Дискаунтные универмаги. 30%  их площади отведены под продукты питания,уровень обслуживания низкий. Главная особенность низкие цены.

«Торговый центр» Огромный торговый и культурно-развлекательный центр, предназначенный для посещения тысячами людей единовременно. Торговый центр-это группа архитектурно объединенных торговых предприятий, выстроенных на едином специально спланированном, развитом и управляемом участке. Они занимаются продажей товаров повседневного спроса и  или длительного пользования, одежды, украшений, мебели, товаров для дома, предоставляют бытовые и персональные услуги. Площадь торгового центра может достигать 40 тыс-70  тыс кв. м., они создаются и эксплуатируются специализированной компанией в тесном взаимодействии с муниципальными властями, поскольку после запуска ТЦ существенно изменяются транспортные потоки, создает тысячи рабочих мест. Торговые центры разделяются на следующие основные категории:

Микрорайонные. Общей площадью 5000-7000 кв.м., его зона обслуживания 10 мин. пешеходной и автобусной доступности.

Окружные.Площадь 15-45 тыскв.м. Зона обслуживания 15-30 мин автомобильной доступности.

Региональные. Площадью 70-200 тыскв.м.(продовольственные, непродовольственные товары, развлекательный комплекс), более 30 мин автомобильной доступности.

Суперрегиональные . имеет площадь от 150-300 тыс. кв. м. и более. Развлекательные, бытовые, гостиничные услуги.

«Универмаг»Представляет собой 3-5 этажное здание с единым торговым пространством и ассортиментом до 100 тыс наименований. Его основные характеристики:

                    Здание правильной формы

                    Торговая площадь порядка 8000 кв.м. и выше

                    Площадь одног этажа не менее 1200 кв.м.

                    Распределение товарных групп по этажам по тематическому принципу

                    Наличие боьшой сервисной службы для покупателей.

Торговлю в универмаге и все операции, связанные с процессами торговли, проводит один оператор. он же является владельцем(или арендатором) здания универмага. В аренду сдаются площади только под предприятия общественного питания и сервиса, причем их по отношению к общим площадям немного. Универмаг может быть как независимым, так и сетевым.

Основной контингент посетителей составляют лица со средними доходами. Поэтому оснащение универмага, как правило, обеспечивает определенный комфорт: автоматически раскрывающиеся двери, эскалаторы, места для отдыха, комнаты матери и ребенка и т.д.

«Cash&Carry» — формат торговли. Обычно магазин формата «Cash & Carry» — это магазин самообслуживания, предоставляющий возможность покупателям приобретать различные товары в розницу и мелким оптом.Магазины «Cash&Carry» ориентированы на мелкооптовых и оптовых покупателей, приобретающих товары за наличный расчёт. Политика низких цен и постоянное наличие оптовых и мелкооптовых партий товаров позволяет поддерживать высокий товарооборот во всех категориях продукции. Магазин «Cash&Carry» предоставляет широкий ассортимент как продуктов питания, так и промышленных товаров. Глубина же ассортимента каждой из товарных групп менее разнообразна, чем в гипермаркете. Магазин данного формата работает по нескольким прайс-листам, в зависимости от объёма покупки. Поскольку основными клиентами являются оптовые и мелкооптовые покупатели, оформление покупки предполагает оперативное составление бухгалтерских документов, предоставление дополнительных документов на товар в точках продаж.

 

12.Обьем, динамика и структура розничной торговли Хабаровского края

Темп роста=отчет/базис, темп прироста=отчет-базис, структура=часть/целое

13. Органы государственного  и муниципального регулирования торговли и их полномочия.

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность).

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

1) внешнеторговой деятельности;

2) торговли на товарных биржах;

3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

5. Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

Методы государственного регулирования торговой деятельности

1. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1) установления требований к ее организации и осуществлению;

2) антимонопольного регулирования в этой области;

3) информационного обеспечения в этой области;

4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

2. Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности

1. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности:

1) обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;

2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика отрасли"