Сфера сервиса как контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:58, лекция

Описание работы

Краткий курс лекций по экономике организации

Работа содержит 1 файл

краткий курс лекций.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

    Показатель  "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" включает выручку от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций (поступления, связанные с отдельными фактами хозяйственной деятельности), являющиеся доходами от обычных видов деятельности.

    Показатель "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" отражает учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам, без учета общепроизводственных расходов. Организации, осуществляющие торговую деятельность, отражают по данной статье покупную стоимость товаров, выручка от продажи которых отражена в данном отчетном периоде. Общепроизводственные расходы при этом отражаются по статье "Управленческие расходы". Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения  отражаются в статье "Коммерческие расходы".

    Валовая прибыль определяется как разница между данными статьи "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" и данными статьи "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг".

    Прибыль (убыток) от продаж  определяется вычитанием из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов.

    Прибыль (убыток) до налогообложения образуется как разница между показателем прибыли (убытка) от продаж и данными статей «Прочие доходы и расходы».

    Чистая  прибыль организации за отчетный период или убыток формируется исходя из прибыли до налогообложения за вычетом налога на прибыль.  

    20 вопрос. Распределение  и использование  прибыли 

          Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:

    • на формирование резервных фондов;

    • на выплату доходов учредителям (участникам);

    • на создание фондов целевого (специального) назначения – фонды накопления и  потребления.

            При этом существуют два подхода  к распределению чистой прибыли.  

           1. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов: накопления и потребления (рис. 4).

    Фонд  накопления направлен на создание нового имущества и используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и непроизводственного назначения и осуществление других капитальных вложений, которые не носят безвозвратный характер. Кроме того, за счет фонда накопления финансируются расходы, которые носят безвозвратный характер:

  • на проведение научно-исследовательских работ;
  • на природоохранные мероприятия;
  • расходы сверх установленных норм включения в себестоимость для налогообложения; и др.

     

    Фонд  потребления подразделяется на фонд материального поощрения, который используется на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование работников: выплату премий, оказание материальной помощи, оплату лечения, путевок и др. и фонд социального развития, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу и создается для финансирования строительства зданий и сооружений, находящихся на балансе предприятия.

           2. При    втором   подходе распределения чистой прибыли остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

      Выбор способа распределения  чистой прибыли осуществляется  предприятием самостоятельно.

    Резервный фонд формируется на случай непредвиденных ситуаций и предназначен для покрытия непредвиденных потерь, вызванных стихийными бедствиями, и балансовых убытков.

    Формирование  резервных фондов в акционерных  обществах (АО) и совместных предприятиях (СП) имеет некоторые особенности, связанные с исключением из налогообложения части прибыли, направляемой в резервный фонд:  размеры резервного фонда должны соответствовать учредительным документам; отчисления в резервный фонд АО не должны быть меньше 15%, а в резервный фонд СП – не меньше 25% уставного капитала.

    Чистая  прибыль является единственным источником средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также источником средств для распределения между участниками обществ с ограниченной ответственностью пропорционально их долям в уставном капитале.  

    21 вопрос. Показатели  экономической эффективности  деятельности предприятия

    Эффективность производства – результативность производственно-хозяйственной деятельности, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами выражающими достигнутый уровень производительных сил и степень их использования. Из данного определения следует, что уровень экономической эффективности есть сопоставление двух величин: экономического эффекта и производственных затрат и ресурсов.

    Экономический эффект – результат реализации хозяйственного мероприятия, выражаемый в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект от реализации хозяйственной операции или мероприятия – величина абсолютная, зависящая от масштабов продаж продукции и экономии затрат. Таким образом, эффективность хозяйственного мероприятия зависит от экономического эффекта, а также от затрат, который определили данный эффект

            Важная роль в системе показателей  эффективности предпринимательской деятельности принадлежит такому показателю, как рентабельность. Если прибыль является абсолютным показателем доходности, то относительным  является уровень рентабельности.

    Предприятие рентабельно, если суммы выручки  от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность работы предприятия, дает представление о способности предприятия к приращению капитала.

          При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет  выявить  не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

    Рентабельность  может исчисляться по-разному. Основной показатель – это показатель общей рентабельности или показатель рентабельности активов, который исчисляется по формуле: 

                                                  

,                                        (20) 

    где Ра – рентабельность активов, %; П – балансовая прибыль, руб.;    А – сумма активов предприятия, руб.

    Данный  коэффициент рентабельности показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль вложенного капитала.

    Кроме рентабельности активов в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции: 

                                           

                                             (21) 

    где Рпр – рентабельность продукции, %; П – валовая прибыль предприятия, руб.; Сп – полная себестоимость реализованной продукции, руб.

          Для предприятий торговли и  общественного питания  рассчитывается  рентабельность товарооборота по следующей формуле:

                                                                                    ,                                           (22)

    где Рт – рентабельность товарооборота, %; П – сумма прибыли от продаж; Т – объем товарооборота (без НДС).

            Рентабельность производственных фондов предприятия определяется по следующей формуле:

                                                      ,                                 (23)

    где Рф – рентабельность основных фондов, %; П – сумма прибыли (валовой или чистой); ОФ – средняя стоимость основных средств (фондов); МС – средняя стоимость материальных оборотных средств.

            Одним из важных показателей  эффективности является величина  затрат на один рубль реализованной продукции, показывающий количество затрат, вложенных для получения одного рубля продукции. Этот показатель рассчитывается по формуле:

                                                 ,                                             (27)

    где  Срп – полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб.;  Впр – выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб. Если затраты на один рубль реализации меньше рубля, то предприятие получает прибыль; если же величина показателя больше единицы, то это говорит о том, что предприятие является убыточным. Снижение затрат на один рубль реализации свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия.

           Эффективность использования какого-либо  одного вида затрат и ресурсов выражается в системе дифференцированных показателей эффективности. К ним относятся: производительность труда и трудоёмкость, материалоотдача и материалоёмкость продукции, фондоотдача и фондоёмкость, капиталоотдача и капиталоёмкость. Дифференцированные показатели эффективности рассчитываются как отношение выпуска продукции к отдельным видам затрат или ресурсов или наоборот – затрат или ресурсов к выпуску продукции. 

    Вопрос 22. Понятие, функции, назначение бизнес-плана 

    Бизнес-план – документ, представляющий собой объективную оценку собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии  с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем раскрываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Именно на основании данного документа партнеры и инвесторы предоставляют денежные средства.

    Имеются четыре мотива, которые в процессе планирования требуют составления бизнес-плана:

    1. Инвестирование средств в любую, даже самую привлекательную идею, содержащуюся в стратегическом плане, всегда сопряжено с риском. Процесс разработки бизнес-плана включает обдумывание идеи, заставляет ее авторов критически и беспристрастно взглянуть на предлагаемый проект во всей его полноте. Поэтому план способствует предотвращению ошибок и снижению риска.

    2. Бизнес-план является официальным документом, который используется для кредитования и финансирования мероприятий стратегического плана.

    3. Бизнес-план является рабочим инструментом, с помощью которого составляются все разделы технико-экономического плана предприятия. На его основе создается эффективная система управления предприятием.

Информация о работе Сфера сервиса как контроль