Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:58, лекция
Краткий курс лекций по экономике организации
Показатель "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" включает выручку от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций (поступления, связанные с отдельными фактами хозяйственной деятельности), являющиеся доходами от обычных видов деятельности.
Показатель "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" отражает учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам, без учета общепроизводственных расходов. Организации, осуществляющие торговую деятельность, отражают по данной статье покупную стоимость товаров, выручка от продажи которых отражена в данном отчетном периоде. Общепроизводственные расходы при этом отражаются по статье "Управленческие расходы". Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения отражаются в статье "Коммерческие расходы".
Валовая прибыль определяется как разница между данными статьи "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" и данными статьи "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг".
Прибыль (убыток) от продаж определяется вычитанием из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов.
Прибыль (убыток) до налогообложения образуется как разница между показателем прибыли (убытка) от продаж и данными статей «Прочие доходы и расходы».
Чистая
прибыль организации за отчетный
период или убыток формируется исходя
из прибыли до налогообложения за вычетом
налога на прибыль.
20
вопрос. Распределение
и использование
прибыли
Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:
• на формирование резервных фондов;
• на выплату доходов учредителям (участникам);
• на создание фондов целевого (специального) назначения – фонды накопления и потребления.
При этом существуют два
1. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов: накопления и потребления (рис. 4).
Фонд накопления направлен на создание нового имущества и используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и непроизводственного назначения и осуществление других капитальных вложений, которые не носят безвозвратный характер. Кроме того, за счет фонда накопления финансируются расходы, которые носят безвозвратный характер:
Фонд потребления подразделяется на фонд материального поощрения, который используется на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование работников: выплату премий, оказание материальной помощи, оплату лечения, путевок и др. и фонд социального развития, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу и создается для финансирования строительства зданий и сооружений, находящихся на балансе предприятия.
2. При втором подходе распределения чистой прибыли остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.
Выбор способа распределения чистой прибыли осуществляется предприятием самостоятельно.
Резервный фонд формируется на случай непредвиденных ситуаций и предназначен для покрытия непредвиденных потерь, вызванных стихийными бедствиями, и балансовых убытков.
Формирование резервных фондов в акционерных обществах (АО) и совместных предприятиях (СП) имеет некоторые особенности, связанные с исключением из налогообложения части прибыли, направляемой в резервный фонд: размеры резервного фонда должны соответствовать учредительным документам; отчисления в резервный фонд АО не должны быть меньше 15%, а в резервный фонд СП – не меньше 25% уставного капитала.
Чистая
прибыль является единственным источником
средств для выплаты дивидендов в акционерных
обществах, а также источником средств
для распределения между участниками
обществ с ограниченной ответственностью
пропорционально их долям в уставном капитале.
21 вопрос. Показатели экономической эффективности деятельности предприятия
Эффективность производства – результативность производственно-хозяйственной деятельности, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами выражающими достигнутый уровень производительных сил и степень их использования. Из данного определения следует, что уровень экономической эффективности есть сопоставление двух величин: экономического эффекта и производственных затрат и ресурсов.
Экономический эффект – результат реализации хозяйственного мероприятия, выражаемый в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект от реализации хозяйственной операции или мероприятия – величина абсолютная, зависящая от масштабов продаж продукции и экономии затрат. Таким образом, эффективность хозяйственного мероприятия зависит от экономического эффекта, а также от затрат, который определили данный эффект
Важная роль в системе
Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность работы предприятия, дает представление о способности предприятия к приращению капитала.
При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Рентабельность
может исчисляться по-разному. Основной
показатель – это показатель общей
рентабельности или показатель рентабельности
активов, который исчисляется по формуле:
где Ра – рентабельность активов, %; П – балансовая прибыль, руб.; А – сумма активов предприятия, руб.
Данный коэффициент рентабельности показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль вложенного капитала.
Кроме
рентабельности активов в процессе
анализа предпринимательской деятельности
предприятий широко используется показатель
рентабельности продукции:
где Рпр – рентабельность продукции, %; П – валовая прибыль предприятия, руб.; Сп – полная себестоимость реализованной продукции, руб.
Для предприятий торговли и
общественного питания
где Рт – рентабельность товарооборота, %; П – сумма прибыли от продаж; Т – объем товарооборота (без НДС).
Рентабельность производственных фондов предприятия определяется по следующей формуле:
где Рф – рентабельность основных фондов, %; П – сумма прибыли (валовой или чистой); ОФ – средняя стоимость основных средств (фондов); МС – средняя стоимость материальных оборотных средств.
Одним из важных показателей
эффективности является
где Срп – полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб.; Впр – выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб. Если затраты на один рубль реализации меньше рубля, то предприятие получает прибыль; если же величина показателя больше единицы, то это говорит о том, что предприятие является убыточным. Снижение затрат на один рубль реализации свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия.
Эффективность использования
Вопрос
22. Понятие, функции,
назначение бизнес-плана
Бизнес-план – документ, представляющий собой объективную оценку собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем раскрываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Именно на основании данного документа партнеры и инвесторы предоставляют денежные средства.
Имеются четыре мотива, которые в процессе планирования требуют составления бизнес-плана:
1. Инвестирование средств в любую, даже самую привлекательную идею, содержащуюся в стратегическом плане, всегда сопряжено с риском. Процесс разработки бизнес-плана включает обдумывание идеи, заставляет ее авторов критически и беспристрастно взглянуть на предлагаемый проект во всей его полноте. Поэтому план способствует предотвращению ошибок и снижению риска.
2. Бизнес-план является официальным документом, который используется для кредитования и финансирования мероприятий стратегического плана.
3. Бизнес-план является рабочим инструментом, с помощью которого составляются все разделы технико-экономического плана предприятия. На его основе создается эффективная система управления предприятием.