Сфера сервиса как контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:58, лекция

Описание работы

Краткий курс лекций по экономике организации

Работа содержит 1 файл

краткий курс лекций.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

    1 вопрос. СФЕРА СЕРВИСА КАК ОТРАСЛЬ

    НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 

    В настоящее время сфера услуг  является одной из динамических, перспективных  отраслей экономики. В современной  экономике все субъекты рынка  в той или иной мере являются потребителями и одновременно оказывают друг другу услуги.

    Рынок услуг существует в единстве с  товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики и подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт, обусловливающих особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

    К основным особенностям рынка услуг  можно отнести:

    1. Высокую динамичность рыночных процессов, которая связана как с динамичным характером спроса на услуги, подверженного значительному влиянию временного фактора, так и с динамикой предложения на этом рынке, обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг.

    2. Территориальную сегментацию. Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависит от характеристик территории, охваченной конкретным рынком. Поэтому территориальный (географический) критерий является в данном случае определяющим.

    3. Локальный характер. Это свойство рынка услуг также обусловлено влиянием территориальной специфики. Испытывая влияние территориальных условий, рынок услуг приобретает четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются отличные от других, но сходные между собой социально-экономические характеристики. Он локализован в рамках территориальных образований, хотя масштабы этих образований могут быть различными.

    4. Высокую скорость  оборота капитала. Она является следствием более короткого производственного цикла и выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг.

    5. Высокую чувствительность  к изменениям рыночной  конъюнктуры, которая обусловлена невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг и, как правило, временным и пространственным совпадением их производства и потребления. Это свойство услуг создает определенные трудности в производственной и предпринимательской деятельности, так как обусловливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги и других факторов рыночной среды, увеличивает степень риска от их непредсказуемых изменений.

    6. Специфику организации производства услуг. Продуцентами услуг обычно являются малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, эти предприятия имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры. Кроме того, они, как правило, более эффективны в условиях локального рынка.

    7. Специфику процесса  оказания услуги, обусловленную личным контактом производителя и потребителя. Такой контакт, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, но с другой – увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя.

    8. Высокую степень  дифференциации услуг, связанную с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги. Сложная структура спроса обусловливает появление новых, нестандартных услуг, причем этот процесс получает все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса. Такое свойство рынка услуг можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности в этой сфере, так как поиск услуги-новинки становится перманентным процессом.

    9. Неопределенность  результата деятельности  по оказанию услуги. Результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию личных качеств производителя, не может быть заранее определен с достаточной точностью. Его окончательная оценка возможна только после потребления услуги.

            Услуги обладают определенными специфическими свойствами.

      Неосязаемость услуг. Одной из основных характеристик услуг является то, что их невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать до того, как они будут приобретены. Таким образом, неосязаемость услуги означает то, что ее нельзя продемонстрировать. Ввиду отсутствия осязаемых характеристик услуг до ее покупки степень неопределенности приобретения увеличивается. Чтобы ее сократить, покупатели ищут «сигналы» качества услуги. Свои выводы относительно качества они делают исходя из места, персонала, цены, оборудования и средства предоставления услуги, которые они могут видеть. Таким образом, целью производителя услуги является повышение степени осязаемости услуги в той или иной степени.

    Неотделимость услуг. Одной из основных характеристик услуг так же является то, что они одновременно предоставляются и потребляются. Их нельзя отделить от источника, независимо от того, предоставляется услуга человеком или машиной. Физические товары сначала производят, после чего их хранят, затем продают и, в конце концов, их потребляют. В отличие от них, услуги сначала продают и, лишь затем, производят и потребляют, причем это происходит одновременно.

         Непостоянство качества услуг. Поскольку процесс производства и потребления услуги связан с участием людей, имеется значительный риск непостоянства качества. Качество услуги зависит от того, кто, когда, где и как ее предоставляет. Как таковое качество услуги очень трудно поддается контролю. Даже качество услуг, предоставляемых одним и тем же служащим, варьируется в зависимости от его физической формы и настроения во время его общения с каждым потребителем.

         Недолговечность услуг. Недолговечность услуги означает, что услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Момент создания и потребления услуги совпадает во времени, а нереализованная возможность оказания услуги исчезает навсегда. Услуги, в своем большинстве, имеют значимость только в процессе их производства и не сохраняются по завершении этого процесса.

            Отсутствие владения. Когда потребители покупают физические товары, например автомобили или компьютеры, они получают личный доступ к использованию продукта на неограниченный промежуток времени, т. е. они владеют товаром, а при желании могут продать его. В отличие от физических качества они делают исходя из места, персонала, цены, оборудования и средства предоставления услуги, которые они могут видеть.

          Таким образом, целью производителя услуги является повышение степени осязаемости услуги в той или иной степени. Проанализировав различные сущности и особенности услуги как экономической категории, можно сделать вывод о следующем значении данной категории. Услуга это благо в форме деятельности, которое одна сторона (субъект рынка) предоставляет другой стороне, тем самым, удовлетворяя ее потребности. При этом предлагающая сторона должна прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки, чтобы сделать свои услуги наиболее осязаемыми, гибкими и качественными.  
 

    В настоящее время в экономической  литературе в России и за рубежом  применяются различные критерии классификации услуг

                                                                                            Таблица 3

    Классификация услуг

    № п/п     Признак классификации     Виды  услуг
    1     2     3
    1     По  используемым предметам труда     производственные

    информационные

    2     По  уровню материальных  затрат     материалоемкие

    низкоматериалоемкие

    3     По  степени осязаемости     осязаемые

    неосязаемые

    4     По  сложности технологии выполнения услуги     сложнотехнологические

    простой технологии

    5     По  квалификации персонала     высокопрофессиональные

    достаточной квалификации

    6     По  месту в инфраструктуре экономики     производственные

    институциональные

    социальные (сфера услуг населению)

    7     По  обязательности присутствия клиента     присутствие клиента необходимо

    выполняемые в отсутствие клиента

    8  
    По  социальному статусу клиента
    элитные

    эксклюзивные

    высокого  статуса (по евростандартам)

    массовые

    9  
 
    По  месту в обществе
    производственные

    распределительные

    профессиональные

    потребительские

    общественные

    10     По  деловому назначению     деловые

    организационные

    личные

    11     По  месту в сфере общественного  производства     в сфере общественного производства

    в сфере обращения

    12     По  коммерциализации     коммерческие

    некоммерческие

    окончание табл. 3

    13     По  характеру связей с физическим продуктом     основная  услуга

    сопутствующая услуга

    14     По  длительности связи между производственной и сервисной сферами     разовая услуга

    периодическая услуга

    постоянная  услуга

    15     По  эффекту от оказанной услуги     услуга  с постоянным эффектом

    услуга  с непостоянным эффектом

    услуга  с осязаемым эффектом

    услуга  с неосязаемым эффектом

    16     По  уровню капиталовложений     Низкокапиталоемкие  услуги

    Капиталоемкие услуги

    Высококапиталоемкие услуги

 

    Официальным выражением классификации всех услуг  является введенный в действие 1 января 1994 года Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН). Общероссийский классификатор услуг населению является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. 
 

    2 вопрос. Понятие организации (предприятия) и ее роль в рыночной экономике 

           Основу любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Именно предприятия выпускают различную продукцию, выполняют работы и оказывают разнообразные услуги, то есть создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

    От  того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят состояние всей экономики и индустриальная мощь государства.

          Если отвлечься  от разнообразия продукции, производимой каждым конкретным предприятием, то можно выделить те общие признаки, которые свойственны всем им:

    1. Производственно-техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии. Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику имеют и технологии, т. е. способы изготовления продукции.

    2. Организационное единство, которое состоит в том, что данная организация как единое целое способна решать определенные производственные, экономические, социальные задачи, имеет внутреннюю структуру, органы управления, структурные составляющие для выполнения определенных функций, закрепленных учредительными документами.

    3. Экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

           Таким образом, центральное звено  современной экономической системы любой страны – это предприятие, то есть такой самостоятельно хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, который организуется либо с целью удовлетворения потребностей общества, либо с целью удовлетворения потребностей лиц, создавших это предприятие, и созданный в порядке, установленном действующим законодательством. Юридическое лицо – это такое образование, которое выступает в гражданском обороте от своего имени в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей и имеющее ряд признаков:

    1. Имеет самостоятельное название (фирменное наименование, отличное от других).

           2. Имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Наличие обособленного имущества выражается в самостоятельном балансе организации. На этом балансе в первую очередь отражаются средства уставного фонда. Внешним выражением самостоятельного ведения бухгалтерского учета является наличие расчетного счета в банке.

    3. Может от своего имени приобретать права по имуществу, вступать в обязательства, осуществлять имущественные и личные права, быть истцом или ответчиком в суде.

    4. Должно иметь самостоятельный баланс.

    5. Каждое юридическое лицо осуществляет предусмотренную законодательством, административными актами и своими учредительными документами деятельность. [5, с.5-13]

           Правовое положение участников гражданского оборота определяется Гражданским кодексом РФ

    Значимость  предприятия как основного звена  экономики определяется следующим: на предприятиях производится продукция, выполняются работы и оказываются услуги, составляющие основу жизнедеятельности каждого человека в отдельности и общества в целом; предприятие является главным субъектом отношений, складывающихся в обществе по поводу производства, реализации, 
распределения и потребления продукции; предприятия формируют спрос на факторы производства, технологические и продуктовые инновации, организационно-управленческие нововведения; предприятия являются одним из важнейших источников формирования доходов бюджетов всех уровней (за счет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, платежей за пользование природными ресурсами и экспортных пошлин); на предприятиях подавляющая часть населения получает вознаграждение за свой труд, материально обеспечивая себя и членов своей семьи; на предприятиях проходят социальную адаптацию граждане, вступающие в жизнь, здесь закладываются основы трудовой дисциплины, воспитывается чувство ответственности, формируются правила и привычки взаимоотношений руководства с подчиненными и т. п.
 

Информация о работе Сфера сервиса как контроль