Себестоимость продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а так же других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
I. Особенности формирования, сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды………………………………………5
1.1. Классификация затрат. ……………………………………………………7
1.2 Калькулирование себестоимости продукции…………………………...11
II. Методы определения себестоимости продукции……………………………..13
2.1 Нормативный метод……………………………………………………….14
2.2 Показной метод……………………………………………………………15
2.3 Попередельный метод…………………………………………………….16
2.4 Особенности калькулирования себестоимости продукции в комплексных производствах…………………………………………………..18
III Основные направления снижения себестоимости…………………………….20
3.1Факторы, оказывающие влияние на уровень себестоимости продукции..23
Заключение…………………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Эк. предприятия..doc

— 188.50 Кб (Скачать)

      Снижение  себестоимости продукции при  опережающем темпе роста производительности труда по сравнению с темпом роста  заработной платы определяется по формуле:

                                                           Змес 1 + ∆                                                  .

    ∆С(пр/зп) =    З                         100       :    З   Yз.п  ∙ 100 =

    Птрмес                         ∆             Птрмес

    Птрмес 1+  100 

      Змес   1 +     ∆     _     1 +    ∆                                                                             .   

=                        100                    100     .      З                Yз.п ∙ 100  =         

                                        ∆               ˙     Птрмес

               Птрмес  1 +      100 

     1 +   ∆     _  1 +   ∆                                    1 +    ∆   .

=          100               100   Yз.п ∙ 100  =  1 –          100         Yз.п ∙ 100 =

          ∆                                                                    ∆   .

   1 +  100                                                        1 +  100 

      1 –     J         Yз.п ∙ 100.

=           JПтр 

      Влияние экономии материалов, топлива, электроэнергии на снижение себестоимости продукции.

      Влияние сокращения материальных затрат на снижение себестоимости продукции определяется по следующей формуле :

      ∆СМ = (100 – JМ ∙ 100) YМ, %,

где  ∆С –  снижение себестоимости продукции, %;

     JМ – индекс снижения материальных затрат (отношение плановых затрат к затратам отчетного периода);

    YМ – удельный вес материальных затрат в себестоимости, %.

      Влияние сокращения норм расхода материалов при неизменных ценах определяется по формуле:

      ∆Сн  (Н – Н ) Ц YМ.

      Но ∙ Цо

      Влияние снижения цен определяется по формуле:

      ∆Сц =     (Ц – Ц ) Н YМ = Ц – Ц   YМ  ,

           Но ∙ Цо                    Цо 

где: Но и Нп – соответственно отчетные и плановые нормы расхода;

        Цо и Цо – соответственно отчетные и плановые цены.

      Влияние амортизации на снижение себестоимости  продукции.

      Влияние амортизации (определяется в процентах от первоначальной стоимости) на себестоимость продукции определяется по следующей формуле:

      ∆СА = (100 –   J    100  ) YA , %,

                                                                                             JД

где: ∆СА – влияние амортизации на уровень себестоимости, %,

       Jо – индекс изменения стоимости основных средств;

      JД – индекс изменения объема выпуска продукции;

      YА – доля амортизации в себестоимости продукции в отчетном периоде.

      Пример: Прирост стоимости основных средств по предприятию составил 10% при одновременном увеличении объема выпуска продукции на 20%; доля амортизации в себестоимости 10%. Снижение себестоимости под влиянием амортизации составит:

      ∆СА =  100 – 1,1   100 0,1 = 0,83 %.

                                                               1,20

      Влияние увеличения объема выпуска продукции  на снижение себестоимости.

      Влияние на снижение себестоимости продукции  увеличения объема производства определяется по формуле:

      ∆Cg = 1,00 – ω +    γ   100%

                                                                                   Jg

где:  ∆Cg – изменение себестоимости при изменении объема добычи, %;

ω – удельный вес переменных расходов в себестоимости в отчетном периоде, %;

γ – удельный вес постоянных расходов в себестоимости в отчетном периоде, %;

Jg – индекс изменения объема выпуска продукции.

      Пример: Определить изменение себестоимости продукции при росте объема выпуска продукции на 10 % (Jg = 1,1). Удельный вес переменных и постоянных расходов в отчетном периоде составлял соответственно 0,4 и 0,6. тогда изменение себестоимости составит:

      ∆Cg = 1,00 – 0,4 +  0,6   100 = 5,45 %.

              1,1

      Влияние изменения объемов выпуска продукции  по отдельным предприятиям на снижение себестоимости единицы продукции по отрасли в целом определяется по формуле:

      ∆Сотр(g) =  ∑ C ∙ g  .   ∑ C ∙ g  _ 1  100,

      ∑ g1    ˙     ∑ g0

где: С0 – себестоимость продукции по предприятиям в базовом периоде;

      g0 ,  g1 – объемы выпуска продукции по предприятиям соответственно в базовом и плановом периодах.

      Влияние изменения себестоимости по отдельным  предприятиям на себестоимость продукции  по отрасли определяется по формуле:

      ∆Сотр(С) =  ∑ C ∙ g  _   ∑ C ∙ g     .   ∑ C ∙ g    100,

                                                    ∑ g1                    ∑ g1       ˙   ∑ g0

      Пример: В составе акционерного общества функционируют три предприятия, обеспечивающие продажу своей продукции.

      Себестоимость единицы продукции и объемы выпуска  по предприятиям  представлены в  таблице:

 
Предприятие
Объем выпуска  продукции, натур.ед. Себестоимость единицы продукции
в базовом

периоде (g0 )

в отчетном периоде (g1 ) в базовом периоде (С0) в отчетном периоде (С1)
№ 1 60 80 8 7,6
№ 2 100 50 10 13
№ 3 240 360 5 3
 

      Себестоимость единицы продукции по акционерному обществу:

      в базовом периоде:

        ∑ C ∙ g  _   8 ∙ 60 + 10 ∙ 100 + 5 ∙ 240    _ 6,7 ден.ед.

                              ∑ g0      ¯                      400                      ¯

      в плановом периоде: 

        ∑ C ∙ g  _   7,6 ∙ 80 + 13 ∙ 50 + 3 ∙ 360    _ 4,77 ден.ед.

                             ∑ g1      ¯                      490                      ¯

      Снижение  себестоимости единицы продукции  по акционерному обществу в целом  составляет 1,93 ден.ед., или 28,8 %.

      Влияние изменения объемов выпуска продукции по отдельным предприятиям на снижение себестоимости единицы продукции по акционерному обществу в целом определяется по формуле:

∆Сотр(g) =  ∑ C ∙ g  .   ∑ C ∙ g  _ 1  100 = 8 ∙ 80 + 10 ∙ 50 + 5 ∙ 360 . 6,7 – 1 100 =

                ∑ g1    ˙     ∑ g0                                        490                    ˙        

      = - 10,5 %,

      т.е. снижение единицы продукции по данному  фактору составляет 10,5 %.

      Влияние изменение себестоимости по отдельным  предприятиям на себестоимость продукции по акционерному обществу составит:

∆Сотр(С) =  ∑ C ∙ g  _   ∑ C ∙ g    .   ∑ C ∙ g  100 = (4,77 – 6): 6,7 ∙100 = -18,3 ,%,

                       ∑ g1                    ∑ g1      ˙   ∑ g0

т.е. снижение себестоимости  единицы продукции по данному фактору составляет 18,3 %.

      Анализ  затрат на  1 руб. затрат товарной продукции  производится в следующей последовательности:

  1. Определяется общее снижение затрат на 1 руб. затрат товарной продукции:   

    ∑ C ∙ g  _   ∑ C ∙ g ,

    ∑ Ц1 ∙ g1         ∑ Ц0 ∙ g0

где: Ц0, Ц1 – цена единицы продукции соответственно в базовом и отчетном периодах.

  1. Определяется влияние изменение структуры выпускаемой продукции:

    ∑ C ∙ g  _   ∑ C ∙ g .

    ∑ Ц0 ∙ g1         ∑ Ц0 ∙ g0

  1. Определяется влияние ценовых факторов:

    ∑ C ∙ g  _   ∑ C ∙ g .

    ∑ Ц1 ∙ g1         ∑ Ц0 ∙ g1

  1. Определяется влияние изменения себестоимости продукции:

    ∑ C ∙ g  _   ∑ C ∙ g .

    ∑ Ц0 ∙ g1         ∑ Ц0 ∙ g1

      Снижение  затрат на производство продукции может  быть достигнуто на основе роста производительности труда, снижение трудоемкости выпускаемой продукции, сокращение численности обслуживающего персонала с внедрением механизации и автоматизации производства высокопроизводительных технологий.

      Себестоимость единицы продукции в плановом периоде может быть определена по формуле:

      С2 = С1 ω ∙ k + γ .

                                                                          k 

      Для вывода данной формулы введем следующие  обозначения:

С1, С2 – себестоимость единицы продукции соответственно в отчетном и плановом периодах;

g1 ,g2 – объем выпускаемой продукции в отчетном и плановом периодах;

  g    _  k – коэффициент изменения объема выпускаемой продукции;

 g1   ¯

ωпер – условно-переменные затраты на единицу продукции;

Зпостпер – условно-постоянные  и условно-переменные затраты на весь объем выпуска продукции в отчетном году;

Зполн – полные издержки производства в отчетном году;

  З        _  ω – доля переменных затрат в издержках отчетного года;

 Зполн   ¯

  З        _  γ – доля постоянных затрат.

 Зполн 

        С   _ g ∙ ω   + З   . g ∙ ω   + З   (g ∙ ω  + З     ) g    _    g ∙ ω    + З          _

        С1  ¯      g2            ˙        g1           ¯ (g1 ∙ ωпер+ Зпост) g2   ¯  (g1∙ ωпер + Зпост)k ¯ 

Информация о работе Себестоимость продукции