Себестоимость продукции промышленного предприятия и пути ее снижение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.
В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции 4
1.1. Понятие и виды себестоимости_________________________________________________ 4
1.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость 5
1.3. Сущность и задачи анализа себестоимости 10
Глава 2. Анализ себестоимости продукции на материалах ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» за 2001-2003 гг. 13
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям 18
2.3. Анализ затрат на рубль товарной продукции 21
2.4. Анализ влияния на себестоимость прямых материальных затрат 24
2.5. Анализ влияния на себестоимость трудовых затрат 27
2.6. Анализ расходов на обслуживание производства и управление им 30
Глава 3. Пути снижения себестоимости продукции 34
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 41

Работа содержит 1 файл

экономика предприятия.docx

— 172.39 Кб (Скачать)

     В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:8

  • расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);
  • расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком;
  • расходы на организацию выпуска ценных бумаг;
  • расходы в виде отрицательной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте;
  • расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции;
  • расходы на оплату услуг банков;
  • расходы на проведение ежегодного собрания акционеров (участников, пайщиков), в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания;
  • в виде некомпенсируемых из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана и так далее.

 

1.3. Сущность  и задачи  анализа себестоимости

 

     Поскольку себестоимость  продукции – это основной фактор, влияющий на цену и прибыль, то анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать оценку эффективности использования ресурсов, а с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.

     Анализ  себестоимости проводится по следующим  основным направлениям:9

  • анализ динамики себестоимости и факторов ее изменения;
  • анализ влияния объема и структуры продукции на себестоимость единицы продукции;
  • анализ структуры себестоимости, ее динамики.

     Анализ  себестоимости может проводиться  как:

  • ретроспективный, который проводится с целью накопления информации о динамике затрат, факторах их изменения. Результаты ретроспективного анализа используются для определения плановой себестоимости продукции, формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции;
  • оперативный, который проводится ежедневно или по данным учета за небольшие периоды времени. Направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь. Результаты оперативного анализа используются для гибкого маневрирования ресурсами;
  • предварительный, который проводится на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • перспективный (прогнозный), который оценивает возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом и отдельных изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов.

     Основными задачами анализа себестоимости  продукции (работ, услуг) являются:10

  • объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
  • исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
  • обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
  • содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
  • выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

     Характер  этих задач свидетельствует о  большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия. Анализ хозяйственной деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации.

     Основными источниками информации, необходимой  для проведения анализа себестоимости, являются:

  • отчетные данные;
  • данные бухгалтерского учета – синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера, первичные документы;
  • плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).

     Подведем  итоги. Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

     По  объему учитываемых затрат различают  цеховую, производственную и полную себестоимость. Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость.

     В соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

     Основными задачами анализа себестоимости  продукции являются: объективная  оценка выполнения плана по себестоимости  и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений, выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

 

Глава 2. Анализ себестоимости  продукции на материалах 
ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» за 2001-2003 гг.

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

     Закрытое  акционерное общество «Волгоградский металлургический завод «Красный октябрь» (в дальнейшем – «Общество») создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах», другими законодательными актами Российской Федерации.

     Учредителем Общества является ОАО «Волгоградский алюминий», расположенное по адресу: 400006, г. Волгоград, ул. Шкирятова, 21.

     Общество  является коммерческой организацией. Местонахождение Общества: Россия, 400007, г. Волгоград, пр. Ленина, 110.

     Организационная структура управления ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» в упрощенном виде представлена на рисунке.

     

     

     

     

     

     

       
 
 
 
 
 

Рис. 1. Организационная структура управления ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь»

     ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» располагает техническими возможностями для выплавки сталей:

  • сталь углеродистая обыкновенного качества;
  • сталь углеродистая качественная конструкционная;
  • сталь легированная конструкционная;
  • сталь подшипниковая;
  • сталь рессорно-пружинная;
  • сталь инструментальная легированная;
  • сталь теплоустойчивая;
  • сталь для проката повышенной прочности;
  • сталь для сварочной проволоки;
  • сталь для армирования железобетонных конструкций;
  • сталь высоколегированная коррозионно-стойкая нержавеющая.

     Проведем  общий анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» (приложение 1).

     За  отчетный период (2001-2003 гг.) имущество предприятия выросло на 934 073 тыс. руб. (143%), в том числе за счет увеличения объема основного капитала на 25 021 тыс. руб. (67%) и прироста оборотного капитала на 
909 052 тыс. руб. (147%). То есть, за отчетный период в оборотные средства было вложено в 36 раз больше средств, чем в основной капитал. Это объясняется тем, что ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» является арендатором основных средств, находящихся на балансе ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь». Материальные оборотные средства увеличились на 315 598 тыс. руб., краткосрочные финансовые вложения – на 12 953 тыс. руб., дебиторская  задолженность – на 519 803 тыс. руб., а денежные средства – на 12 766 тыс. руб.

     Рост  дебиторской задолженности произошел в основном за счет увеличения задолженности покупателей и заказчиков на 224 332 тыс. руб. Несмотря на то, что дебиторская задолженность покупателей и заказчиков выросла, объем денежных средств к концу отчетного периода увеличился.

     Внеоборотные  активы в структуре капитала составляют меньшую долю по сравнению с оборотными активами. При этом к концу отчетного периода наблюдается ее дальнейшее снижение.

     При анализе первого раздела актива баланса следует обратить внимание на тенденции изменения такого его элемента как незавершенное строительство. При определенных условиях увеличение его доли может негативно сказаться на результативности финансово-хозяйственной деятельности.

     Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает  на инвестиционную направленность вложений предприятия.

     Абсолютный  рост оборотных активов может  свидетельствовать не только о расширении производства или действий фактора инфляций, но и замедлении их оборота. Это объективно вызывает потребность в увеличении их массы.

     Источниками образования имущества предприятия  являются заемные средства. Собственные источники средств выросли на 7 691 тыс. руб. (28%), а заемные источники средств возросли на 926 382 тыс. руб. (136%).

     Структура заемных средств в течение отчетного периода претерпела ряд изменений. Так, доля кредиторской задолженности в заемных средствах уменьшилась на 49%. В структуре заемных средств на конец отчетного периода преобладающее место принадлежит займам и кредитам (70%).

     В общих чертах баланс анализируемого предприятия «хорошим» назвать нельзя:

  • темп прироста заемного капитала превышает темп прироста собственного капитала;
  • темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности сильно различаются.

     Хотя  валюта баланса  в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом и темп прироста оборотных активов предприятия выше, чем темп роста внеоборотных активов.

     Проведем  анализ финансовой устойчивости ЗАО  «ВМЗ «Красный Октябрь» (приложение 2).

     Как следует из таблицы, в течение  отчетного периода на предприятии  наблюдается недостаток:

  • собственных оборотных средств;
  • собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств;
  • общей величины источников формирования запасов.

     Таким образом, запасы не обеспечиваются источниками  их формирования. Вычисление трехкомпонентного показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования позволило классифицировать финансовое состояние предприятия как крайне неустойчивое, что выражается в следующем виде:

        < 0;

        < 0;                                          S (x) = {0, 0, 0}.

      < 0.

Информация о работе Себестоимость продукции промышленного предприятия и пути ее снижение