Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа
Предметом исследования курсовой работы является комплекс теоретических и практических вопросов в развитии индустрии туризма как отрасли национальной экономики.
Объектом исследования в данной работе является развитие туристской индустрии в Республике Беларусь.
Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:
• количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
• количество туродней по иностранным туристам;
• суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок [9, с. 198-200].
Эффективность туризма в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.
Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.
Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:
• организации туризма в масштабах государства;
• туристского обслуживания населения региона;
• производственно-
Экономическая эффективность является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.
Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма [15, с. 53-54].
Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.
Проблемы
эффективности туризма
Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответствующих им критериев эффективности [18, с. 72].
Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями народно-хозяйственного комплекса.
Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны как прямым, так и косвенным путем.
Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д. Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Он проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется "эффект мультипликации" или "мультипликатор".
Мультипликатор - это соотношение отклонения от равновесного чистого национального продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта [6, с. 189-193].
Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны.
Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.
Качество рабочих мест в туристской индустрии имеет свои особенности, к которым относятся:
• сезонный характер занятости в туристском обслуживании населения;
• значительный удельный вес работников, занятых неполный рабочий день;
• большой удельный вес низко квалифицированного физического труда;
• ограниченные возможности автоматизации и компьютеризации рабочих мест в туристской индустрии (особенно в гостиничном и ресторанном хозяйствах) [18, с. 83-85].
Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.
Создание
предприятий туристской индустрии
в удаленных малонаселенных и
индустриально слаборазвитых
2.2
Анализ состояния
туристской индустрии
в Республике Беларусь
Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она еще не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстает от соседних государств. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристских целях используется менее 5 процентов. Сохраняется тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным [7].
Не сформирована целостная система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения. Отсутствует механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов.
Отсутствие единой эффективной системы статистического учета и анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валового внутреннего продукта занижается.
Развитию туристской индустрии в РБ, как и в других странах способствуют туристические ресурсы. Данные о них приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Туристические ресурсы Республики Беларусь
Показатель | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
Число гостиниц и аналогичных средств размещения | 284 |
303 |
312 |
331 |
Единовременная вместимость в месяц максимального развертывания гостиниц и аналогичных средств размещения, мест | 23504 |
24095 |
24616 |
24437 |
Число
санаторно-курортных и |
321 |
303 |
311 |
315 |
санатории |
39 |
67 |
68 |
67 |
|
10 |
14 |
14 |
14 |
|
3 | 6 | 5 | 6 |
|
96 | 98 | 98 | 85 |
|
1 | 3 | 2 | 2 |
Другие
санаторно-курортные и |
172 |
115 |
124 |
141 |
Единовременная
вместимость в месяц |
46128 |
42939 |
… |
… |
Основные туристические ресурсы (число): | ||||
Музеи | 139 | 144 | 148 | 151 |
профессиональные театры | 28 | 29 | 29 | 28 |
заповедники | 2 | 2 | 2 | 2 |
национальные парки | 4 | 4 | 4 | 4 |
физкультурно-спортивные сооружения | 22073 |
22076 |
25470 |
25686 |
Тираж книг и брошюр, млн. экз. | 40,3 | 52,0 | 49,8 | 55,4 |
|
4121 | 5345 | 5131 | 5721 |
Библиотечный фонд публичных библиотек, млн. экз. | 71,8 |
71,1 |
70,4 |
71,0 |
Окончание
таблицы 2.1
на 1000 человек населения, экз. | 7360 | 7316 | 7268 | 7336 |
Примечание
– Источник: [12, с. 119]
На основании данной таблицы можно сделать вывод, что на территории Республики Беларусь за последние годы возросла численность гостиниц и других средств размещения, что способствует привлечению прибыли, так как выручка от размещения превышает 45 процентов от общего объема [8].
Привлекательными
ресурсами для коллективного
размещения граждан являются также
санаторно-курортные, оздоровительные
и другие организации. За 2006 – 2009 гг. их
общее количество сократилось на 6 единицы.
При этом отмечается значительное увеличение
санаториев (28 единиц), что свидетельствует
о сохранности материально-технической
базы для оздоровления населения. За этот
же период наблюдается увеличение численности
обслуженных лиц на 38,5 тыс. человек [Приложение
А]. По данным на 2007 г. единовременная вместимость
в месяц максимального развертывания
санаторно-курортных и оздоровительных
организаций составила 42,9 тыс. мест. За
2006 – 2009 гг. количество отдыхающих в санаторно-курортных,
оздоровительных организациях и других
специализированных средствах размещения
увеличилось в 1,2 раза, в кризисном 2008 г.
– в 1,1 раза по сравнению с 2007 г. За этот
период в санаториях отдохнуло в 1,7 раза
больше человек; в домах отдыха – в 1,4 раза;
детей в реабилитационно-
В 2009 г. санаторно-курортными, оздоровительными организациями обслужено на 20% больше человек, чем в 2006 г. при сохранении устойчивой положительной тенденции за истекший период. Все большее количество желающих оздоровиться прибывает в Беларусь из ближнего и дальнего зарубежья: Германии, Израиля, Латвии, Литвы. Но основную группу составляют россияне (около 70%). Их интерес вызван несколькими причинами: привлекательная природа, мирная политическая обстановка в стране, качество белорусских продуктов питания, доступность цен, современная лечебная база санаторно-курортных организаций, неплохой сервис [17]. Особое внимание уделяется санаторно-курортному лечению детей: выделяются бесплатные санаторно-курортные путевки, проводится оздоровление в рамках Президентской программы «Дети Беларуси», подпрограмм «Дети Чернобыля» и «Дети-инвалиды» [19].
Информация о работе Роль индустрии туризма РБ в развитии национальной экономики