Роль индустрии туризма РБ в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы является комплекс теоретических и практических вопросов в развитии индустрии туризма как отрасли национальной экономики.
Объектом исследования в данной работе является развитие туристской индустрии в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РБ В РАЗВИТИИ НАЦ. ЭКОНОМИКИ.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

     Отдельно  выделяются показатели, характеризующие  состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

     • количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);

     • количество туродней по иностранным туристам;

     • суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок [9, с. 198-200].

     Эффективность туризма в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.

     Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

     Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

     • организации туризма в масштабах государства;

     • туристского обслуживания населения региона;

     • производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

     Экономическая эффективность является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.

     Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма [15, с. 53-54].

     Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.

     Проблемы  эффективности туризма целесообразно  рассматривать с помощью системного подхода.

     Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответствующих им критериев эффективности [18, с. 72].

     Положительное влияние туризма на экономику  государства происходит лишь в том  случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями народно-хозяйственного комплекса.

     Туризм  непосредственно участвует в  создании национального дохода страны как прямым, так и косвенным путем.

     Прямое  влияние туризма на экономику  страны (региона) - это результат  расходов туриста на покупку услуг  и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д. Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Он проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется "эффект мультипликации" или "мультипликатор".

     Мультипликатор - это соотношение отклонения от равновесного чистого национального  продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта [6, с. 189-193].

     Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны.

     Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.

     Качество  рабочих мест в туристской индустрии  имеет свои особенности, к которым  относятся:

     • сезонный характер занятости в туристском обслуживании населения;

     • значительный удельный вес работников, занятых неполный рабочий день;

     • большой удельный вес низко квалифицированного физического труда;

     • ограниченные возможности автоматизации и компьютеризации рабочих мест в туристской индустрии (особенно в гостиничном и ресторанном хозяйствах) [18, с. 83-85].

     Развитие  туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

     Создание  предприятий туристской индустрии  в удаленных малонаселенных и  индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов. 
 

2.2 Анализ состояния  туристской индустрии  в Республике Беларусь 
 

     Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она еще не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстает от соседних государств. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристских целях используется менее 5 процентов. Сохраняется тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным [7].

     Не сформирована целостная система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения. Отсутствует механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов.

     Отсутствие  единой эффективной системы статистического учета и анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валового внутреннего продукта занижается.

     Развитию  туристской индустрии в РБ, как  и в других странах способствуют туристические ресурсы. Данные о них приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 –  Туристические ресурсы Республики Беларусь

Показатель 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Число гостиниц и аналогичных средств  размещения  
284
 
303
 
312
 
331
Единовременная  вместимость в месяц максимального развертывания гостиниц и аналогичных средств размещения, мест  
 
23504
 
 
24095
 
 
24616
 
 
24437
Число санаторно-курортных и оздоровительных  организаций  
321
 
303
 
311
 
315
    в том числе:

    санатории

 
39
 
67
 
68
 
67
    детские реабилитационно-оздоровительные центры
 
10
 
14
 
14
 
14
    дома отдыха
3 6 5 6
    базы отдыха
96 98 98 85
    пансионаты
1 3 2 2
Другие  санаторно-курортные и оздоровительные  организации  
172
 
115
 
124
 
141
Единовременная  вместимость в месяц максимального  развертывания санаторно-курортных и оздоровительных организаций, мест  
 
 
46128
 
 
 
42939
 
 
 
 
 
 
Основные  туристические ресурсы (число):        
Музеи 139 144 148 151
профессиональные  театры 28 29 29 28
заповедники 2 2 2 2
национальные  парки 4 4 4 4
физкультурно-спортивные сооружения  
22073
 
22076
 
25470
 
25686
Тираж книг и брошюр, млн. экз. 40,3 52,0 49,8 55,4
    издано книг на 1000 человек населения, экз.
4121 5345 5131 5721
Библиотечный  фонд публичных библиотек, млн. экз.  
71,8
 
71,1
 
70,4
 
71,0
 

Окончание таблицы 2.1 

на 1000 человек населения, экз.        7360    7316    7268     7336
 

Примечание  – Источник: [12, с. 119]     

     На основании данной таблицы можно сделать вывод, что на территории Республики Беларусь за последние годы возросла численность гостиниц и других средств размещения, что способствует привлечению прибыли, так как выручка от размещения превышает 45 процентов от общего объема [8].

     Привлекательными  ресурсами для коллективного  размещения граждан являются также  санаторно-курортные, оздоровительные и другие организации. За 2006 – 2009 гг. их общее количество сократилось на 6 единицы. При этом отмечается значительное увеличение санаториев (28 единиц), что свидетельствует о сохранности материально-технической базы для оздоровления населения. За этот же период наблюдается увеличение численности обслуженных лиц на 38,5 тыс. человек [Приложение А]. По данным на 2007 г. единовременная вместимость в месяц максимального развертывания санаторно-курортных и оздоровительных организаций составила 42,9 тыс. мест. За 2006 – 2009 гг. количество отдыхающих в санаторно-курортных, оздоровительных организациях и других специализированных средствах размещения увеличилось в 1,2 раза, в кризисном 2008 г. – в 1,1 раза по сравнению с 2007 г. За этот период в санаториях отдохнуло в 1,7 раза больше человек; в домах отдыха – в 1,4 раза; детей в реабилитационно-оздоровительных центрах – в 3,2 раза. В 2009г. в обслуживании санаторно-курортных и оздоровительных организаций было занято 16,5 тыс. человек [1, с. 124-127].

     В 2009 г. санаторно-курортными, оздоровительными организациями обслужено на 20% больше человек, чем в 2006 г. при сохранении устойчивой положительной тенденции за истекший период. Все большее количество желающих оздоровиться прибывает в Беларусь из ближнего и дальнего зарубежья: Германии, Израиля, Латвии, Литвы. Но основную группу составляют россияне (около 70%). Их интерес вызван несколькими причинами: привлекательная природа, мирная политическая обстановка в стране, качество белорусских продуктов питания, доступность цен, современная лечебная база санаторно-курортных организаций, неплохой сервис [17]. Особое внимание уделяется санаторно-курортному лечению детей: выделяются бесплатные санаторно-курортные путевки, проводится оздоровление в рамках Президентской программы «Дети Беларуси», подпрограмм «Дети Чернобыля» и «Дети-инвалиды» [19].

Информация о работе Роль индустрии туризма РБ в развитии национальной экономики